гражданское дело № 2-121/2012



          Дело № 2-121/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Ярково                04 апреля 2012 года

      Ярковский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Ермаковой Е.А.

при секретаре Халитулиной З.А.,

с участием: заместителя прокурора Ярковского района Тюменской области Пьянкова Е.А.,

представителя администрации Ярковского муниципального района Блем Л.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121/2012 по заявлению прокурора Ярковского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ярковского муниципального района, выразившееся в неподаче заявления в Управление Росреестра по Тюменской области о постановке на учёт водопроводных сетей, расположенных в <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи, и обязании обратиться в Ярковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с соответствующим заявлением,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ярковского района в интересах неопределенного круга лиц (в порядке гл. 25 ГПК РФ) обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ярковского муниципального района, выразившееся в неподаче заявления в Управление Росреестра по Тюменской области о постановке на учёт водопроводных сетей, расположенных в <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи и обязании в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Ярковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с соответствующим заявлением.

Требования прокурора мотивированы тем, что при проведении проверки соблюдения предприятиями ЖКХ Ярковского района обязательств по своевременному ремонту ветхих магистральных сетей установлено, что водопроводные сети, расположенные в <адрес>, общей протяженностью 2,8 км. длительный период времени являются бесхозяйными.     Указанные водопроводные сети

фактически на балансе ООО «Теплосервис», которое их эксплуатирует, ни на балансе Ярковского муниципального района не числятся, право собственности на них не оформлено. Отсутствие право собственности не позволяет планировать и выделять средства на ремонт водопроводных сетей. При указанных обстоятельствах их нормальное техническое обслуживание и ремонт фактически не осуществляются, постоянный контроль за состоянием водопровода, соблюдение норм и правил безопасности при его эксплуатации отсутствует. Следовательно, при организации питьевого водоснабжения граждан не выполняются требования «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ 167. В связи с изношенностью водопроводных сетей, только в период с сентября 2011 года по март 2012 года в <адрес> 8 раз происходил разрыв водопровода и утечка питьевой воды из водопроводной сети в грунт. При таких обстоятельствах существенно нарушен санитарно- эпидемиологический режим водоснабжения, что создает угрозу причинения вреда здоровью граждан. Отсутствие собственника приводит к дальнейшему разрушению сети водопровода и возможному возникновению аварий в будущем. Между тем, плата за воду эксплуатирующей организацией - ООО «Теплосервис» взымается с потребителей (жителей <адрес>), в полном объеме, как за питьевую воду надлежащего качества, подаваемую в необходимых количествах, без перебоев. Водопроводная сеть в <адрес> относится к объектам недвижимого имущества и в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ должна быть принята на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится. Соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления - Ярковскому муниципальному району переданы полномочия органов местного самоуправления - сельскими поселениям Ярковского района по решению вопросов местного значения, в том числе по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Заместитель прокурора Пьянков Е.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель администрации Ярковского муниципального района Блеем Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласна, пояснила, что с ноября 2011 г. администрацией района предпринимаются все меры по выделению денежных средств для оформления бесхозяйных объектов. Водопроводные сети в <адрес> являются бесхозяйными вещами.

Заслушав прокурора, представителя администрации Ярковского муниципального района, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Ярковского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ответу ООО «Теплосервис» от ДД.ММ.ГГГГ, данное Общество обслуживает арендуемые водопроводные сети, находящиеся в муниципальной собственности. Из-за большого процента износа инженерных сетей увеличивается рост эксплуатационных затрат, которые не заложены в тарифы на предоставляемые услуги теплоснабжения и водоснабжения. В результате ООО «Теплосервис» несет убытки и не имеет финансовые возможности по замене инженерных сетей /л.д. 11/.

За отопительный период с 2011 г. по март 2012 г. в <адрес> произошло 8 аварийных ситуаций /л.д.12/.

Износ центральных тепловодотрас в <адрес> составляет 100 % /л.д. 13/.

Из ответа администрации Ярковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Ярковского муниципального района протяженность водопроводных сетей составляет 120,3 км., в том числе муниципальных 120,3 км, ветхих водопроводных сетей - 70 км., бесхозяйных водопроводных сетей - 29,478 км. В Департамент имущественных отношений Тюменской области подана заявка на предоставление бюджету Ярковского муниципального района субсидии из регионального фонда софинансирования расходов в целях финансирования расходных обязательств, обусловленных необходимостью оформления объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными либо не зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке, в муниципальную собственность Ярковского муниципального района. После оформления данные сети будут переданы эксплуатирующим организациям по договору аренды /л.д.16-19/.

Распоряжением администрации Ярковского района от ДД.ММ.ГГГГ из бюджета района выделены денежные средства в сумме 1000 рублей на финансирование полномочия района по оформлению объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся безхозяйными либо не зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке в муниципальную собственность Ярковского муниципального района /л.д. 20/.

Согласно Перечня объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся бесхозяйными и подлежащих оформлению в муниципальную собственность Ярковского муниципального района, утверждённого ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ярковского муниципального района, водопроводные сети в <адрес>, протяженностью 2,8 км., эксплуатирующие ООО «Теплосервис», значатся в указанном перечне /л.д.26-27/.

Согласно заключению и.о. начальника Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области, целесообразно в 2012 г. оформление объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе водопроводных сетей, расположенных в <адрес>, протяженностью 2,8 км., и являющихся бесхозяйными, в муниципальную собственность Ярковского муниципального района /л.д.29-36/.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого ему здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктами 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки безхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Согласно ст. 4 Закона Тюменской области от 26.09.2001 г. № 400 «О питьевом водоснабжении в Тюменской области», основными принципами питьевого водоснабжения населения являются: соответствие питьевой воды установленным санитарным правилам и нормам; производственный, государственный и общественный контроль за качеством питьевой воды; запрещение использования воды технического качества для питьевых нужд населения; полное обеспечение потребностей населения в питьевой воде; государственная поддержка питьевого водоснабжения; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение населения питьевой водой; приоритет использования подземных вод в целях питьевого водоснабжения; обеспечение надежности и бесперебойной работы систем питьевого водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона Тюменской области от 26.09.2001 № 400 «О питьевом водоснабжении в Тюменской области»населению гарантируется полное обеспечение потребностей в питьевой воде надлежащего качества исходя из научно обоснованных норм потребления.

Судом установлено, что бездействие администрации Ярковского муниципального района, выразившееся в неподаче заявления в регистрирующий орган о постановке на учёт водопроводных сетей в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, предусматривающей в последующем оформление права муниципальной собственности на указанные недвижимые вещи, препятствует планированию и выделению бюджетных средств на эксплуатацию и обслуживание водопроводных сетей, что влияет на бесперебойную поставку и качество питьевой воды, предоставляемой населению эксплуатирующей эти сети организацией.

Таким образом, суд считает, что бездействие администрации Ярковского муниципального района нарушает права и свободы граждан, проживающих на территории данного муниципального района.

Доказательств, опровергающих доводы прокурора Ярковского района, администрацией Ярковского муниципального района суду не представлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

         На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ярковского района в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ярковского муниципального района, выразившееся в неподаче заявления в Управление Росреестра по Тюменской области о постановке на учёт водопроводных сетей, расположенных в <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Обязать администрацию Ярковского муниципального района в месячный срок после вступления в законную силу решения суда обратиться в Ярковский отдел Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области с заявлением о постановке на учёт водопроводных сетей, расположенных в <адрес>, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы, представления через Ярковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий