гражданское дело № 2-137/2012



Дело № 2-137/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Ярково                    22 мая 2012 года

     Ярковский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Ермаковой Е.А.

при секретаре Халитулиной З.А.,

с участием: помощника прокурора Ярковского района Журкиной М.Н.,

представителя ответчика Блем Л.В., представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-137/2012 по иску прокурора Ярковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ярковского муниципального района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обязательному страхованию риска гражданской ответственности при эксплуатации дамб, утверждению в Ростехнадзоре правил безопасной эксплуатации дамб, санитарной очистке дамб, обязании принять меры к осуществлению страхования гражданской ответственности за причинения вреда при эксплуатации противопаводковой дамбы № 4 с. Ярково, обязании утвердить в Ростехнадзоре правила безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений - дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково и произвести санитарную очистку дамб,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику, просит признать незаконным бездействие по непринятию мер по обязательному страхованию риска гражданской ответственности при эксплуатации дамбы № 4 с. Ярково, утверждению в Ростехнадзоре правил безопасности эксплуатации ГТС - дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково, а также санитарной очистке дамб и обязании принять меры к осуществлению страхования гражданской ответственности за причинения вреда при эксплуатации противопаводковой дамбы № 4 с. Ярково, обязании утвердить в Ростехнадзоре правила безопасной эксплуатации ГТС- дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково и произвести их санитарную очистку, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения в апреле 2012 г. проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности на гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Ярковского муниципального района, установлено, что водозаградительные дамбы №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково являются собственностью администрации Ярковского муниципального района. Эксплуатация указанных гидротехнических сооружений осуществляется с нарушениями норм и правил безопасности, что подвергает дамбы разрушению, создает угрозу затопления жилых домов, расположенных возле дамбы, нанесения ущерба имуществу граждан, а также подвергает опасности их жизнь и здоровье. В нарушение установленных требований, обязательное страхование риска гражданской ответственности при эксплуатации дамбы № 4 с. Ярково не обеспечено. Санитарная очистка противопаводковых дамб №№ 1, 2, 3, 4 (скашивание травы, вырубка кустарника) произведена частично. Правила эксплуатации ГТС на указанные гидротехнические сооружения не согласованы с Северо-Уральским управлением Ростехнадзора, уровень безопасности дамб №№ 1, 2, 3, 4 пониженный. Основной функцией дамб №№ 1, 2, 3, 4 является защита с. Ярково от затопления. В связи с этим, ненадлежащая эксплуатация этих гидротехнических сооружений может способствовать наступлению тяжких последствий, в частности, причинению вреда жизни, здоровью и имуществу жителей с. Ярково. Невыполнение требований ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений нарушают права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности их жизни и здоровья.

Помощник прокурор Журкина М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Ярковского муниципального района Блем Л.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Ярковского района подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Из справки о результатах проведенной помощником прокурора Ярковского района Журкиной М.Н. проверки 04.04.2012 г. следует, что водозаградительные дамбы №№ 1, 2, 3, 4 в с. Ярково являются собственностью администрации Ярковского муниципального района. Эксплуатация дамб осуществляется с нарушением норм и правил безопасности, что подвергает их разрушению, создает угрозу затопления жилых домов, расположенных возле дамбы, нанесения ущерба имуществу граждан, а также подвергает опасности их жизнь и здоровье. В нарушение требований закона обязательное страхование риска гражданской ответственности при эксплуатации дамбы №4 с. Ярково не обеспечено. Санитарная очистка противопаводковых дамб №№1, 2, 3, 4 произведена частично, что также подтверждается представленными в суд фотографиями /л.д. 7, 35-39/.

Согласно перечню, утвержденному заместителем губернатора Тюменской области 25.03.2011 г., противопаводковые дамбы №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково относятся к потенциально опасным объектам, расположенным на территории Тюменской области /л.д. 8-11/.

Согласно перечню, утвержденному решением Думы ОМО Ярковский район от ДД.ММ.ГГГГ , противопаводковые дамбы, расположенные на р. Тобол в с. Ярково, относятся к гидротехническим сооружениям, составляющим муниципальную собственность Ярковского района /л.д. 12-15/.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент по охране окружающей среды администрации Тюменской области направил главе Ярковского муниципального района обращение о необходимости подготовить пакет документов и предоставить в Регистрационную палату для государственной регистрации права собственности на гидротехнические сооружения, находящиеся на территории Ярковского района /л.д. 16/.

Из ответа администрации Ярковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2011 г. проведено уничтожение сорной растительности на поверхности дамб №№ 1 и 2. На остальных участках работы не проводились ввиду отсутствия денежных средств на данные мероприятия /л.д. 53/.

Северо-Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Ярковского муниципального района было выдано предписание о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии противопаводковой дамбы №4 в с. Ярково, согласовать правила (инструкции) по эксплуатации гидротехнических сооружений с органами государственного надзора, произвести очистку гребней и откосов противопаводковых дамб от зарослей деревьев и травы /л.д. 54-56/.

Согласно информации начальника отдела по делам ГО и ЧС администрации Ярковского муниципального района Батурина В.С., в январе 2012 г. Губернатору Тюменской области направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств на разработку «Деклараций безопасности» и страхования всех дамб в 2013 г. /л.д. 57/.

Водозаградительные дамбы №№ 1, 2, 3, 4, расположенные в с. Ярково относятся ко второму классу сооружений, последствием разрушения дамб является угроза затопления /л.д. 18-27, 40-52/.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от ДД.ММ.ГГГГ №225-ФЗ, ст. 9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ (с изменениями) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что администрацией Ярковского муниципального района как собственником гидротехнических сооружений, в нарушение требований законодательства, не приняты меры по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации противопаводковой дамбы №4 с. Ярково, по утверждению в Ростехнадзоре правил безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений - дамб в с. Ярково, по санитарной очистке дамб, что не обеспечивает безопасность жизни, здоровья и имущества граждан Ярковского муниципального района.

Таким образом, исковые требования прокурора Ярковского района в интересах неопределенного круга лиц следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Ярковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ярковского муниципального района по непринятию мер: по обязательному страхованию риска гражданской ответственности при эксплуатации дамбы № 4 с. Ярково, по утверждению в Ростехнадзоре правил безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений - дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково, по санитарной очистке указанных дамб.

Обязать администрацию Ярковского муниципального района принять меры к осуществлению страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации противопаводковой дамбы № 4 с. Ярково.

Обязать администрацию Ярковского муниципального района утвердить в Ростехнадзоре правила безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений - дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково.

Обязать администрацию Ярковского муниципального района произвести санитарную очистку дамб №№ 1, 2, 3, 4 с. Ярково.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы, представления через Ярковский районный суд Тюменской области.

Председательствующий