город Ярцево Смоленской области «04» октября 2010 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Дроздовой Е.Г., при секретаре Родченковой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуевой Г.И. к УПФ об оспаривании отказа в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Зуева Г.И. обратилась в суд с иском к УПФ об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В исковом заявлении указывает, что согласно Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе не менее 30 лет, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии. Однако ответчик решением от ДД.ММ.ГГГГ № отказал ей в назначении досрочной пенсии по причине отсутствия требуемого законом специального стажа. Из подсчета специального стажа был исключен период нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, так как включение этих периодов не предусмотрено Правилами исчисления стажа. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, полагает, что исключенные периоды подлежат зачету в стаж и просит обязать УПФ назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Зуева Г.И. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - УПФ заявленные требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в решении об отказе Зуевой Г.И. в назначении досрочной пении по старости.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Зуевой Г.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, назначается независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Зуева Г.И. обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Комиссия УПФ, рассмотрев ее заявление и установив, что на день обращения (ДД.ММ.ГГГГ) специальный стаж истицы составил ххх, отказала в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия необходимого 30-летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д.11).
В специальный стаж истицы не был включен период нахождения ее на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 02 месяца 26 дней).
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами УПФ и отказом Зуевой Г.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по следующим основаниям.
Судом установлено, что Зуева Г.И. имеет средне-специальное медицинское образование.
Из записей в трудовой книжке истицы следует, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в "У" в должности хх (л.д.14-16).
Согласно справке "У" Зуева Г.И. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах по специализации с отрывом от производства, после окончания которых ей присвоена квалификация хх (л.д.12).
В силу п.4 действующих в настоящее время «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иным нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Период повышения квалификации подлежит зачету в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для допуска к осуществлению лечебной работы. Так, статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.
В соответствие с абз.2, 4 и 5 ст.196 ТК РФ, работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников …. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Следовательно, обучение на курсах повышения квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя, и правом и обязанностью.
Доводы представителя ответчика о том, что период прохождения истицей курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, и учитываться при назначении льготной пенсии, судом не могут быть приняты как не основанные на законе.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, поэтому указанные периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, поскольку на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, это входило в ее должностные обязанности, за ней сохранялась заработная плата, то указанный спорный период должен быть включен в специальный трудовой стаж, в том же порядке, в каком ей засчитывалось время работы в данный период.
С учетом специального стажа истицы, рассчитанного УПФ, который составил ххх дней, а также периода ее нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж Зуевой Г.И. составляет более 30 лет, и соответственно, она имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу расходы. За подачу искового заявления в суд, истицей было уплачено 200 рублей госпошлины, которая подлежит возмещению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зуевой Г.И. удовлетворить.
Обязать УПФ включить Зуевой Г.И. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать УПФ назначить Зуевой Г.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с УПФ в пользу З. 200 руб. в возврат госпошлины
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Г. Дроздова