Дело № 2-252/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Ярцево «22» марта 2011 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего: судьи Бунтман И.А.,
с участием помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Ялового И.С.,
при секретаре Конновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области и к Муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 9 города Ярцево Смоленской области о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
Исполняющий обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области о признании незаконными действий и понуждении к выделению денежных средств на производство ремонта, и к Муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 9 г.Ярцево Смоленской области о понуждении к принятию мер по производству ремонта.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что Ярцевской межрайонной прокуратурой установлено, что администрацией муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9 г.Ярцево нарушается законодательство о противодействии терроризму. Одним из направлений в борьбе с угрозами терроризма является организация работы по обеспечению безопасности, профилактике и недопущению чрезвычайных происшествий. В соответствии с действующим законодательством образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица таких учреждений. Меры по созданию указанных условий предполагают и обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
В нарушение требований законодательства территория школы № 9 г.Ярцево имеет нарушения целостности забора, что способствует свободному доступу посторонних лиц, проезду транспортных средств на территорию школы и является предпосылкой и условием совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов.
В связи с выявленными нарушениями Ярцевской межрайонной прокуратурой в администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области <нет данных> внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на противодействие терроризму». Однако, до настоящего времени территория школы не ограждена.
Согласно ответу администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области при формировании бюджета на 2011 год будет предусмотрено выделение денежных средств, направленные на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, способствующей безопасности учебно-воспитательного процесса.
Невыполнение требований законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологических правил может способствовать возникновению массовых беспорядков, совершению террористического акта, влекущего за собой реальную опасность для детей, причинения значительного имущественного ущерба, наступления иных общественно опасных последствий.
Просит признать незаконными действия администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в части не выделения денежных средств муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 9 г.Ярцево Смоленской области для ремонта территории школы, обязать администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства на ремонт по периметру оградительных сооружений муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 9 г.Ярцево Смоленской области; обязать муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу № 9 г.Ярцево Смоленской области с момента перечисления денежных средств на ремонт ограждения территории школы незамедлительно принять меры по ремонту оградительных сооружений по периметру школы.
В ходе рассмотрения дела исполняющий обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области неоднократно уточнял и изменял ранее заявленные им требования, окончательно просил обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства в размере 267795 рублей на производство ремонта по периметру забора муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9 г.Ярцево Смоленской области в срок до <нет данных>; обязать муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу № 9 г.Ярцево Смоленской области с момента перечисления денежных средств на ремонт ограждения территории школы незамедлительно принять меры по ремонту оградительных сооружений по периметру школы.
В судебном заседании представитель истца помощник Ярцевского межрайонного прокурора Яловой И.С. поддержал требования в части, представил письменный отказ прокурора от части ранее заявленных требований, который принят судом, и о чем вынесено соответствующее определение, а также уточнил заявленные требования, просил обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства в размере 267795 рублей на производство ремонта по периметру забора муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы №9 г.Ярцево Смоленской области; обязать муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу № 9 г.Ярцево Смоленской области с момента перечисления денежных средств на ремонт ограждения территории школы незамедлительно принять меры по ремонту оградительных сооружений по периметру школы. В судебном заседании помощник прокурора пояснил, что в августе 2010 года исполняющим обязанности Ярцевского межрайонного прокурора в адрес Главы Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области внесено представление с требованием принять конкретные меры к устранению нарушений, выявленных в результате обследования территорий школ г.Ярцево, в том числе о принятии мер по ремонту оградительных сооружений школы №9. Согласно ответу Главы администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, поступившего в прокуратуру в сентябре 2010 года, при формировании бюджета на 2011 год будут предусмотрены денежные средства для укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. Однако до настоящего времени денежные средства на ремонт ограждения школы №9 не выделено, тогда как необходимо восстановить 23 пролета бетонного ограждения школы, на что требуется 267795 рублей. Просит удовлетворить указанные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Пантюшков С.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация муниципального образования является учредителем школы №9. В районе дефицитный бюджет, не достаточно денежных средств, в том числе на ремонт и восстановление ограждения школы. При формировании бюджета на 2011 год не решался вопрос о выделении денежных средств на ремонт ограждения школы, поскольку непосредственно школе №9 необходимо ремонтировать крышу, рамы окон, электроосвещение. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель ответчика муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9 г.Ярцево Смоленской области Хайкова Е.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора, суду пояснила, что ограждение школы возведено из железобетонных плит и никогда не ремонтировалось. Со временем ограждение разрушается. На сегодняшний день ограждение требует ремонта и замены 23 пролетов, для производства которых, согласно составленной в декабре 2010 года, необходимо 267795 руб.. Она неоднократно обращалась к учредителю и в комитет по образованию Администрации МО «Ярцевский район» с просьбой выделить необходимую денежную сумму для ремонта школы, в том числе ограждения. В феврале 2011 года сотрудником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области ей было выдано предписание, согласно которому она должна в срок до <нет данных> устранить нарушенную целостность бетонных пролетов забора школы. Готова сразу же при поступлении денежных средств предпринять меры к восстановлению ограждения школы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Комитета по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Федосова С.П. в судебном заседании поддержала заявленные требования, суду пояснила, что Комитет по образованию является распорядителем денежных средств, поступивших из администрации муниципального образования на финансирование учреждений. Денежные средства, выделенные для образовательных учреждений в соответствии с подготовленными ими сметами, в первую очередь выделяются на цели, направленные на обеспечение учебного процесса. План первоочередных мероприятий, куда включаются и ремонтные работы, без которых невозможно функционирование школы, подготавливается к следующему учебному году. Комитету по образованию известно о том, что ограждение школы № 9 требует ремонта, однако, из-за недостаточности денежных средств, выделенных на нужды образовательных учреждений, ограждение не ремонтируется.
Представитель Финансового Управления Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Малина Н.М. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, суду пояснила, что денежные средства на ремонт ограждения школы не выделяются из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования. Комитет по образованию должен обратиться с заявкой на выделение определенных денежных средств на конкретные нужды. Поскольку бюджет района дефицитный, то при формировании бюджета на 2011 год выделение денежных средств на ремонт школ района вообще не было предусмотрено.
Выслушав помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Ялового И.С., представителей ответчиков Пантюшкова С.И., Хайкову Е.А., представителей третьих лиц Федосову С.П., Малина Н.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-I «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.75 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196, деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.
Согласно п.2.2.1., п.2.2.3. СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
В судебном заседании установлено, что на основании решения исполкома Ярцевского городского Совета народных депутатов № от <нет данных> открыта Ярцевская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа №9. Согласно Уставу указанного образовательного учреждения, утвержденному постановлением Главы МО «Ярцевский район» Смоленской области № от <нет данных>, учредителем школы является Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области (л.д.73-103).
<нет данных> между Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школой № 9 заключен договор между учредителем и муниципальным общеобразовательным учреждением, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с деятельностью школы как общеобразовательного учреждения (л.д.205-206).
В соответствии с п.4.1. указанного договора учредитель в пределах своей компетенции и выделяемых бюджетных средств несет ответственность за создание необходимых условий функционирования школы.
В июле-августе 2010 года проведено комиссионное обследование образовательных учреждений на территории МО «Ярцевский район» Смоленской области, в том числе муниципальной средней общеобразовательной школы № 9, на предмет антитеррористической защищенности, в результате проведения которого выявлено, что железобетонный забор высотой 1,5 м, установленный по периметру указанного образовательного учреждения (школы № 9), требует ремонта (л.д.158). О результатах обследования начальник МОБ ОВД по Ярцевскому району Смоленской области сообщил исполняющему обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области (л.д.157). О необходимости устранения выявленных нарушений <нет данных> исполняющим обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в адрес главы Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области внесено представление № об устранении нарушений законодательства, направленного на противодействие терроризму (л.д.6). В ответ на указанное выше представление, <нет данных> в прокуратуру направлено письмо, содержащее информацию о проводимой в администрации муниципального образования работе по устранению нарушений законодательства и планах мероприятий по устранению нарушений в будущем (л.д.7).
Специалистами Комитета по образованию Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области совместно со специалистами Управления по градостроительной деятельности, имущественным и земельным отношениям Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области проведено обследование ограждения территории Ярцевской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9, по результатам которого составлены дефектный акт и локальная смета № от <нет данных> на сумму 267795 руб. (л.д.150).
В результате проверки <нет данных> указанного выше образовательного учреждения инспектором Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в Духовщинском, Кардымовском, Ярцевском районах в адрес директора школы № 9 внесено предписание № от <нет данных> об устранении нарушений целостности бетонных пролётов забора школы в срок до <нет данных> (л.д.153).
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, поскольку ремонт ограждения Ярцевской муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9 до настоящего времени не произведен, денежных средств учредителем Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области на производство ремонта также не выделено, что не оспаривали стороны в судебном заседании, чем нарушены требования СанПиНа 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», то при таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования исполняющего обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области и обязать Администрацию МО «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства в размере 267795 рублей на производство ремонта по периметру забора муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы № 9 г.Ярцево Смоленской области.
Согласно п.3 ч.3 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-I «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Суд считает, что нарушение целостности ограждения школы является предпосылкой к проникновению посторонних лиц на территорию школы, проезду транспортных средств, что может создать условия для совершения в отношении обучающихся, учителей тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористических актов.
С учетом изложенного выше, суд считает необходимым обязать муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу № 9 г.Ярцево Смоленской области с момента перечисления денежных средств на ремонт ограждения территории школы незамедлительно принять меры по ремонту оградительных сооружений по периметру школы.
Доводы представителя Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области и представителя финансового управления Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, о том, что денежные средства не представляются школам для производства ремонта ограждения из-за их отсутствия в бюджете района, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств этому суду не представлено, а так же в связи с тем, что указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Суд разъяснил сторонам ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств, удовлетворил обоснованные ходатайства. Других доказательств стороны не представили, ходатайств об их истребовании не заявляли, посчитали представленные доказательства достаточными для вынесения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования исполняющего обязанности Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства в размере 267795 (двести шестьдесят семь тысяч семьсот девяносто пять) рублей 00 копеек на производство ремонта забора по периметру муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы номер «девять» города Ярцево Смоленской области.
Обязать муниципальную среднюю (полную) общеобразовательную школу номер «девять» города Ярцево Смоленской области с момента перечисления денежных средств на ремонт забора по периметру школы незамедлительно принять меры по ремонту оградительного сооружения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение 10 дней.
Председательствующий судья И.А. Бунтман