Дело № 2-43/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Ярцево Смоленской области «20» мая 2011 года Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего - судьи Дроздовой Е.Г., при секретаре Овчинниковой З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Пашуткину А.Г., Полозовой К.И., Даниленко В.А., Даниленко З.И., Фонаковой Р.М., Савицкой Т.В., Савицкому В.Н., Барковской В.Д., поданным в их интересах Осиным И.В., действующим на основании доверенностей от <нет данных> и <нет данных>, к Я о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков и обязывании предоставить земельные участки для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, У С Т А Н О В И Л: Пашуткин А.Г., Полозова К.И., Даниленко В.А., Даниленко З.И., Фонакова Р.М., Савицкая Т.В., Савицкий В.Н., Барковская В.Д. обратились в суд с исками к Я (далее по тексту Я о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков и обязывании предоставить земельные участки для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, в обоснование которых указали, что в <нет данных> года они обратились к ответчику с заявлениями о представлении им в собственность бесплатно для строительства индивидуальных жилых домов земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, напротив домов № поскольку они относятся к льготной категории граждан, которым в соответствии с Законом Смоленской области от 10 июня 2003 года №23-з от «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно», свободные земельные участки должны предоставляться бесплатно и в первую очередь. На свои заявления они получили ответ Я о том, что испрашиваемые земельные участки находится в составе земель лесного фонда и не могут быть предоставлены им для строительства. Полагают, что все земли, находящиеся в пределах черты <адрес>, в том числе и земли лестного фонда относятся к категории «земли населенных пунктов». Считают, что отказы ответчика нарушают их законные права, в связи с чем, подлежат отмене. Просят суд признать незаконными отказы ответчика в предоставлении им земельных участков и обязать Я предоставить им в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства каждому земельный участок, расположенный в <адрес> напротив домов №. Истцы Фонакова Р.М., Барковская В.Д., Даниленко В.А., Савицкая Т.В., Савицкий В.Н., Полозова К.И., Даниленко З.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о наличии уважительных причин, препятствующих их явке в суд, не сообщили, против рассмотрения дела в их отсутствие не возражали. Представитель третьего лица – УЛ в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в ранее данных суду показаниях пояснил, что считает требования истцов не подлежащими удовлетворению, так как участки, которые они просят предоставить в собственность бесплатно находятся на территории Ярцевского лесничества и являются землями Гослесфонда. Кроме того, испрашиваемые участки лесного фонда находятся в аренде у ООО договор зарегистрирован в регистрирующих органах. Просил отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица – ТУ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив письменный отзыв на иск, где указал, что он поддерживает позицию ответчика - Я Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц. В судебном заседании истец Пашуткин А.Г. и его представитель Морозов П.А. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, просили суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель истцов Осин И.В. в судебном заседании исковые требования своих доверителей поддержал по изложенным в исках основаниям, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Представители ответчика – Комиссарова И.Л. и Семенов В.А. в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что испрашиваемые земельные участки по <адрес> напротив домов № расположены на территории Ярцевского лесничества, являются землями Гослесфонда и принадлежат согласно свидетельству о государственной регистрации права Российской Федерации. Считают, что изменение границ городского поселения и включение спорных земельных участков в черту <адрес> не влечет автоматического прекращения права собственности на землю у Российской Федерации, вследствие чего Я не имеет права распоряжаться ими. Кроме того, спорные земельные участки переданы в аренду ООО в <нет данных> году, договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Просили отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица - ЯГП Обушенкова Г.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцами требований, поддержав позицию ответчика, пояснив, что спорные земельные участки в <нет данных> году были включены в городскую черту, а, значит, включены в план городской застройки. После этого они должны быть переведены из одной категории земель в другую и только тогда планироваться для застройки. В данном случае право собственности на испрашиваемые земельные участки принадлежит Российской Федерации, поскольку процедуры перевода земель не было. В черту города входит много участков разного назначения, но это не предполагает их обязательную застройку и автоматический перевод в земли поселения. Просит отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица - Д Чудаков Ф.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных истцами требований, пояснив, что по состоянию на <нет данных> общая площадь земель лесного фонда, числящаяся за Ярцевским лесничеством не изменилась по сравнению с предыдущими годами и составляет <данные изъяты> га, из них земли площадью <данные изъяты> га, в том числе квартал № выдела № и №, относящиеся к лесопарковой части зеленых зон, где расположены земельные участки в районе <адрес> хоть и вошли в городскую черту, но в собственность муниципального образования не перешли, состоят на учете лесхоза и являются землями государственного лесного фонда, их собственником является Российская Федерация, о чем имеется свидетельство. Считает, что изменение городской черты не влечет за собой автоматическую смену собственника земли. Кроме того, испрашиваемые участки земли лесного фонда находятся в аренде у ООО договор зарегистрирован в установленном законом порядке. Просит отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица – УПР Боровая Н.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцами требований, указав, что они действительно обращались в Я с заявлениями о предоставлении им земельных участков по <адрес> напротив домов №, для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно как лица имеющие льготы. На ее запрос в Ярцевский лесхоз по поводу принадлежности испрашиваемых участков она получила ответ о том, что они принадлежат государственному лесному фонду и относятся к лесам первой категории. Я не имеет права распоряжаться этими землями. В <нет данных> году была утверждена лишь городская черта - граница <адрес>, куда вошли спорные участки, но фактически перевод в установленном законом порядке не осуществлен до настоящего времени, хотя они и обратились в Департамент по лесному хозяйству с таким вопросом. Просит отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица ООО» - Синельников В.А. в судебном заседании разрешение данного спора оставил на усмотрение суда, пояснив, что они по договору от <нет данных> года арендуют у Д участок лесного фонда Ярцевского лесничества. Спорные земельные участки, на которые претендуют истцы расположены в квартале № выдела № - это лесопарковая часть зеленых зон, выдел № представлен сенокосом, то есть спорные участки относятся к землям лесного фонда, что подтверждается таксационным описанием по Ярцевскому лесничеству. Представитель третьего лица - ЗКП Романова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцами требований, указав, что собственником спорных земельных участков является Российская Федерация на основании государственной регистрации права, которая происходила по материалам лесоустройства. Границы этих земельных участков не установлены, кадастровые номера им не присвоены. Просит отказать истцам в удовлетворении требований в полном объеме. Представитель третьего лица - УФС Быкова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных истцами требований, пояснив, что согласно записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним участок лесного фонда с условным номером № по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании ст.19 ЛК РФ и Конституции РФ, изначально право собственности регистрировалось в <нет данных> году. Поскольку испрашиваемые земельные участки расположены на территории земель лесного фонда и принадлежат Российской Федерации, то ответчик не имеет права ими распоряжаться и предоставлять истцам для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, имеются обременения права Российской Федерации в пользу ООО», документ-основание договор аренды лесного участка от <нет данных>. Просит отказать истцам в удовлетворении исковых требований. Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.4 ст.1 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 года № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно может осуществляться в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда. Судом установлено, что Даниленко В.А., Даниленко З.И., Савицкий В.Н., Барковская В.Д., Савицкая Т.В., Фонакова Р.М. и Полозова К.И. являются ветеранами труда, а Пашуткин А.Г. имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, следовательно, истцы относятся к категории граждан, которым предоставление земельных участков в собственность осуществляется бесплатно. В <нет данных> года истцы обратились в Я с заявлениями о предоставлении каждому из них в собственность бесплатно земельного участка по <адрес> напротив домов № под индивидуальное жилищное строительство. В ответ на указанные заявления ГЯ письменно известил истцов о том, что испрашиваемые земельные участки находятся в составе земель лесного фонда и не могут быть предоставлены им в собственность (т.7 л.д.17, т.4 л.д.9, т.3 л.д.16, т.1 л.д.9, т.5 л.д.11, т.6 л.д.11, т.2 л.д.10, т.8 л.д.10). Указанные сообщения фактически являются отказами в предоставлении истцам испрашиваемых земельных участков. В соответствии со ст.101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством. Согласно ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов. Судом установлено, что согласно Постановлению ГЛ от <нет данных> № «Об утверждении проекта городской черты <адрес>» (т.8 л.д.27) и Постановления Смоленской областной Думы от <нет данных> № «Об утверждении границы <адрес>» (т.8 л.д.28) в границы <адрес> включены земли государственного лесного фонда: лесные кварталы № ОЗ лесничества и № № ЯР лесничества Ярцевского лесхоза общей площадью <данные изъяты> га, в том числе и испрашиваемый земельный участок (т.8 л.д.28 оборотная сторона). Из заключения госэкспертизы №-<адрес> от <нет данных> усматривается, что для перевода <данные изъяты> кв.м. первой категории гослесфонда в категорию городских лесов необходимо согласование с Федеральным Управлением лесов (т.8 л.д.25-26), что также нашло свое отражение в сообщении <адрес> по лесному хозяйству на имя ГЯ о согласовании включения в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда (т.8 л.д.30,31-32). Согласно первоначальному свидетельству о государственной регистрации права от <нет данных> и повторных свидетельств (т.10 л.д.14, т.8 л.д.57) участок лесного фонда по адресу: <адрес>, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Российской Федерации. Земельный кодекс РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст.7). При этом законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (пп.6 п.1 ст.1 ЗК РФ). В соответствии со ст.19 ЛК РФ, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в <нет данных> году нового ЛК РФ. Согласно п.1 ст.8 ЛК РФ 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу ст.3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с п.1 ст.4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. Согласно п.1 ст.84 ЗК РФ (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Действовавшая в период государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда ст. 63 ЛК РФ предусматривала, что перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются: в лесах первой группы – Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с федеральным органом управления лесным хозяйством; в лесах второй и третьей групп – органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению соответствующего территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, а в п.п.1 и 3 ст.8 ЗК РФ 2001 года содержалось указание, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации, нарушение же установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую. Из Государственного учета лесного фонда по состоянию на <нет данных> усматривается, что общая площадь по Ярцевскому лесничеству составляет <данные изъяты> га (т.8 л.д.83). Как усматривается из письма директора ФГУ на запрос Я земельный участок в районе <адрес> расположен на территории ФГУ в Ярцевском лесничестве, в квартале № выдела № и №. Это леса 1 группы – лесопарковая часть зеленых зон. № выдел представлен составом – сосны, выдел № – сенокос (т.9 л.д.176), то есть спорные участки относятся к землям лесного фонда, что подтверждается таксационным описанием по Ярцевскому лесничеству (т.8 л.д.87), планом расположения государственного лесного фонда в Ярцевском лесничестве (т.8 л.д.84), планом лесонасаждений Ярцевского лесничества (т.8 л.д.85-86), планшетом № лесоустройства. <нет данных> согласно договору аренды лесного участка Д предоставил ООО во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный в <адрес> Ярцевского лесничества, Ярцевского участкового лесничества, кварталы № на срок до <нет данных>. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке (т.9 л.д.46-54). Решением Совета депутатов ЯГП от <нет данных> № утвержден генеральный план <адрес> (т.8 л.д.218-219), <нет данных> было вынесено решение СД ЯГП № об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес> (т.8 л.д.15-17). Испрашиваемые истцами земельные участки на схеме зонирования указанных Правил, находятся в зоне Ж.1. – зона застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа (т.8 л.д.200-202). При этом сведений о надлежащем принятии (утверждении) вышеуказанного генерального плана <адрес> в соответствии с нормами Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 года №120-з "Об административно-территориальном устройстве Смоленской области" и Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суду не предоставлено. По мнению истцов в городскую черту были включены спорные участки лесного фонда, между тем в отношении этих участков соответствующими органами не была проведена обязательная публичная процедура перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов). Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в Постановлении от 9 января 1998 года № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Иное истолкование указанных положений приводило бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации, поскольку означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорных участков из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) происходит по воле и в интересах ЯГП в отсутствии согласия самого собственника – Российской Федерации и при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа Российской Федерации и как таковой является федеральной собственностью особого рода. Довод истцов, со ссылкой на ст.8 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», о том, что перевод земель из земель лесного фонда в земли поселений осуществлен автоматически – посредством установления городской черты <адрес> основан на неправильном толковании и применении этого Закона. Настоящий Федеральный закон не действовал в период первоначальной государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок лесного фонда, а, следовательно, его нельзя применять к спорным правоотношениям, поскольку он вступил в силу лишь с 05 января 2005 года (ст. 21 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»). Кроме того, названный Федеральный закон не предусматривает возможности без соблюдения надлежащей правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселения в случае изменения городской черты, а положения ст.8 данного Закона должны применяться во взаимосвязи с другими его статьями, предусматривающих определенный порядок подготовки документов для перевода земель, а также рассмотрения ходатайств о переводе земель. Действующее законодательство, включая Лесной и Земельный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предоставляют органам местного самоуправления полномочий по распоряжению участками лесного фонда, расположенных в пределах соответствующих муниципальных образований. При таких обстоятельствах довод истцов о том, что ответчик полномочен распоряжаться спорными земельными участками, не основан на законе. Ссылки истцов о том, что они имеют бесспорное право на предоставление им спорных земельных участков, поскольку являются гражданами льготных категорий, не имеют правового значения для принятия решения по данному делу, поскольку указанные земельные участки не могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства никому в силу вышеуказанных обстоятельств. При таких установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд считает, что истцы не вправе претендовать на испрашиваемые земельные участки, расположенные на <адрес>, напротив домов №, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать. Суд разъяснил сторонам ст.56 ГПК РФ и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств, удовлетворил обоснованные ходатайства, об истребовании других доказательств, стороны не ходатайствовали, посчитали представленные и исследованные доказательства достаточными для принятия решения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Пашуткину А.Г., Полозовой К.И., Даниленко В.А., Даниленко З.И., Фонаковой Р.М., Савицкой Т.В., Савицкому В.Н., Барковской В.Д. к Я о признании незаконными отказов в предоставлении земельных участков и обязывании предоставить земельные участки для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно – отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Председательствующий судья: Е.Г.Дроздова