г. Ярцево 13 октября 2011 г. Ярцевский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Дементьева С.М., при секретаре Аксёновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной Е.М. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Золотухина Е.М обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что <нет данных> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с достижением достаточного льготного стажа работы в лечебном учреждении, но решением № от <нет данных> ей в этом было отказано, т.к. не были включены периоды прохождения курсов повышения квалификации с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>); периоды административных отпусков с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), и с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), а всего <данные изъяты>. По состоянию на <нет данных> ее специальный стаж составляет <данные изъяты>. С решением ответчика не согласна. Считает, что поскольку она направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, за ней сохранялись место работы и заработная плата, производились необходимые отчисления в Пенсионный фонд, то спорные периоды подлежат включению в специальный стаж. Также ответчиком не включены периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с <нет данных> по <нет данных> и период отпуска по уходу за ребенком с <нет данных> по <нет данных>, хотя законодательство предусматривает включения в специальный стаж периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Полагает, что указанный период также подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, поскольку приостановка работы произошла по вине администрации, за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд, то периоды административных отпусков также подлежат включению в льготный стаж. С учетом спорных периодов ее специальный стаж составляет более 30 лет. Просит суд обязать ответчика включить вышеуказанные спорные периоды в ее специальный стаж, признав его продолжительностью <данные изъяты> достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истица Золотухина Е.М. исковые требования поддержала. Пояснила, что просит также обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <нет данных> Представитель ГУ – УПФ России в <адрес> Федорин Р.Ю. требования истицы не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.27 п.1 п./п 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (т.е. для женщин – 55 лет), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В силу п. 2 ст. 27 названного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам названного Закона периоды работы до 01.01.2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Из трудовой книжки, которая в силу ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, усматривается, что истица с <нет данных> осуществляет лечебную деятельность /л.д.36-39/. Решением ГУ-УПФ России в <адрес> № от <нет данных> /л.д.33-35/ спорные периоды не приняты в подсчет специального стажа из-за отсутствия положений законодательства, регламентирующих их учет в льготном исчислении. Исключенные УПФ России периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), подлежат включению в специальный стаж истицы по следующим основаниям. Судом установлено, что в периоды прохождения курсов повышения квалификации с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>) истица работала в ОГУЗ «хххх» в должности <данные изъяты> полный рабочий день на полную ставку, из представленной справки работодателя усматривается, что Золотухина Е.М. направлялась им на основании соответствующих приказов /л.д.19/. Наличие периода нахождения на курсах повышения квалификации с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>) ответчиком не оспаривается. Согласно ст.187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы. Необходимость проведения работодателем повышения квалификации регламентируется ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, курсы повышения квалификации являются необходимым и обязательным условием выполнения работы, и производятся по инициативе работодателя, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, из которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вследствие чего они подлежат включению в специальный стаж истицы. Периоды административных отпусков с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>), и с <нет данных> по <нет данных> (<данные изъяты>) также следует включить в специальный стаж Золотухиной Е.М. по следующим основаниям. Действующим законодательством понятия административного отпуска не установлено. По настоящему делу, в спорные периоды истица работала в ОГУЗ «хххх». Всем работникам учреждения предоставлялись административные отпуска в связи с приостановлением деятельности учреждения, то есть возникла ситуация, когда работники не по своей вине не могли выполнять свои трудовые обязанности. Поэтому это время считается простоем по вине организации. За время простоя сотрудникам выплачивается не менее 2/3 среднего заработка (ч. 1 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации). Из справки от <нет данных> усматривается, что в спорные периоды деятельность учреждения была приостановлена по соответствующим приказам работодателя, а сотрудникам предоставлялись административные отпуска с оплатой за период простоя учреждения из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного оклада /л.д.19/. То есть отпуск предоставлялся с сохранением места работы, вследствие чего за действия администрации работники ответственности не несут и они не могут быть лишены принадлежащих им трудовых прав, в том числе и права на льготную пенсию. Ссылка в решении ответчика на то, что административные отпуска Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №5 не предусмотрены, не может быть принята во внимание, поскольку законодательного установления понятия административного отпуска не предусмотрено, административный отпуск таковым не считается, поскольку относится к простою, но с сохранением места работы и заработной платы в размере 2/3. В действующем законодательстве отсутствуют нормы об исключении из специального трудового стажа времени простоя не по вине работника. Таким образом, оснований для исключения из специального стажа периодов административных отпусков у ГУ-УПФ РФ в <адрес> не имелось. Кроме того, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим в спорные периоды, в стаж медицинских работников засчитывается время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы. Периоды, нахождения в отпуске по беременности и родам <нет данных> по <нет данных> и период отпуска по уходу за ребенком с <нет данных> по <нет данных> исчислены в календарном порядке. Истица не согласна с отказом во включении указанных периодов в подсчет специального стажа работы в льготном исчислении – как 1 год за 1 год 03 месяца. Судом установлено, что Золотухина Е.М. приходится матерью ребенку, родившемуся <нет данных> /л.д.23/. В отношении права Золотухиной Е.М. на получение досрочной трудовой пенсии следует применять те нормативные акты, которые действовали во время возникновения обстоятельств, периоды работы в которые подлежали включению в специальный трудовой стаж. В соответствии со ст.167 Кодекса законов о труде РСФСР (утвержденного Законом РСФСР от 09.12.1971 г.) в редакции действовавшей на момент рождения ребенка истицы и ухода за ним, кроме отпуска по беременности и родам женщине по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Тем самым до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Согласно Разъяснениям от 30.03.1970 г. №4/11 Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов «О порядке предоставления дополнительного отпуска без сохранения заработной платы женщинам, имеющим грудных детей, до достижения ребенком возраста одного года», действовавшим до июля 1982 года, время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого женщинам, имеющим грудных детей, засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы, и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, включая пенсии на льготных условиях и в льготных размерах, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет, при установлении окладов (ставок) работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам. Согласно Разъяснениям «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 N 156/10-30, действовавшим в период с <нет данных>, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, в силу указанных положений закона и Разъяснений, которые распространяют свое действие на момент возникновения обстоятельств (предоставление отпуска по беременности и родам, рождение ребенка в <нет данных> отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет), спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы в льготном исчислении. Иные периоды, не включенные ответчиком в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, истица не оспаривает. Таким образом, с учетом периодов, включенных УПФ РФ в <адрес> в специальный стаж Золотухиной Е.М. по состоянию на <нет данных> – <данные изъяты>, а также периодов, по решению суда подлежащих включению в специальный трудовой стаж, в том числе и в льготном исчислении, на <нет данных> специальный стаж истицы составил более необходимых 30 лет. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее. Золотухина Е.М. обратилась за пенсией <нет данных>, просила назначить ее с <нет данных>, поэтому требование о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты надлежит удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить в специальный стаж работы Золотухиной Е.М. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: -с <нет данных> по <нет данных>; -с <нет данных> по <нет данных>; -с <нет данных> по <нет данных>; периоды административных отпусков: -с <нет данных> по <нет данных>; -с <нет данных> по <нет данных>; период нахождения в отпуске по беременности и родам: -с <нет данных> по <нет данных> в льготном исчислении – как <данные изъяты>; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком: -с <нет данных> по <нет данных> в льготном исчислении – как <данные изъяты>, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <нет данных>. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий судья С.М.Дементьев