. Дело № 2-431/2011 Р Е Ш Е Н И Е город Ярцево Смоленская область 14 октября 2011 года Судья Ярцевского городского суда Смоленской области Короткова Е.Н., с участием: представителя ответчика - Отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе и соответчика - Департамента Смоленской области по социальному развитию – Дубровиной Н.К., при секретаре Артыковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СЕМОЧКИНА Н.Н. к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе Смоленской области и Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете компенсации по оплате за коммунальные услуги и взыскании морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Сёмочкин Н.Н. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения в Ярцевском районе и Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете компенсации по оплате за коммунальные услуги и взыскании морального вреда на том основании, что в 1997 году он получил удостоверение бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей. С 1997 года по 2008 год ему и его семье: жене – С.М., сыну - С.С., внучке – С.Е. (2001 года рождения) предоставлялась льгота по оплате коммунальных услуг всеми предприятиями и учреждениями ЖКХ согласно Положения о льготах для инвалидов и участников ВОВ, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года в виде 50% скидки по всем коммунальным услугам. С января 2009 года льготы по оплате услуг ЖКХ были заменены денежной компенсацией, а с января 2010 года была проведена полная монетизация льгот. В марте 2009 года он обратился в Отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе с сообщением, что ему компенсация проводится без учета 50 % скидки на членов семьи. В Отделе социальной защиты его заверили, что расчет производится правильно. В апреле он обращался к начальнику отдела социальной защиты Дубровиной Н.К. с заявлением, что компенсация по оплате услуг ЖКХ в размере 50% скидки, выплачивается только ему и его жене С.М., которая являясь «Ветераном труда» также имеет право на указанную льготу, а на членов его семьи льгота не предоставляется. Но никакого результата его обращения не принесли и до сих пор компенсация в полном размере ему не выплачивается. Его обращения в Отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе в 2010 году также никакого результата не принесли, наоборот ему сказали, что льгота будет предоставляться только на него. Нежелание работников социальной защиты принять надлежащие меры по его обращениям и произвести перерасчет льгот, причиняют ему переживания и нравственные страдания из-за несправедливого отношения к нему. Поэтому он обратился в суд и просит взыскать в его пользу материальный ущерб, обязав произвести перерасчет с учетом предоставления 50 % скидки всем членам его семьи с января 2009 года по настоящее время с перечислением денежных сумм на его лицевой счет в Сберегательном банке, а так же возместить моральный вред, исходя из продолжительного срока полного равнодушия к нему, что недопустимо с точки зрения моральной этики работникам социальной защиты населения, в размере <данные изъяты> рублей. Истец – Семочкин Н.Н. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия. Представитель ответчика - Отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе, и соответчика – Департамента Смоленской области по социальному развитию – Дубровина Н.К. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. В соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года) инвалидам войны предоставляются такие меры социальной поддержки, как: - оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими; - оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). С 1 января 2005 года государственные полномочия, по реализации Федерального закона «О ветеранах», возложены на Департамент Смоленской области по социальному развитию. Денежные средства на его финансирование поступают из федерального бюджета, при этом Департамент целиком и полностью отвечает за целевое расходование бюджетных средств, поступающих на его реализацию. В соответствии с пунктом 6 статьи 23.3 ФЗ «О ветеранах» установлено, что форма доставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Постановлением Администрации Смоленской области от 19.12.2008 № 713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», установлена форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в виде денежного эквивалента 50 % скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решение о выплате денежного эквивалента принимается отделами (секторами) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию. Полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки членам семьи инвалидов войны по оплате коммунальных услуг в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 № 209, Департамент не наделялся. Кроме того, изменение формы предоставления указанных мер социальной поддержки гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», не повлекло за собой изменение круга лиц, имеющих на них право. Предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 % коммунальных услуг членам семьи инвалида войны до 1 января 2011 года данным законом предусмотрено не было. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О ветеранах» от 02.07.2010 № 149-ФЗ мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 14, подлежит распространению и на членов семьи инвалидов войны, совместно с ними проживающими, только с 1 января 2011 года. Денежный эквивалент 50 % скидки по оплате за жилое помещение (техническое обслуживание и наем) в период с 01.01.2009 по 31.12.2010 начислялся и выплачивался Н.Н. Семочкину на совместно проживающих с ним членов семьи: С.С. и С.Е., а по оплате коммунальных услуг только на него. Департамент не имел полномочий расширить установленный Федеральным законом «О ветеранах» круг лиц и предоставлять меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг членам семьи инвалида войны, совместно с ним проживающих. С 1 января 2011 года начисление и выплата денежного эквивалента 50 % скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на проживающих совместно с ним членов семьи – сына С.С. и внучку С.Е., на основании федерального закона от 02.07.2010 №149-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О ветеранах». Семочкина М.Е. с 1 января 2009 года по настоящее время пользуется мерами социальной поддержки, установленными Областным законом от 14.12.2004 № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» (далее - областной закон) для ветеранов труда. До 01.01.2010 меры социальной поддержки предоставлялись С.М. предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в виде оплаты в виде 50 % скидки в оплате жилищно-коммунальных услуг, а с 1 января 2010 года и по настоящее время ей предоставляется ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленная областным законом. По сложившейся судебной практике, предоставление скидки членам семьи инвалидов войны в размере 50 % оплаты коммунальных услуг возлагалась на предприятия, оказывающие коммунальные услуги. Убытки предприятий при оказании таких услуг, по решениям Арбитражного суда Смоленской области подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. Также считает, что заявленное Семочкиным Н.Н. требование о возмещении морального вреда в размере 143 580 рублей является незаконным и необоснованным, поскольку статьей 1099 ГК РФ предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В исковом заявлении Семочкина Н.Н. не указано, какие моральные и нравственные страдания он испытал вследствии действий Департамента, а также, чем подтверждается факт причинения ему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины Департамента и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В данном случае со стороны Департамента нарушений или посягательств на личные нематериальные блага (права) в отношении Семочкина Н.Н. не имелось. Поэтому она просила в удовлетворении заявленных Семочкиным Н.Н. требований отказать в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Семочкина М.Г. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась, о причинах своей неявки не сообщила, не возражала против рассмотрения дела без ее участия. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Выслушав представителя ответчиков и исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" установлено: «Предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.». В силу п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам и участникам Великой отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Согласно п.17 «Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих» (утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209) инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членами их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50 % установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. Пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признаны утратившими силу пункты 3 и 4 ст.11 Федерального закона «О ветеранах» устанавливающие, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены; федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными. При этом, в Определении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006г.N524-О «По жалобе гражданки Анохиной Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004г. N122-ФЗ указано, что анализируя вопрос о праве этих лиц на соответствующие льготы, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2003 года N423-О по запросу Конституционного суда Республики Татарстан применительно к подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N52-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года, пришел к выводу, что положения Федерального закона «О ветеранах» во взаимосвязи с пунктом 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N209), сохранившего свое действие согласно пункту 3 статьи 11 того же Федерального закона в указанной редакции, не могут рассматриваться как лишающие льгот по оплате коммунальных услуг членов семей, проживающих совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами. Таким образом, признание пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты. Это подтверждается и положениями статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, регулирующей вопросы предоставления в условиях нового правового регулирования прав, льгот и гарантий, которыми отдельные категории граждан пользовались в рамках действовавшей до 1 января 2005 года системы социальной защиты. Таким образом, сама по себе утрата силы пунктами 3 и 4 статьи 11 Федерального закона «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации скидки в размере 50 % с установленной платы за коммунальные услуги для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании пункта 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 1 января 2005 года. Судом установлено, что Семочкин Н.Н., согласно удостоверения серии РА №, выданного <нет данных>, является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Согласно справки МСЭ 008 № Семочкину Н.Н. с 21 сентября 2000 года бессрочно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (л.д.№). Членами семьи истца, проживающими и зарегистрированными совместно с ним, по адресу: <адрес>, являются его жена – С.М., сын С.С. и внучка С.Е., <данные изъяты> года рождения (л.д.№). Как указывает истец и это не оспаривается ответчиками, до 01 января 2009 года ему предоставлялась льгота в виде 50% компенсации размера оплаты коммунальных услуг ему и членам его семьи. С 01 января 2009 года такая льгота предоставляется только ему и его супруге – С.М., которая имеет право на указанную льготу как «Ветеран труда», а на проживающих совместно с Семочкиным Н.Н. членов его семьи – сына и внучки указанная компенсация не выплачивается. Между тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации от 07 декабря 2006г. №524-О, положения п.п.6 и 9 ст.44 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые на основании п.17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 года. Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что за сыном и внучкой истца, которые до 01 января 2005 года пользовались 50% скидкой по оплате за коммунальные услуги, право на эту льготу сохраняется и после 01 января 2005 года. Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (п.6 ст.23.2 указанного закона). В соответствии с п.1.1 Положения о предоставлении на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствие с Федеральным законом «О ветеранах», утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 19 декабря 2008 года №713 – представление на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», осуществляется в денежной форме путем начисления и выплаты ежемесячно денежного эквивалента 50% скидки в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими, и 50% скидки в оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Решение о выплате денежного эквивалента принимается отделами (секторами) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию по месту жительства граждан (п.1.2 указанного Положения). Из п.2.1 Положения следует, что для начисления денежного эквивалента граждане или их представители обращаются в отделы (секторы) социальной защиты населения Департамента по месту жительства с письменным заявлением, к которому прилагается пакет документов. При указанных обстоятельствах, доводы представителя ответчиков о том, что льготы по оплате коммунальных услуг членам семьи истца должны были до 1 января 2011 года предоставлять организации их оказывающие, а не Департамент, суд признает несостоятельными и не основанными на законе. Ссылки представителя ответчиков на то, что бюджетом не предусмотрено предоставление членам семьи истца льгот по 50% оплате коммунальных услуг, сами по себе не могут служить основанием для отказа в предоставлении льгот, установленных действующим законодательством. С 1 января 2011 года начисление и выплата денежного эквивалента 50 % скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производится на проживающих совместно с Семочкиным Н.Н. членов семьи – сына С.С. и внучку С.Е., на основании федерального закона от 02.07.2010 № 149-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О ветеранах». Проанализировав вышеизложенное, суд считает обоснованными требования истца о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет излишне взысканной платы за коммунальные услуги плательщику коммунальных услуг Сёмочкину Н.Н. и членам его семьи – С.С. и С.Е., проживающим в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с учетом предоставленной им 50 % скидки за коммунальные услуги за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Как установлено судом, права Семочкина Н.Н. на своевременное получение льгот были нарушены, и причиняли ему нравственные страдания, а, поскольку он, являясь инвалидом 2–ой группы, вынужден был неоднократно обращаться за восстановлением своих нарушенных прав, что вызывало постоянные переживания, требования истца о взыскании в его пользу компенсации за причиненный моральный вред являются обоснованными. Вместе с тем, размер морального вреда, заявленный истцом, суд считает завышенным. С учетом характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд определяет размер морального вреда, подлежащего взысканию в сумме <данные изъяты> рублей, а в остальной части отказывает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданско-процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования СЕМОЧКИНА Н.Н. удовлетворить частично. Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести перерасчет излишне взысканной платы за коммунальные услуги плательщику коммунальных услуг Сёмочкину Н.Н. и членам его семьи – С.С., проживающим в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с учетом предоставленной им пятидесятипроцентной скидки за коммунальные услуги за период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года. Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Сёмочкина Николая Николаевича в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей; Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области. Судья Е.Н. Короткова