13 октября 2011 года - Решение о понуждении к совершении действий органа местного самоуправления



Дело № 2-930/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ярцево Смоленской области 13 октября 2011 года

Судья Ярцевского городского суда Смоленской области Короткова Е.Н., с участием: помощника Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Плющевой А.Ю.,

при секретаре Артыковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области о понуждении к совершению действий органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Ярцевский межрайонный прокурор, в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области о понуждении к совершению действий органа местного самоуправления.

В обоснование заявленных требований указывает, что Ярцевской межрайонной прокуратурой совместно с ГИБДД ОВД по Ярцевскому району проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети <адрес>, в ходе которой выявлены грубые нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Характерными недостатками в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети г. Ярцево являются: разрушения дорожного покрытия в виде углублений различной формы с резко выраженными краями, проломы, просадки, выбоины, превышающие предельно допустимые размеры и другие повреждения. Указанные нарушения выявлены при обследовании следующих участков улично-дорожной сети <адрес>. Кроме того, имеет место скопление воды на проезжих частях, вызванное недостаточным уклоном, наличием деформаций, а также нарушением работы системы водоотвода (дренажа, водоотводных канав). Около 20% улично-дорожной сети не обустроено тротуарами, вследствие чего транспортные и пешеходные потоки не разделены в пространстве, в том числе на участках улично-дорожной сети. <адрес> не оборудованы светильниками уличного освещения.

Наличие вышеперечисленных дефектов свидетельствует о нарушении требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требований к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно требованиям указанного Госстандарта покрытие проезжих частей не должно иметь просадок, выбоин иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Все требования Госстандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В случае, когда эксплутационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93, на них должны быть введены временные ограничения обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Кроме того, в ходе обследования выявлены многочисленные нарушения требований норм и правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, в части обустройства пешеходных переходов, подходов к ним. Так, допускаются факты отсутствия необходимых дорожных знаков 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», применение указанных технических средств организации дорожного движения с нарушением требований п.п. 5.1.7, 5.1.8, 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части несоблюдения нормативной высоты установки дорожных знаков 5.15 (2) относительно поверхности проезжей части, установки указанных знаков на расстоянии более 1 м от дорожной разметки 1.14.1 «зебра» и более 2 м. от края проезжей части. Имеют место факты отсутствия либо неисправностей стационарного электрического освещения пешеходных переходов расположенных в населенном пункте. Большинство улиц либо участков автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, в том числе в зоне расположения пешеходных переходов, не обустроены тротуарами, пешеходными дорожками. Кроме того, в нарушение п. 4.4.5 ГОСТ Р 50597-93 на участках дорог имеют место занижение и разрушение бордюрного камня. Указанные нарушения оказывают непосредственное влияние на состояние аварийности с участием пешеходов.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Обязанности администрации городов и районов по обустройству, оборудованию, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог предусмотрены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закола «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены осуществление контроля за обеспечением сохранности дорог местного значения.

Бездействие со стороны администрации Ярцевского городского поселения лишает возможности неопределенный круг граждан Российской Федерации безопасно проходить и проезжать по указанным улицам, являющимся зоной повышенной опасности. Сложившееся положение может стать причиной дорожно-транспортных происшествий и не позволяет органам Государственной инспекции безопасности дорожного движения в полной мере обеспечивать безопасное движение автотранспорта и пешеходов на указанных участках. Выявленные нарушения создают угрозу жизни, здоровью граждан, причинения материального вреда, и подлежат немедленному устранению, что в свою очередь обусловило подачу в суд настоящего иска.

Помощник Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Плющева А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила обязать Администрацию муниципального образования Ярцевского городского поселения <адрес> привести автомобильные дороги на <адрес> в соответствие с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области и представитель третьего лица – ОГИБДД межмуниципального отдела МВД РФ «Ярцевский» о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, но в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих явке в суд не сообщили, против рассмотрения дела в их отсутствие не возражали.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя Ярцевской межрайонной прокуратуры Смоленской области и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 4 Федерального закона № 196-ФЗ 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ), с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ устанавливает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" определено, что:

- дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6);

- под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7),

- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона № 196-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Обязанности органов местного самоуправления по обустройству, оборудованию, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог предусмотрены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).

Так, согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36.1 Устава муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области, к полномочиям Администрации <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закола «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены осуществление контроля за обеспечением сохранности дорог местного значения.

В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что Ярцевской межрайонной прокуратурой совместно с ГИБДД ОВД по Ярцевскому району проведена проверка эксплуатационного состояния улично-дорожной сети <адрес>, в ходе которой выявлены грубые нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

По результатам проверки составлен акт от <нет данных>, согласно которому при обследовании выявлены недостатки следующих участков улично-дорожной сети <адрес> Согласно указанного акта все вышеперечисленные дороги имеют многочисленные повреждения, просадки и выбоины предельно допустимых размеров, имеет место скопление воды на проезжих частях, вызванное недостаточным уклоном, наличием деформаций, а также нарушением работы системы водоотвода (дренажа, водоотводных канав), около 20% улично-дорожной сети не обустроено тротуарами, вследствие чего транспортные и пешеходные потоки не разделены в пространстве, так же выявлены и другие повреждения, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно акта обследования нерегулируемых пешеходных переходов на территории улично-дорожной сети <адрес> от <нет данных>, составленного по результатам комиссионного обследования дорог и улиц <адрес>, на вышеперечисленных улицах и перекрестках выявлены нарушения при установлении дорожных знаков, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (л.д.).

Ответчиком – Администрацией муниципального образования Ярцевского городского поселения <адрес> в ходе судебного разбирательства не представлено убедительных доказательств того, что с момента выявления указанных нарушений ими были приняты меры к надлежащему осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения на них и осуществлению контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.

Так, согласно муниципального контракта от <нет данных> ООО Д. приняло на себя обязательства по уборке и санитарному содержанию улиц <адрес> на <нет данных> Но при этом никаких сведений о том, каким образом осуществлялся контроль за исполнению этого контракта со стороны Заказчика – Администрации МО Ярцевского городского поселения, и результатов данного контроля суду не представлено.

Согласно муниципального контракта от <нет данных> Подрядчик в лице ОАО «Дорожное эксплуатационное предприятие » приняло на себя выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия по улицам <адрес>

Как усматривается из копий платежных поручений, денежные средства за выполнение ямочного ремонта Подрядчику перечислены (л.д. ).

При этом из актов о приемке работ усматривается, что выполненные работы приняты по объему. Сведений о качестве выполненных работ в актах о приемке работ не содержится (л.д. ). Сведений о состоянии в настоящее время улиц и дорог <адрес>, отраженных в исковом заявлении, суду не представлено.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд разъяснил сторонам положения указанной статьи и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств. Стороны посчитали представленные доказательства достаточными для принятия решения, никаких дополнительных ходатайств не заявляли, новых доказательств суду не представили.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области привести автомобильные дороги на улицах: <адрес> в соответствие с правилами, установленными ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.Н.Короткова