08.12.2011 - Решение о восстановлении жилищных прав (вступило в законную силу)



Дело № 2-1334/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ярцево Смоленская область 8 декабря 2011 года

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Коротковой Е.Н., с участием:

представителей истица Духовщинской М.И. – Антоновой О.В., действующей на основании нотариальной доверенности, и адвоката Коллегии адвокатов «Версия» Смоленской области Ковнера В.А., действующего по ордеру № 243 от 27 октября 2011 года,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования Капыревщинское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области – Гращенкова К.А.,

при секретаре Артыковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ДУХОВЩИНСКОЙ М.И. к Администрации муниципального образования Капыревщинское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области о восстановлении жилищных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Духовщинская М.И., за которую по доверенности действует Антонова О.В., обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Капыревщинское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области (далее по тексту – Администрация МО Капыревщинское сельское поселение) о восстановлении жилищных прав.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований представитель истца Антонова О.В. указала, что Духовщинская М.И. является ветераном труда, ветераном Великой Отечественной войны и супругой умершего инвалида Великой Отечественной войны. <нет данных> она обратилась к ответчику с заявлением поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Но решением жилищной комиссией Администрации МО Капыревщинского сельского поселения от <нет данных> ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на основании ст. 53 ЖК РФ. Применение данной нормы жилищная комиссия обосновала тем, что Духовщинская <нет данных> продала принадлежащий ей жилой дом с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес> чем якобы намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Считает отказ в постановке Духовщинской М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В настоящее время никакого жилого помещения в собственности либо на основании договора социального найма она не имеет. Духовщинская М.И. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, достигла возраста <данные изъяты>. В силу своего возраста и состояния здоровья она не могла проживать по адресу: <адрес> так как после смерти мужа осталась одна, дом находился в ветхом состоянии и требовал ремонта, а сельским поселением в связи с этим ей никакая помощь не оказывалась. Поэтому Духовщинская М.И. решила перейти жить в дом-интернат для престарелых. Весной <нет данных> она обратилась к Главе администрации сельского поселения за направлением в дом-интернат и через органы социальной защиты населения ей была оформлена соответствующая путевка. При этом, Духовщинской никто не разъяснял, что у нее есть право на улучшение жилищных условий и никаких других вариантов не предлагал. С <нет данных> Духовщинская М.И. стала жить в доме-интернате. По причине того, что в доме в <адрес> никто не жил, его техническое состояние значительно ухудшилось, возникла угроза его полного разрушения. Кроме того, дом и имущество в нем стали подвергаться преступным действиям третьих лиц. Зимой <нет данных> соседка Духовщинской М.И. – К., навещая ее в доме-интернате, предложила купить у нее земельный участок вместе с домом. Она согласилась и Кузнецова занялась оформлением сделки. Сделку по продаже дома и земельного участка Духовщинская М.И. совершила вынужденно, в связи с необходимостью сохранения дома от дальнейшего разрушения, так как сама она не могла в нем проживать. На момент продажи дома он находился в состоянии непригодном для проживания: в доме отсутствовали необходимые социально-бытовые условия для проживания, соответствующие состоянию здоровья Духовщинской и ее возрасту. Согласно справке Ярцевского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – федеральное БТИ» от <нет данных> износ дома, исчисленный по времени эксплуатации составляет 65%, что является показателем, соответствующим ветхому и аварийному жилью.

С <нет данных> Духовщинская стала проживать у своих родственников в Дорогобуже и узнала, что она, как ветеран ВОВ и супруга умершего инвалида ВОВ имеет право на улучшение жилищных условий. Она собрала необходимые документы и обратилась в Администрацию Капыревщинского сельского поселения с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, но решением жилищной комиссии от <нет данных> ей отказали в этом. Действия Администрации МО Капыревщинского сельского поселения считает незаконными и просит признать незаконным отказ жилищной комиссии Администрации МО Капыревщинское сельское поселение в постановке ее (Духовщинской М.И.) на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать осуществить ее постановку на соответствующий учет.

Представитель истца Ковнер В.А. заявленные Духовщинской М.И. требования также поддержал полностью и просил их удовлетворить, восстановив таким образом жилищные права истца, нарушенные решением жилищной комиссии Администрации МО Капыревщинское сельское поселение от <нет данных>. Считает, что при вынесении жилищной комиссией оспариваемого решения не учтено, что в силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление жилья из средств федерального бюджета и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Представитель ответчика – Администрации МО Капыревщиннское сельское поселения Ярцевского района Смоленской области Гращенков К.А. заявленные требования не признал и пояснил, что жилищный фонд, в том числе находящийся в <адрес> в собственность Капыревщинского сельского поселения был передан <нет данных>, то есть когда Духовщинская уже на территории сельского поселения не проживала. Вопрос о постановке ветеранов войны и лиц к ним приравненных на учет по улучшению жилищных условий решался администрацией Капыревщинского сельского поселения на основании списков указанных лиц, предоставленных отделом социальной защиты населения в Ярцевском районе. Сведений о Духовщинской в этом списке не было. Не отрицал, что как Глава сельского поселения весной <нет данных> он оказывал содействие в оформлении Духовщинской в дом-интернат. Он бывал у нее в доме и видел, что дом находится в таком состоянии, что одинокой пожилой женщине там проживать невозможно. Но Духовщинская сама выбрала такой вариант улучшения жилищных условий, как проживание в доме-интернате. Другие варианты ей не предлагались, так как тогда это не входило в ведение сельского поселения. В настоящее время Духовщинская вновь зарегистрирована в <данные изъяты>, но уже в другом доме – у К. а состояние того дома не дает ей право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Свой же дом она продала, а значит по собственной воле ухудшила свои жилищные условия. Поэтому считает, что <нет данных> жилищной комиссии Капыревщинского сельского поселения было принято решение основанное на положениях жилищного кодекса, а значит является законным. В удовлетворении требований просил отказать.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом, но в судебное заседание не явился, направив в адрес суда заявление, которым просил рассмотреть дело без их участия и указал, что с заявленными требованиями не согласен, так как считает, что при вынесении решения 8 августа 2011 года жилищная комиссия Капыревщинского сельского поселения обоснованно руководствовалась положениями статьи 53 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон и в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные Духовщинской требования подлежат удовлетворению.

Статьей 49 ЖК РФ определен порядок предоставления по договору социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу положений части 3 и 4 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма, а также жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 52 ЖУ РФ установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Часть 2 названной нормы предусматривает, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Статья 53 ЖК РФ устанавливает временные ограничения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае намеренного ухудшения своих жилищных условий. При этом, из положений указанной статьи следует, что действиями препятствующими постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является такое ухудшение своих жилищных условий, которое было совершено с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 53 ЖК РФ может быть основан исключительно на совершении лицом действий характерных для намеренного ухудшения своих жилищных условий и при этом целью этих действий должно являться намерение приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Согласно положений подпункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии с под. 4 п. 1 ст. 21 Федерального Закона РФ "О Ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам, предоставляется в том числе такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно подпункта 2 пункта 2 названного Федерального закона супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

В судебном заседании установлено, что Духовщинская М.И. родилась <нет данных> (л.д. ), то есть <нет данных> ей исполнилось <данные изъяты>.

Духовщинская М.И. имеет статус Ветерана труда, ветерана Великой Отечественной войны и супруги умершего инвалида великой Отечественной войны (л.д). При этом, право на льготы, предусмотрены статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» у нее, как у супруги инвалида ВОВ возникло еще в <нет данных> (л.д.), так как ее муж – ФИО21 скончался <нет данных>.

В д.<адрес> по адресу: <адрес>, Духовщинская М.И. была зарегистрирована и постоянно проживала с <нет данных> по <нет данных>, а с <нет данных> по <нет данных> она проживала и была зарегистрирована в <адрес> по адресу: <адрес> (л.д.). В настоящее время она зарегистрирована в д.<адрес> по адресу: <адрес> (л.д.), хотя фактически проживает в семье родственников <адрес> по адресу: пе<адрес>, так как в силу возраста и состояния здоровья нуждается в постороннем уходе.

Согласно сведений, предоставленных Ярцевским отделом социальной защиты населения за период проживания на территории Капыревщинского сельского поселения Ярцевского района Духовщинской М.И. меры социальной поддержки в виде материальной помощи, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», не предоставлялись (л.д.).

Из пояснений истицы Духовщинской М.И., данных в ходе судебного разбирательства и оглашенных в судебном заседании следует, что решение о переезде в <нет данных> в <адрес> она приняла вынуждено, так как в <адрес> проживала одна, дом находился в аварийном состоянии, а сделать необходимый ремонт она была не в силах. Для организации ее помещения в дом-интернат она обратилась в Администрации сельского поселения. Глава администрации был у нее дома и сам подтвердил, что в таком доме жить нельзя, но помочь ей поменять жилье не предложил и не разъяснил, что у нее как у ветерана ВОВ есть такое право. Пока она проживала в доме-интернате, за домом никто не присматривал и поэтому он продолжал разрушаться. Зимой <нет данных> ее соседка К. предложила продать дом ей. Она согласилась, так как она понимала, что вернуться жить в дом не сможет из-за его состояния и ей было жалко, что дом совсем развалится. Дом она продала за формальную сумму – <данные изъяты>, большая часть из которых ушла на оформление сделки. Поэтому никакой выгоды от продажи дома она не получила. Не удушились от этого и ее жилищные условия, так как в этом доме она проживать не могла из-за его состояния. Летом <нет данных> когда ее забрали из дома-интерната к себе жить внуки, она узнала, что как ветеран ВОВ она имела и имеет право на улучшение жилищных условий, поэтому она пытаясь восстановить свои права прописалась в <адрес> у К. и обратилась в Администрацию сельского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Но ей отказали, посчитав, что продав ветхий дом она намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Представитель ответчика – Глава Администрации муниципального образования Капыревщинского сельского поселения Гращенков К.А. не отрицал в судебном заседании, что весной <нет данных> он при посещении Духовщинской М.И. по прежнему месту ее жительства – <адрес> лично убедился в том, что одинокой и пожилой женщине проживать в доме, находящемся в таком состоянии фактически не возможно. Но так как Духовщинская сама просила определить ее в дом-интернат для престарелых, а правом предоставления ей другого жилья Администрация сельского поселения в тот момент наделана не была, был избран такой путь улучшения ее жилищных условий, как помещение на государственное обеспечение.

Пояснения истицы и те обстоятельства, что <адрес> в <нет данных> уже находился в ветхом состоянии и Духовщинская М.И. не могла там проживать без ущерба для своей жизни и здоровья полностью подтверждаются показаниями свидетеля К., данными в судебном заседании.

Согласно сведений, предоставленных Ярцевским отделением Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» жилой дом в д.<адрес> по адресу: <адрес>, на <нет данных> имел износ 65%, по состоянию на <нет данных> право приватизации указанного жилого дома Духовщинская М.И. не использовала (л.д.)

Из представленных суду распечаток фотографий указанного жилого дома, из которых усматривается, что несмотря на то, что К. выполнены работы по обшивке данного дома шифером строение имеет явные признаки разрушения: частично отсутствует фундамент, имеются сквозные щели в стенах и в окнах, крыльцо почти полностью разрушено (л.д.).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что продажа зимой <нет данных> Духовщинской М.И. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> была вынужденной мерой, совершенной лишь с целью предотвратить окончательное разрушение ветхого строения.

При этом, учитывая, что на момент продажи дом имел степень износа 65%, что говорит о его непригодности для проживания, суд считает, что данная сделка не была направлена на намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу положений статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» Духовщинская М.И., независимо от своего имущественного положения, имеет право на такие меры социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах считаю, что при принятии жилищной комиссией Администрации МО Капыревщинское сельское поселение <нет данных> решения об отказе в постановке Духовщинской М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным статьей 53 ЖК РФ, не были в полном мере учтены все имеющие значение обстоятельства, а значит не имелось законных оснований для отказа в постановке Духовщинской М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Восстановление нарушенных жилищных прав Духовщинской М.И. возможно путем постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту ее регистрации, то есть на территории Капыревщинского сельского поселения Ярцевского района Смоленской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ДУХОВЩИНСКОЙ М.И. удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации муниципального образования Капыревщинское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области от 8 августа 2011 года об отказе в постановке Духовщинской М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального образования Капыревщинское сельское поселение Ярцевского района Смоленской области поставить Духовщинскую М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.Н. Короткова