30.01.2012 - Решение о понуждении к совершению определенных действий (не вступило в законную силу)



Дело № 2-96/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ярцево Смоленской области 30 января 2012 года

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Коротковой Е.Н., с участием:

заместителя Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Балякина В.А.,

представителя ответчика – муниципального бюджетного учреждения культуры «Ярцевский районный центр культуры и искусства» - Пастуховой Т.П.

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области – Комисаровой И.Л.,

при секретаре Артыковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в порядке статьи 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ярцевский районный центр культуры и искусства» и Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ярцевский районный центр культуры и искусства» (далее по тексту – МБУК «РЦКИ») и Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области (далее по тексту – Администрация МО «Ярцевский район») о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указывает, что Ярцевской межрайонной прокуратурой Смоленской области совместно со специалистами ОНД по Ярцевскому, Духовщинскому и Кардымовскому районам проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в преддверии выборов депутатов ГД ФС РФ в избирательном участке , расположенном в здании МБУК «ЯРЦКИ», по адресу: <адрес>. В ходе проверки были выявлены нарушения правил пожарной безопасности - автоматическая пожарная сигнализация находилась в неисправном состоянии, отсутствовал договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в 2010 и 2011 годах не проводилась проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций крыши, что является нарушением положений Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313.

Согласно Уставу МБУК «ЯРЦКИ», указанное юридическое лицо является бюджетным учреждением. Учредителем данного учреждения культуры и собственником имущества является Администрация МО «Ярцевский район».

Согласно статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно статьи 56 Гражданского Кодекса РФ юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 5 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

При этом, согласно части 13 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период. В соответствии с частью 19 статьи 33 Федерального закона № 83-ФЗ в переходный период бюджетные учреждения являются получателем бюджетных средств. Таким образом, до 1 июля 2012 года собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность.

Считает, что игнорирование указанных норм законодательства ответчиками ставит под угрозу пожарную безопасность, защищенность личности, в том числе избирателей, членов избирательной комиссии, имущества, в том числе бюллетеней от пожаров, может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, повлечь наступление иных тяжких последствий, что недопустимо.

Просили:

- обязать Администрацию МО «Ярцевский район» выделить денежные средства, достаточные для заключения и периодической оплаты по договору на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании филиала МБУК «ЯРЦКИ» по адресу: <адрес> для проверки огнезащитной обработки горючих конструкций крыши;

- обязать МУК «ЯРЦКИ» устранить нарушения работы автоматической пожарной сигнализации в здании филиала по адресу: <адрес>, заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и провести проверку огнезащитной обработки конструкций крыши.

Заместитель Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Балякин В.А. в судебном заседании от части заявленных требований к МБУК «Ярцевский районный центр культуры и искусства», а именно о возложении обязанности по заключению договора на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и устранении работы АПС отказался, в связи с добровольным исполнением ответчиком указанной части требований. Остальные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МБУК «ЯРЦИ» Пастухова Т.П. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что собственником здания МБУК «ЯРЦИ» по адресу: <адрес>, является администрации МО «Ярцевский район». Все расходы должны быть заложены в бюджете. С их стороны подготовлено муниципальное задание для выделения достаточных денежных средств, но рамки указанных средств недостаточны для обеспечения надлежащей пожарной безопасности. Договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в здании МБУК заключен, подготовлена смета, но она не оплачена из-за отсутствия денежных средств. При отсутствии собственных денежных средств будут обращаться за помощью в администрацию района.

Представитель ответчика - администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Комисарова И.Л. в судебном заседании иск не признала, указав, что в иске не указана конкретная сумма, в связи с чем администрация не может вынести этот вопрос на рассмотрение Совета депутатов, чтобы предусмотреть необходимые денежные средства в бюджете.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Согласно статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Пунктами 4, 36 и 108 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», предусмотрено, что руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.

Судом установлено, что отделом надзорной деятельности Ярцевского, Духовщинского и Кардымовского районов совместно с Ярцевской межрайонной прокуратурой проведены проверки противопожарного состояния организаций, на территории которых планируется создать избирательные участки для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. По результатам одной из которых, проведенной на избирательном участке в здании МБУК «ЯРЦКИ» по адресу: Смоленская <адрес>, были выявлены ряд нарушений пожарной безопасности: автоматическая пожарная сигнализация (АПС) находится в неисправном состоянии, не производится техническое обслуживание АПС, нет договора на обслуживание, в 2010 и 2011 годах не проводилась проверка состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций крыши (л.д.).

Согласно Уставу МБУК «Ярцевский районный центр культуры и искусства» - пункт 1.7 (л.д.24-31) учредителем МБУК «ЯРЦКИ» и собственником имущества является муниципальное образование «Ярцевский район» Смоленской области, которое обязано обеспечивать наличие достаточного финансирования для нужд бюджетных учреждений.

В соответствии с абз.4 п.2 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что и учредитель казенного учреждения, не предоставив необходимого количества средств, и руководитель учреждения культуры, не обеспечив проведение проверки, допустили на территории избирательного участка нарушения правил пожарной безопасности, что могло бы повлечь негативные последствия для имущества и жизни людей. Ответчики не отрицают наличия выявленных нарушений.

Суд считает, что нарушение правил пожарной безопасности может явиться причиной возникновения пожара и отсутствия возможности его устранению, что может повлечь за собой причинение значительного ущерба имуществу, здоровью и жизни людей.

В ходе судебного разбирательства ответчиком МБУК «ЯРКЦ» в добровольном порядке устранено часть нарушений – заключен договор на обслуживание АПС, установленной в задании по адресу: <адрес>,(л.д.), но Администрацией МО «Ярцевский район» денежные средства для реализации указанного договора не выделены.

Нарушение в виде проведения проверки состояния огнезащитной обработки сгораемых конструкций крыши до настоящего времени не устранено.

Следовательно, при таких обстоятельствах требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в неисполненной ответчиками части подлежат удовлетворению.

Отсутствие должного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области выделить денежные средства, достаточные для заключения и периодической оплаты по договору на обслуживание автоматической пожарной сигнализации в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Ярцевский районный центр культуры и искусства», расположенном по адресу: <адрес>, и для организации проверки огнезащитной обработки горючих конструкций крыши.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ярцевский районный центр культуры и искусства» организовать проверку огнезащитной обработки горючих конструкций крыши.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н.Короткова

Мотивированное решение изготовлено 3 февраля 2012 года