Дело №2 - 568/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Ярцево 08 апреля 2011 г.
Ярцевский городской суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Дементьева С.М.,
при секретаре Новиковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акмаевой Е.Б. об оспаривании неправомерных действий (бездействия) органа государственной власти – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Акмаева Е.Б. обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что после смерти мужа ее ФИО4 открылось наследство в виде жилого дома, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. В <нет данных> г. она обратилась с заявлением о вступлении в наследство к нотариусу Ярцевского нотариального округа. В <нет данных> г. она получила свидетельство о праве на наследство на жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. <нет данных>ею были поданы документы на государственную регистрацию права собственности в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. <нет данных> она получила уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на основании того, что изменение наименования деревни <адрес> по постановлению Главы МО «Мушковичского сельского поселения <адрес> № от <нет данных> не относится к его компетенции. Указанным постановлением жилому дому, принадлежащему ее мужу, присвоен новый почтовый адрес: <адрес>, взамен прежнего: <адрес>. Земельный участок, расположенный под домом и на прилегающей территории имеет кадастровый паспорт с указанием местоположения: <адрес>. В квитанциях об оплате услуг указывается также адрес: <адрес>. Полагает, что приостановление государственной регистрации права собственности нарушает ее права собственника, так как она не может распорядиться своим имуществом. Срок, установленный регистрационной службой до <нет данных> для предоставления дополнительных доказательств, является по сути невыполнимым, поскольку дополнительных доказательств она представить не может. В администрации МО «Ярцевское городское поселение» ей было разъяснено, что изменение почтового адреса находится в компетенции сельского поселение. Таким образом, приостановление государственной регистрации фактически является для нее отказом.
Просит признать уведомление о приостановлении государственной регистрации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <нет данных> № незаконным. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внести изменения в Единый государственный реестр прав в части адресу жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> выдать ей свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Акмаева Е.Б. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что право собственности на дом зарегистрировано в <нет данных> <адрес>, где находится дом, входит в состав сельского поселения. Согласно представленной ею справки, дом изначально приобретался в <адрес> Уточнила требования, попросив признать незаконным само приостановление и обязать зарегистрировать за ней право собственности.
Представитель У.Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Быкова Л.В., заявленные требования не признала, пояснила, что в ЕГРП в <нет данных> г. было зарегистрировано право собственности на дом <адрес> При подаче на регистрацию документов данных о переименовании <адрес> в <адрес> не представлено. В связи с этим у государственного регистратора возникли сомнения, поэтому государственная регистрация была приостановлена. Доказательств, что спорный дом не является одним и тем же, не представлено.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.254, 255, 258 ГПК РФ:
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно п.2 ст.16 и п.1 ст.18 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с п.10 ст.33 названного Закона до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если в связи с изменением сведений о таком объекте недвижимого имущества требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества или его представителя и прилагаемого кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества, содержащего новые сведения о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно ч.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Судом установлено, что решением правления <данные изъяты> № от <нет данных> ФИО4 продан в личную собственность жилой дом в <адрес>
Согласно справки администрации Мушковичского сельского поселения /л.д.22/ он был зарегистрирован и проживал в указанном доме с <нет данных> по день смерти <нет данных> Вместе с ним зарегистрирована и проживала жена Акмаева Е.Б. – с <нет данных>, а также другие родственники. В связи с постановлением Главы МО Мушковичского сельского поселения от <нет данных> № жилому дому присвоен почтовый адрес: <адрес> /л.д.20/.
Дом и земельный участок были зарегистрированы по указанному адресу в органах БТИ и Управлении Роснедвижимости. По этому дому оплачивались коммунальные платежи /л.д.8, 9, 10-11, 12/.
Акмаева Е.Б. после смерти мужа ФИО4 приняла наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> /л.д.15, 16, 17, 18/. В том числе ею принята в собственность супружеская доля на основании свидетельства о праве собственности, выданного нотариусом <нет данных>
Тем самым у суда не возникает сомнений в том, что жилой дом, приобретенный наследодателем и в отношении которого была приостановлена регистрация по внесению изменений, является одним и тем же объектом. Доказательств обратного суду не представлено.
<нет данных> Акмаева Е.Б. сдала в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> документы на государственную регистрацию.
<нет данных> государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации по тем основаниям, что представленное Акмаевой Е.Б. постановление Главы МО <адрес> № от <нет данных> не может рассматриваться в качестве документа-основания для внесения изменений, так как изменение наименования деревни не относится к компетенции Главы сельского поселения /л.д.19/.
Исходя из основания приостановления, изложенного в уведомлении и из анализа представленных документов, суд приходит к выводу, что постановлением главы муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> № от <нет данных> изменение наименования деревни <адрес> на <адрес> не осуществлялось, а лишь был присвоен другой почтовый адрес самому дому. Данное постановление фактически дублирует постановление от <нет данных>, которым также изменялся почтовый адрес дома /л.д.20/.
При этом глава МО <адрес> сельское поселение действовал в пределах предоставленных ему прав и полномочий, в соответствии с п/п21 п.1 ст.14, ст.36 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым к вопросам местного значения поселения, решение которых возлагается на главу муниципального образования, относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Тем самым глава МО, принимая постановление № от <нет данных> не изменял наименование деревни, а принял решение о присвоении нового почтового адреса конкретному жилому дому.
В соответствии с положениями ст.ст.6, 10-13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия по переименованию сельских населенных пунктов и определению их границ предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положений областного Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 г. №139-з «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их соответствующим статусом», постановления администрации Смоленской области от 30 апреля 2008 г. №261 «Об утверждении реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Смоленской области», п.4 ст.5 Устава <адрес> сельского поселения /л.д.21/, д.<адрес> вошла в состав <адрес> сельского поселения <адрес> до вынесения постановления главы МО <адрес> сельское поселение № от <нет данных> г., на которое имеется ссылка в уведомлении и приостановлении государственной регистрации.
Данное обстоятельство подтверждает вывод суда о том, что глава МО <адрес> сельское поселение своим постановлением не изменял наименование деревни, а лишь присвоил новый почтовый адрес жилому дому, вследствие чего приостановление государственной регистрации по этому основанию является незаконным.
Иных оснований для приостановления государственной регистрации в уведомлении не приведено.
Поскольку дом, в отношении которого Акмаева Е.Б. просила внести изменения в ЕГРП, является тем же домом, который был приобретен наследодателем, заявительница является сособственником части дома и наследником после смерти мужа, наименование деревни, где находится дом, главой МО <адрес> сельское поселение не изменялось, а только был присвоен новый почтовый адрес жилому дому, права Акмаевой Е.Б. из-за отсутствия зарегистрированного за ней права собственности нарушаются, поскольку она не может в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, без судебного решения устранение нарушения ее прав невозможно, заявленные ею требования надлежит удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Приостановление государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в адрес жилого дома, расположенного: <адрес>, признать незаконным.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>:
- внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в адрес жилого дома, с прежнего адреса: <адрес> на адрес: <адрес>, <адрес>,
- зарегистрировать право собственности на него за Акмаевой Е.Б. и выдать ей свидетельство о государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий судья С.М.Дементьев