09.08.2011 - Постановление ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ (не вступило в законную силу)



Дело № 5-10/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Ярцево Смоленская область 9 августа 2011 года

Судья Ярцевского городского суда Смоленской области Короткова Е.Н.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Сурманидзе Д.А. и его представителя – адвоката Пушкова Д.С., предоставившего ордер

начальника межрайонного отдела УФМС России по Смоленской области в г.Ярцево Карпушова Д.О.,

при секретаре Артыковой О.В.,

рассмотрела материалы дела об административном правонарушении в отношении

Сурманидзе Д.А. <данные изъяты>

Сурманидзе Д.А. разъяснены права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст.25.1.КоАП РФ.

Права понятны.

Разъяснено право заявлять отводы. Отводов не заявлено.

По результатам рассмотрения дела,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от <нет данных>, <нет данных> в ходе проведения сотрудниками УФМС России по Смоленской области внеплановой выездной проверки соблюдения законодательства в сфере миграции хозяйствующими субъектами – молокозавода, расположенного по адресу: <адрес>, на территории вышеуказанного молокозавода, непосредственно в цеху по производству сыра был выявлен гражданин <адрес> О., <данные изъяты>, осуществлявший незаконно трудовую деятельность в качестве подсобной рабочей по изготовлению технологического процесса сыра, (на момент проверки указанный гражданин разрезал ножом приготвленную сырную маму на полоски, из которых в дальнейшем плелись косички для изготовления сыра). При этом О. не имел разрешения на работу в Российской Федерации, выдаваемого в установленном порядке. То есть, индивидуальный предприниматель Сурманидзе Д.А. привлек иностранного гражданина – О. к трудовой деятельности без наличия у него разрешения на работу, чем нарушил нормы права, установленные абз. 1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 – ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

В судебном заседании Сурманидзе Д.А. пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем и занимается переработкой молока, изготовлением сыра. <данные изъяты> он арендует молокозавод у С. расположенный в <адрес>. На данном молокозаводе он производит сыр – косички Джил. В <нет данных> на молокозаводе действительно работали четверо граждан <адрес>О., О.ж., Ш. и А., у которых не было оформленных в установленном порядке разрешений на работу на территории РФ. После проведенной проверки ему разъяснили, что допустив к работе указанных граждан он нарушил закон, после чего указанные лица у него на молокозаводе не работают. Он готов нести ответственность за допущенные правонарушения, но при этом считает, что назначение наказание в виде штрафа, даже минимального, сделает невозможным дальнейшее осуществление им своей предпринимательской деятельности, так как в настоящее время он фактически не имеет никакого дохода от своей деятельности. Просил назначить иное наказание, не связанное с выплатой штрафа.

Представитель Сурманидзе Д.А. – адвокат Пушков Д.С. также в судебном заседании просил назначить в отношении ИП Сурманидзе Д.А. административное наказание в виде временного приостановления деятельности, так как наложение административного штрафа, предусмотренного санкцией вменяемой ему статьи сделает невозможным осуществление индивидуальной деятельности, то есть будет слишком жестоким и несоответствующим принципам справедливости.

Начальник межрайонного отдела УФМС по Смоленской области в г.Ярцево Смоленской области Карпушов Д.О. считает, что вина Сурманидзе Д.А. в совершении инкриминируемых ему деяний полностью подтверждена собранными и представленными в суд материалами. Просил назначить наказание Сурманидзе Д.А. в виде штрафа в пределах санкции статьи.

Выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводам о наличии в действиях Сурманидзе Д.А. признаков административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определены главой 18 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к данной статье указано:

1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на работу – это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности, а трудовая деятельность иностранного гражданина - это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Согласно статьи 13 указанного Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Как усматривается из материалов дела, Сурманидзе Д.А. является индивидуальным предпринимателем (л.д. ) и осуществляет различные виды экономической деятельности, в том числе переработку молока, производство сыра, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра индивидуального предпринимателя от <нет данных> (л.д. ).

В целях организации производства по переработке молока Сурманидзе Д.А. заключил с С. договор аренды молокозавода от <нет данных>, сроком действия до <нет данных> (л.д. ), где и осуществлял предпринимательскую деятельность.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 928 утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, согласно подп. "д" п. 5 которого, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, осуществляет Федеральная миграционная служба.

Федеральной миграционной службой в пределах полномочий и на основании распоряжения начальника Межрайонного отдела УФМС России по Смоленской области в г. Ярцево от <нет данных> (л.д. ) была проведена внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя Сурманидзе Д.А.

Согласно акту от <нет данных> в ходе проведения проверки в помещении молокозавода был выявлен гражданин <адрес> О., <нет данных> года рождения, а также Ш., <нет данных> года рождения, А., <нет данных> года рождения, О.д., <нет данных> года рождения, осуществлявшие трудовую деятельность в качестве разнорабочих по изготовлению сыра, без соответствующих разрешений на работу (л.д. ).

Осуществление трудовой деятельности на молокозаводе вышеуказанными гражданами подтверждается их личными объяснениями, в том числе объяснением О. (л.д.), а также объяснениями Б., П. и См., которые осуществляли проверку (л.д. ), и объяснением С., которая работает на молокозаводе разнорабочей с <нет данных> (л.д. ).

О. на основании протокола от <нет данных> (л.д. постановлением начальника межрайонного отдела УФМС России по Смоленской области в г. Ярцево от <нет данных> за осуществление трудовой деятельности на молокозаводе признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.10 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (л.д.). Данное постановление не обжаловано и вступило в законную силу.

При этом, О. не относится к категории иностранных граждан, перечисленных в ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, на которых не распространяется порядок обязательного получения разрешения на работу.

Таким образом, объективную сторону вменяемого Сурманидзе Д.А. правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности, допуск к труду в интересах Сурманидзе Д.А. гражданина иностранного государства, не имеющего полученного в установленном порядке разрешения на работу.

Тот факт, что трудовой договор между иностранным гражданином и индивидуальным предпринимателем Сурманидзе Д.А. не заключался, в данном случае не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку в силу примечания к статье 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Аналогичное разъяснение дано в последнем абзаце ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Иностранный гражданин О. фактически был допущен к работе. Имеющимися в деле доказательствами факт привлечения индивидуальным предпринимателем Сурманидзе Д.А. к работе иностранного гражданина без разрешения на работу в Российской Федерации подтвержден, так как все доказательства допустимы, получены с соблюдением законодательства.

Сурманидзе Д.А. в судебном заседании не отрицал, что О. на момент проведения проверки действительно осуществляла трудовую деятельность и что ему было известно об отсутствии у нее соответствующего разрешения.

С учетом имеющихся по делу доказательств, суд приходит к выводу, что в действиях Сурманидзе Д.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ – незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного Сурманидзе Д.А. правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность индивидуального предпринимателя Сурманидзе Д.А., не имеется.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 3.12. КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Но при этом, учитывая доводы лица, привлекаемого к административной ответственности и представленные им документы о невозможности выплаты административного штрафа без ущерба для осуществления предпринимательской деятельности, с учетом его имущественного и финансового положения и в соответствии с положениями части 2 статьи 3.1. КоАП РФ, устанавливающей, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации индивидуального предпринимателя, суд считает возможным назначить в отношении индивидуального предпринимателя Сурманидзе Д.А. наказание в виде приостановления деятельности на срок 15 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя СУРМАНИДЗЕ Д.А., <данные изъяты> зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей <нет данных> за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 67 , выдано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Смоленской области, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде приостановления деятельности на срок 15 (пятнадцать) дней.

Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд путем подачи жалобы через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получении копии постановления.

Судья Е.Н.Короткова