Гражданское дело № 2-485
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Яранск Кировская область 22 сентября 2010 года
Яранский федеральный районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Швецовой М.В.,
при секретаре Сорокиной Т.В.,
с участием прокурора Кикнурской районной прокуратуры Кировской области Слепцовой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кикнурского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию *** о возложении обязанности на юридическое лицо совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с заявлением к МУП *** о возложении обязанности на юридическое лицо совершить определенные действия.
В обоснование требования указывает, что прокуратурой Кикнурского района проведена проверка исполнения законодательства о труде и охране труда, в ходе которой установлено, что МУП *** не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 года № 181-ФЗ на работодателя возложена обязанность по обеспечению: безопасных условий и охраны труда, соответствующие требования охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Положения ст. 212 Трудового кодекса РФ также возлагают на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиям охраны труда.
Согласно п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007г. № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Согласно п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 года № 569, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по проведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Согласно Положению о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 года № 12, аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
В соответствие с п. 5 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 года № 569, сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
В нарушение вышеуказанных норм права аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией в МУП *** не проведена.
В отсутствие аттестации рабочих мест работники лишены права на безопасные условия труда, соответствующие требованиям промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и трудового законодательства.
МУП *** действует на основании устава, утвержденного Распоряжением *** от *** года № ***.
Таким образом, МУП ***, вопреки действующему законодательству, не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие норме закона, условия труда.
Поводом для обращения прокурора в суд послужила необходимость защитить интересы работников предприятия. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, и направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом.
Кроме того, под понятием «защита неопределенного круга лиц» в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их точного количества не требуется.
Просит обязать муниципальное унитарное предприятие *** провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, установив срок для совершения указанных действий.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению, иск признали в полном объеме; в связи с тем, что в настоящее время проводятся работы по аттестации рабочих мест просили установить срок проведения аттестации рабочих мест до *** года.
Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ и мнения прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал и не возражал против принятия судом признания иска.
Суд, выслушав заключение прокурора, исследовав и оценив во взаимосвязи и в совокупности материалы дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, учитывая положения соглашение" target="blank" data-id="12246">ч.1 ст. 39 ГПК РФ, приходит к выводу о принятии признания иска и удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в муниципальном унитарном предприятии ***, расположенном по адресу: ***, не проведена аттестация рабочих мест с последующей сертификацией, что подтверждается как материалами дела, так и признанием иска стороны ответчика.
В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), обеспечивает охрану труда и здоровье людей (ч.2 ст. 7), призвана гарантировать право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), признаваемого международным сообществом (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
На основании положений статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статья 209 ТК РФ определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 212 ТК РФ устанавливает, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить:
-соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Анализируя вышеназванные нормы права, суд приходит к выводу, что Трудовой кодекс РФ возлагает обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест не делая исключений.
Кроме того, пункт 2 статьи 150 ГК РФ устанавливает, что нематериальные блага защищают в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех же пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Присуждение к исполнению обязанности в натуре является, согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав.
Таким образом, неисполнение указанным юридическим лицом требований, основанных на федеральном законодательстве, является незаконным и суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора, действующего в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда - защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
При определении сроков выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений, суд принимает во внимание объем работ и временных затрат, в связи с чем приходит к убеждению об установлении срока для устранения этих нарушений до *** в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком.
Иск прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие *** провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до *** года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с *** года.
Судья М.В. Швецова