Дело № 2-497/2010



Гражданское дело №2-497

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Яранск Кировская область 20 октября 2010 года

Яранский федеральный районный суд Кировской области в составе:

председательствующего федерального судьи Швецовой М.В.,

при секретаре Сорокиной Т.В.,

с участием истца Коновалова В.В., представителя ответчика Шевнина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коновалова В.В. к Государственному учреждению *** о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Коновалов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению *** о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обоснование своих требований указывал, что *** года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ***, в чем ему было отказано ввиду того, что из специального стажа были исключены следующие периоды: период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ****г. по ***г.; время нахождения на курсах повышения квалификации с ***г. по ***г.; с ***г. по ***г.; участие в забастовке ***г. по ***г.

Считает отказ Управления *** незаконным, нарушающим его право на досрочную трудовую пенсию, поскольку период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР подпадает под действие Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на эту пенсию. Время нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в специальный стаж, ибо за эти периоды сохранялась заработная плата и уплачивались страховые взносы.

Просит признать право на досрочную трудовую пенсию по старости с *** года, обязав ответчика включить в специальный стаж работы период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ***г. по ***г.; время нахождения на курсах повышения квалификации с ***г. по ***г.; с ***г. по ***г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с *** года.

В судебном заседании истец Коновалов В.В. иск поддержал в полном объеме заявленного требования.

Представитель ответчика ГУ *** Шевнин И.В. исковые требования не признал, на том основании, что не могут быть включены в специальный стаж период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР, так как учреждение и должность не предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены постановлениями Правительства РФ №781 от 29.10.2002г.; № 516 от 11.07.2002г. В этой связи в удовлетворении иска просил отказать.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав и оценив во взаимосвязи и в совокупности материалы дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч.1 ст. 19 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В судебном заседании установлено, что *** года Коновалов В.В. обратился в государственное учреждение – *** за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением ГУ - *** от ***г. № *** отказано ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа *** деятельности, так как из специального стажа работы истца исключены, в том числе, период службы в Вооруженных Силах РФ по призыву с ***г. по ***г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ***г. по ***г.; с ***г. по ***г.

Также из специального стажа ответчиком был исключен период участия в забастовке, который истцом не оспаривается.

Отказывая истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик сослался на то, что не могут быть включены в специальный стаж службы в Вооруженных Силах РФ, так как учреждение и должность не предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены постановлениями Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.; № 516 от 11.07.2002г.

В оспариваемый сторонами период с ***г. по ***г. истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает, что положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Коновалова В.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий *** работникам.

Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.

В этой связи, суд приходит к выводу, что период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ***г. по ***г. подлежит включению в специальный стаж в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.

На основании приказов работодателя, имеющихся в материалах дела, в периоды с ***г. по ***г.; с ***г. по ***г. л.д.9, 10) истец направлялся на курсовую подготовку.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В силу статьи 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Согласно нормативным документам Министерства образования и науки - повышение квалификации для педагогических работников является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения педагога на курсах повышения квалификации является рабочим временем с сохранением заработной платы, а значит, производятся отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

К тому же, в п.9 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в перечне периодов работы, которые не включаются в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период повышения квалификации не назван.

Поскольку иные периоды работы ответчиком включены в специальный трудовой стаж истца и не оспариваются, ответчиком так же не оспаривается наличие страхового стажа истца, его стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с учётом оспариваемых периодов на момент обращения в У*** – на *** года составил более 25 лет, у суда имеются основания для признания права Коновалова В.В. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения в Управление *** за назначением пенсии, то есть с ***г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать право Коновалова В.В. на досрочную трудовую пенсию по старости с *** года.

Обязать государственное учреждение *** включить в специальный стаж работы Коновалова В.В. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с ***г. по ***г.; время нахождения на курсах повышения квалификации с ***г. по ***г.; с ***г. по ***г.

Обязать государственное учреждение *** назначить Коновалову В.В. досрочную трудовую пенсию по старости с *** года.

Взыскать с государственного учреждения *** в пользу Коновалова В.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть с *** года.

Судья М.В.Швецова

Решение вступило в законную силу 02 ноября 2010 года.