Дело № 2-572/2010



Г.д. 2-572

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<ДАТА> город Яранск

Яранский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Назаровой И.Е.

при секретаре Плотниковой Н.А.,

с участием прокурора Яранской районной прокуратуры Истомина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации *** района, *** районной Думе, управлению образования администрации *** района об обязании принять меры к открытию *** дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях города ***,

У С Т А Н О В И Л

В суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Яранского района Москаль В.И. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации *** района, *** районной Думе, управлению образования администрации *** района об обязании принять меры к открытию *** дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях города ***. Заявление обосновал следующим.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства гарантирующего право на доступное дошкольное образование.

В ходе проверки установлено, что в городе *** функционирует *** муниципальных детских дошкольных учреждений: МДОУ ***, МДОУ ***, МДОУ ***, МДОУ ***, МДОУ ***, МДОУ ***.

Согласно информации управления образования администрации *** района от <ДАТА> № *** плановая наполняемость детских садов городе *** в совокупности составляет *** мест, фактически детские учреждения посещают *** ребенка. Количество детей, состоящих в очереди на предоставление места в учреждениях города, составляет *** человек. На основании указанных данных следует, что детские учреждения переполнены на *** процентов, таким образом, количество место в детских садах обеспечивает потребности населения лишь на *** процентов.

Очередь на получение мест в детских дошкольных учреждений из детей до 2-х лет - *** ребенка; от 2-х лет до 3 - *** ребенка; старше 3-х лет - *** ребенка.

По данным МУЗ *** рождаемость в районе за период с <ДАТА> по <ДАТА> увеличилась.

Для открытия дополнительных мест в детских образовательных учреждениях города *** необходимо внести соответствующие поправки в бюджет *** района на <ДАТА>, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Статья 35 ч. 10 п. 2 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа.

Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях города *** существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Просит обязать администрацию *** района, *** районную Думу, управление образования администрации *** района принять меры к открытию *** дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях города *** с учетом потребностей населения: *** места для детей в возрасте до 2 -х лет; *** места для детей в возрасте от 2 до 3 лет; *** места для детей в возрасте старше 3-х лет.

В судебном заседании прокурор Истомин А.Н. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации *** района Ц, действующая на основании доверенности № *** от <ДАТА>, заявленные требования не признала. Суду пояснила, что согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Аналогичное положение закреплено в статье *** Устава муниципального образования ***, пунктом *** части *** статьи *** реализация указанного выше вопроса местного значения отнесена к компетенции администрации района. На территории муниципального образования *** действуют *** дошкольных образовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной органом исполнительной власти субъекта РФ. Предельная численность контингента устанавливается из технических характеристик здания дошкольного учреждения, иных факторов. На сегодняшний день учреждения дополнительного образования детей укомплектованы полностью. Увеличение количества мест на базе существующих учреждений не представляется возможным. Решение данного вопроса возможно только посредством вложения бюджетных средств в объекты капитального строительства. Формирование, утверждение и исполнение районного бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ постановлением главы администрации района от <ДАТА> № *** (с изменениями от <ДАТА> № ***) утверждена Программа развития системы образования *** муниципального района на <ДАТА>, где разделом *** «Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений» перечня программных мероприятий на <ДАТА> предусмотрена реконструкция здания МОУ СОШ № *** под детский сад на *** мест и предусмотрено финансирование в размере *** млн. рублей в том числе *** млн. рублей за счет средств областного бюджета и *** млн. рублей за счет районного бюджета. Для реализации намеченных мероприятий управлением образования администрации *** района за счет средств бюджета проведены работы по составлению проектно-сметной документации по реконструкции здания МОУ средней общеобразовательной школы № *** города*** по <АДРЕС> под детский сад на *** мест. Составлена смета. Кроме того, администрация района обращалась к губернатору *** области с просьбой оказать содействие в решении проблемы доступности дошкольного образования и рассмотрения возможности оказания финансовой помощи за счет средств областного бюджета на реконструкцию здания МОУ СОШ № *** города *** под детский сад. Таким образом, администрация района предпринимает все необходимые меры для улучшения сложившейся ситуации. Утверждение бюджета статьей *** Устава муниципального образования *** муниципальный район отнесено к исключительной компетенции районной Думы. Администрацией района приняты необходимые муниципальные акты, отнесенные к ее компетенции федеральным законодательством, Уставом муниципального образования, направленные на обеспечение исполнения полномочий по обеспечению предоставления общедоступного дошкольного образования. Фактически прокурор Яранского района просит суд обязать администрацию района исполнить принятые ей муниципальные правовые акты для реализации обеспечения полномочий по обеспечению населения района общедоступным дошкольным образованием. Более того, прокурором не указываются какие конкретные меры к открытию дополнительных мест следует принять каждому из ответчиков, что является важным при решении судом вопроса по установлению срока для совершения вышеуказанных действий. В настоящее время на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей *** района посещают *** детей, решается вопрос об открытии на базе учреждения еще дополнительно *** групп кратковременного пребывания детей в возрасте от 2-х до 3-х лет с охватом *** человек. Требование прокурора об открытии именно *** мест ничем не подтверждено. Доводы заявителя о наполняемости детских садов в городе на *** % не подтверждаются представленными управлением образования администрации района данными. Ссылка на данные, представленные МУЗ ***, также не может отражать реальную потребность населения в количестве мест в дошкольных учреждениях. Прокурором не было учтено, что дошкольные образования являются правом, а не обязанностью, и нет гарантии, что все родители (законные представители) детей, рожденных на территории *** района, а также написавшие заявления о включении в реестр нуждающихся в получении мест дошкольных учреждениях приведут своих детей в детские сады. Считает требования прокурора Яранского района необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просит в удовлетворении требований, изложенных в исковом заявлении прокурором Яранского района отказать.

Представитель ответчика *** районной Думы В., действующая на основании доверенности от <ДАТА>, заявленные прокурором требования не признала в полном объеме и поддержала доводы представителя ответчика администрации *** района Ц.

Представитель ответчика управления образования администрации *** района С., действующая на основании доверенности от <ДАТА>, заявленные прокурором требования не признала в полном объеме, поддержала доводы представителя ответчика администрации *** района Ц., дополнив, что <ДАТА> из детских дошкольных образовательных учреждений состоится выпуск *** детей.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно ст. 5 Закона от 10.07.1992 г. № 3226-1 «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования (ч.2); государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 3).

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Законодательство РФ различает несколько уровней образования, одним из этих уровней является – общедоступность и бесплатность дошкольного … образования….

Организация предоставления общедоступного, бесплатного дошкольного образования на территории муниципальных районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона «Об образовании»).

В соответствии со ст.*** Устава МО ***, к вопросам местного значения района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п.*** Положения о муниципальном учреждении *** районное управление образования, утвержденного распоряжением *** районной Думы *** созыва от <ДАТА> № ***, последнее организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования в пределах установленных полномочий.

Таким образом, в указанных нормативных документах говориться именно об организации органами местного самоуправления предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение – одна из форм предоставления этого образования.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (п. 3); оно создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п.4).

Прокурор в заявлении указывает, что очередность на получение мест в детских дошкольных учреждениях с учетом потребностей населения составляет *** места для детей в возрасте до 2 -х лет; *** места для детей в возрасте от 2 до 3 лет; *** места для детей в возрасте старше 3-х лет.

Исковые требования прокурора Яранского района основаны на информации, предоставленной управлением образования администрации *** муниципального района, с учетом комплектования образовательных учреждений на основании выданной лицензии, по состоянию на <ДАТА>. Согласно данной информации *** мест по состоянию на <ДАТА> сформировались по потребности населения города, исходя из возраста детей от 1,5 до 2-х лет. Из пояснений представителя управления образования следует, что в соответствии с п.*** Положения о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений *** района, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования (л.д. <НОМЕР>) прием детей в образовательные учреждения осуществляется в период <ДАТА>. В настоящее время данные *** мест укомплектованы детьми, ранее состоящими в очереди, как нуждающиеся в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Информацию о потребности населения по обеспечению в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях на более позднюю дату, чем <ДАТА> прокурор не запрашивал. Между тем, согласно п.п. *** указанного выше Положения руководители образовательных учреждений предоставляют в управление образования информацию о наличии свободных мест в действующих группах на 1-е число каждого месяца, и в течение года проводится доукомплектование учреждения в соответствии с установленными нормами.

В соответствии с условиями лицензирования предельная наполняемость детских дошкольных учреждений города *** на <ДАТА> составляет *** человек. В соответствии с действующим законодательством превышение предельной наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях влечет за собой лишение учреждения лицензии.

В судебном заседании установлено, что по состоянию на <ДАТА> в очереди в детские сады стоят *** детей (л.д. <НОМЕР>). Как следует из пояснений представителя управления образования, данный сведения сформированы по фактическому списку лиц, нуждающихся в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях *** района, который формируется из детей в возрасте от 2-х месяцев до 6 лет.

Подача родителями заявления о включении в реестр нуждающихся в получении мест в дошкольных учреждениях не обязывает их по достижению ребенком установленного возраста устроить его в такое учреждение.

Определение ребенка в дошкольное образовательное учреждение, так же как воспитание его родителями самостоятельно является правом родителей.

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ на родителей возлагается обязанность по воспитанию и образованию детей. Согласно ст. 18 Закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Из пояснений сторон следует, что ни в прокуратуру района, ни в администрацию района родители детей, стоящих в очереди на устройство ребенка в детские сады, за указанный выше период с жалобами не обращались.

Данный факт объясняется тем, что ответчиками, в пределах своей компетенции, с целью обеспечения доступности дошкольного образования, кроме открытия детских дошкольных учреждений, используются и другие формы, с помощью которых реализуются законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией, в части обеспечения их полноценного воспитания, подготовке к жизни в обществе.

Представителем ответчика Ц. суду представлена информация о плановых мероприятиях по формированию дошкольных групп в МОУ ДОД *** на <ДАТА>, из которой следует, что на основании Программы развития учреждения, возросшей потребности родителей на дополнительное образование детей дошкольного возраста МОУ ДОД *** предусматривает создание *** групп кратковременного пребывания детей от 2-5 лет на имеющихся площадях учреждения с охватом *** человек. На основании заявлений родителей в <ДАТА> учебном году зачислено *** детей дошкольного возраста 5-6 лет в группы по хореографии, вокалу, изодеятельности, в том числе открыта группа детей, которые не посещают детские сады на *** человек и группа детей, посещающих детские сады – *** человека.

В судебном заседании также установлено, что согласно постановлению администрации *** от <ДАТА> № *** «О долгосрочных муниципальных целевых программах» и информационного письма управления образования администрации ***, администрация *** района утвердила на <ДАТА> долгосрочную целевую Программу *** с объемом финансирования *** тыс. рублей, в которой запланирована реконструкция здания МОУ СОШ № *** под детский сад на *** мест, а также реконструкция *** летних встроенных веранд в МДОУ *** на *** детские спальни. Кроме того имеется рабочий проект с увеличением общей площади *** групп МДОУ *** на *** мест, что подтверждается договором № *** от <ДАТА> на выполнение проектных и изыскательских работ, заключенным между «Архитектурно-планировочным бюро» и МДОУ ***.

Таким образом, ответчики в пределах своих полномочий организуют предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования на территории муниципального образования *** района предусмотренными нормативными актами способами.

При отсутствии бездействия ответчиков в обеспечении бесплатного общедоступного дошкольного образования обязание их судом к открытию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях города, является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления.

В ходе судебного заседания не установлено фактов нарушения муниципальным образованием *** район в лице администрации *** района, муниципальным учреждением ***, управлением образования администрации *** прав граждан *** района, предусмотренных ст. 43 Конституции РФ, которая за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В судебном заседании не установлено и фактов нарушения требований ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также п. 3 ст. 2, ч. 2 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», в части не совершения администрацией *** района, *** РУО и *** районной Думой действий во исполнение предусмотренной данными нормами государственной политики в интересах детей в области образования, для создания на территории района условий общедоступности образования и беспрепятственной реализации жителями *** района права, в том числе, на общедоступность дошкольного образования в муниципальных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований прокурора об обязании ответчиков принять меры к открытию *** дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях города должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации *** района, *** районной Думе, управлению образования администрации *** района об обязании принять меры к открытию *** дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях города *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме, с <ДАТА>.

Судья Назарова И.Е.