Дело № 2-533/2010



Г.д. 2-533

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Яранск Кировской области <ДАТА>

Яранский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Назаровой И.Е.

при секретаре Чернядьевой Т.Ю.,

с участием прокурора Яранской районной прокуратуры Истомина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ОАО *** об обязании обеспечить резервный запас топлива,

У С Т А Н О В И Л

В суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Яранского района Москаль В.И. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО *** об обязании обеспечить резервный запас топлива. Заявление обосновал следующим.

Прокуратурой Яранского района была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки было установлено, что Ответчик, посредством принадлежащей ему котельной осуществляет выработку тепловой энергии в горячей воде и ее продажу исполнителям коммунальных услуг, которые в свою очередь, используя данный коммунальный ресурс, оказывают коммунальные услуги конечным потребителям – гражданам, проживающим в многоквартирных домах и общежитиях.

Согласно п.4.1.1. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Ответственность за выполнение Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7. Правил).

Таким образом, эксплуатирующая организация обязана обеспечить наличие резерва топлива.

Согласно п. 39 «Инструкции об организации в Минэнерго России по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», утв. Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008г., №66, размер запаса топлива должен составлять 45-суточный плановый расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода.

Согласно письму Ответчика №*** от <ДАТА> у него отсутствует резервный 45-дневный запас топлива в размере 135 тонн каменного угля.

Отсутствие резервного запаса топлива на котельной может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде невозможности осуществления теплоснабжения жилых домов и как следствие – невозможности получения жителями города коммунальных услуг (отопления). Прекращение электроснабжения котельной в отопительный период также может повлечь значительный материальный ущерб в виде повреждения теплотрассы (ее разрыв от замерзания теплоносителя в ней) и нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства (самой котельной и иного теплосетевого имущества).

Прекращение подачи электроэнергии может повлечь нарушение конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания (ст.8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Просит обязать ОАО *** в срок до <ДАТА> обеспечить резервный запас топлива для принадлежащей ему котельной, расположенной по <АДРЕС>.

В судебном заседании прокурор Истомин А.Н. заявленные требования уточнил. Просил обязать ОАО *** поддерживать в течение отопительного периода <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива в объеме 45-суточной потребности, обеспечивающей бесперебойную работу принадлежащей ему котельной, расположенной по <АДРЕС>.

Представитель ответчика ОАО *** Лопатин С.Н., действующий на основании доверенности от <ДАТА>, заявленные прокурором требования не признал. Суду пояснил, что между ОАО *** и ОАО *** <ДАТА> заключен договор на поставку топлива, по условиям которого ОАО *** обязалось поставлять ОАО *** топливо в соответствии с календарным планом, а ОАО *** производить оплату товара в течение 30 банковских дней с момента отгрузки. С момента заключения данного договора срывов в поставке топлива не было, расчеты производились вовремя. Кроме того, поскольку ОАО *** не имеет собственной площадки для хранения резервного запаса топлива, ОАО ***, имея необходимый запас топлива на своей разгрузочной площадке, в случае необходимости обязалось в течение 3-х дней обеспечить месячную потребность каменного угля в количестве 150 тонн.

Представитель третьего лица администрации МО *** городское поселение Цапаев Д.В., действующий на основании доверенности от <ДАТА>, возражал против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О теплоснабжении» № 190 ФЗ от 27.07.2010 года к полномочиям местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно ч.3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяется законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

В силу п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003 г. эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основанного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Назначение и расчет основного и резервного запаса топлива содержатся в Инструкции об организации в Минэнерго России по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008г. № 66. Данная инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии (п.1 Инструкции).

Согласно п.2 Инструкции норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В соответствии с п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Из п.16 данной Инструкции следует, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.

В силу п.39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток….

В соответствии с п. 44 Инструкции НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности.

Из п. 18 Инструкции следует, что расчеты нормативов создания запасов топлива, по организациям, эксплуатирующим отопительные (производственно-отопительные) котельные, а также электростанции и котельные отраслей промышленности (за исключением организаций электроэнергетики) согласовываются с органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно договору № *** поставки топлива от <ДАТА> поставщиком топлива (каменного угля) для котельной ОАО *** является ОАО ***.

Как следует из пояснений представителя ответчика Лопатина С.Н., запас каменного угля для котельной предприятия хранится на площадке, принадлежащей ОАО ***, а также непосредственно у котельной. Иных площадок для хранения топлива ответчик не имеет.

Из информационного письма генерального директора ОАО *** № *** от <ДАТА> Ш., представленного в судебное заседание истцом, следует, что остатки каменного угля, принадлежащего ОАО *** на площадке топливного предприятия на <ДАТА> составляли 130,0 т, на <ДАТА> – 84,6 т.

Согласно справке, представленной ответчиком в судебное заседание, на начало отопительного сезона на площадке котельной ОАО *** находилось 22 тонны каменного угля.

Ответчик представил в судебное заседание расчет НЭЗТ для котельной ОАО ***, произведенный в соответствии с п. 44 Инструкции. Расчет нормативов создания запасов топлива ответчиком с органами местного самоуправления не согласовывался. Согласно данному расчету НЭЗТ для котельной составляет 144,0 тонны.

Таким образом, на начало отопительного сезона у ответчика имелся НЭЗТ.

Остаток топлива на <ДАТА> составил 84.6 т, что не составляет запаса топлива в размере 45-суточной потребности.

Письмо директора ОАО *** № *** от <ДАТА> Ш. с обязательством в случае острой необходимости в поставке каменного угля обеспечить месячную потребность в количестве 150 тонн в течение 3-х суток не является доказательством наличия у ответчика НЭЗТ на момент рассмотрения дела судом.

Анализ договора на поставку топлива, акт сверки взаимных расчетов между ОАО *** и ОАО *** позволяют суду прийти к выводу о том, что обязанности, взятые на себя по договору, стороны исполняют надлежащим образом. Доказательств обратного суду не представлено.

Учитывая, что НЭЗТ вовлекается в расход для выработки тепловой энергии в течение отопительного периода и обеспечивается за счет поставок топлива в соответствии с заключенным договором, принимая во внимание отсутствие у ответчика запаса топлива в объеме 45-суточной потребности на <ДАТА>, а также предстоящий зимний период, суд приходит к выводу, что для надежной и стабильной работы котельной ОАО *** ответчик должен быть обязан судом поддерживать в течение отопительного периода <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу принадлежащей ему котельной.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л

Исковые требования прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ОАО *** поддерживать в течение отопительного периода <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива, обеспечивающий бесперебойную работу принадлежащей ему котельной, расположенной по <АДРЕС>.

Взыскать с ОАО *** в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей на счет ***.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья Назарова И.Е.