Г.д. 2-531
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<ДАТА> город Яранск
Яранский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Назаровой И.Е.
при секретаре Чернядьевой Т.Ю.,
с участием прокурора Пономарева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МУП *** об обязании обеспечить резервный запас топлива,
У С Т А Н О В И Л
В суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к МУП *** об обязании обеспечить резервный запас топлива. Заявление обосновал следующим.
Прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки было установлено, что Ответчик, посредством принадлежащей ему котельной осуществляет выработку тепловой энергии в горячей воде и ее продажу исполнителям коммунальных услуг, которые в свою очередь, используя данный коммунальный ресурс, оказывают коммунальные услуги конечным потребителям – гражданам, проживающим в многоквартирных домах и общежитиях.
Согласно п.4.1.1. «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утв. Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п. 39 «Инструкции об организации в Минэнерго России по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008г., № 66, размер запаса топлива должен составлять 45-суточный плановый расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода.
Согласно письму Ответчика № *** от <ДАТА> в эксплуатации предприятия 8 котельных и запас топлива на предприятии до <ДАТА> в количестве 300 тонн, то есть у предприятия отсутствует резервный 45-дневный запас топлива для каждой котельной.
Отсутствие резервного запаса топлива на котельных может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде невозможности осуществления теплоснабжения жилых домов и как следствие – невозможности получения жителями города коммунальных услуг (отопления). Прекращение электроснабжения котельной в отопительный период также может повлечь значительный материальный ущерб в виде повреждения теплотрассы (ее разрыв от замерзания теплоносителя в ней) и нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства (самой котельной и иного теплосетевого имущества).
Прекращение подачи тепловой энергии может повлечь нарушение конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания (ст.8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Просит обязать МУП *** в срок до <ДАТА> обеспечить резервный запас топлива для эксплуатируемых котельных, расположенных в <АДРЕС>.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования. Просил обязать МУП *** создать в срок до <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива в объеме 45-суточной потребности, не менее 1493,8 т.
Представитель ответчика МУП *** Т., действующий на основании доверенности от <ДАТА>, заявленные прокурором требования не признал, пояснил, что МУП *** не является собственником котельных, указанных в заявлении прокурора, на директора предприятия эксплуатационная ответственность никем не возложена. Согласно п. 20 приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 года № 66 «Об организации в министерстве энергетики РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» в срок до 01 октября года, предшествующего планируемому, общие нормативы запасов топлива для электростанций и котельных организаций электроэнергетики утверждаются приказом Минэнерго России. Данного приказа прокурором района в суд не представлено. Согласно п. 16 приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 года № 66 расчет НЭЗТ (необходимый эксплуатационный запас топлива) производится ежегодно на 01 октября планируемого года, прокурор просит обязать обеспечить резервный запас топлива до <ДАТА>, что законом не предусмотрено. На площадке ОАО *** МУП *** имеет 1300 тонн каменного угля, что составляет двухмесячный запас топлива для предприятия. Хранить данный уголь около котельных не имеется возможности, так как предприятие не имеет земельных участков около котельных. Просил в удовлетворении искового заявления прокурора отказать.
Представитель третьего лица администрации *** Ц., действующий на основании доверенности от <ДАТА>, заявленные требования прокурора считает удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям. Применяя в обоснование заявленных требований п. 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 истец не указал сами нормативы обеспечения топливом для каждой из котельных, тем самым не обосновал заявленные требования. Истец не учет, что МУП *** заключил договор на поставку топлива с ООО ***, указанным договором утвержден график поставки топлива для котельных, обслуживаемых МУП ***. МУП *** предоставлена муниципальная гарантия в размере *** рублей для получения кредита. Кредитные средства МУП *** использовало для оплаты поставок топлива в отопительном периоде <ДАТА>. Таким образом, МУП *** приняты достаточные меры по обеспечению поставок топлива в объеме, необходимом для оказания услуг по отоплению.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, изучив письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «О теплоснабжении» № 190 ФЗ от 27.07.2010 года к полномочиям местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч.3 ст. 543 ГК РФ требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяется законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В силу п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ № 115 от 24.03.2003 г. эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основанного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Назначение и расчет основного и резервного запаса топлива содержатся в Инструкции об организации в Минэнерго России по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008г. № 66. Данная инструкция разработана в целях организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных и устанавливает основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, электрической и (или) тепловой энергии (п.1 Инструкции).
Согласно п.2 Инструкции норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
В соответствии с п. 15 Инструкции НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Из п.16 данной Инструкции следует, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
В силу п.39 Инструкции для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток….
В соответствии с п. 44 Инструкции НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности.
Из п. 18 Инструкции следует, что расчеты нормативов создания запасов топлива, по организациям, эксплуатирующим отопительные (производственно-отопительные) котельные, а также электростанции и котельные отраслей промышленности (за исключением организаций электроэнергетики) согласовываются с органами исполнительной власти Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно договору поставки № *** от <ДАТА> поставщиком топлива (каменного угля) для котельных предприятия МУП *** является ООО ***.
Из информационного письма генерального директора ОАО *** № *** от <ДАТА> Ш., представленного в судебное заседание истцом, следует, что остатки каменного угля на площадке топливного предприятия для МУП *** на <ДАТА> составляли 422,8,0 т, на <ДАТА> – 21,2 т.
Как следует из пояснений представителя ответчика Т., запас каменного угля для котельной предприятия, хранится на площадке, принадлежащей ОАО ***.
Доказательств, подтверждающих наличие топлива и его количества, свыше указанного в информационном письме директора ОАО *** № *** от <ДАТА> Ш., ответчик суду не представил.
Расчет нормативов создания запасов топлива ответчиком с органами местного самоуправления не согласовывался.
Ответчик представил в судебное заседание расчет НЭЗТ для котельных МУП ***, произведенный в соответствии с п. 44 Инструкции. Согласно данному расчету НЭЗТ должен составлять 1493,8 т.
Таким образом, на <ДАТА> у ответчика не имелся запас топлива в размере 45-суточной потребности. Суду не представлено доказательств того, что в период до рассмотрения дела судом, ответчиком создал необходимый запас топлива.
Довод ответчика о том, что для МУП *** не утверждены общие нормативы запасов топлива, как того требует п. 20 Инструкции об организации в Минэнерго России по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008г. № 66, в связи с чем требования прокурора незаконны, суд считает несостоятельными. В соответствии с данным пунктом Инструкции утверждение общих нормативов запасов топлива необходимо для электростанций и котельных организаций электроэнергетитки. В соответствии с п.18 указанной Инструкции организации, эксплуатирующие отопительные котельные, расчеты нормативов создания запасов топлива согласовывают с органами местного самоуправления.
Анализ договора на поставку топлива между МУП *** и ООО *** позволяет суду прийти к выводу о том, что обязанности, взятые на себя по договору, стороны исполняют надлежащим образом. Доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что НЭЗТ вовлекается в расход для выработки тепловой энергии в течение отопительного периода и обеспечивается за счет поставок топлива в соответствии с заключенным договором, принимая во внимание отсутствие у ответчика запаса топлива в объеме 45-суточной потребности на <ДАТА> и последующий период, суд приходи к выводу, что для надежной и стабильной работы котельных МУП *** должен быть обязан судом создать в срок до <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Исковые требования прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МУП *** создать в срок до <ДАТА> нормативный эксплуатационный запас топлива в объеме 45-суточной потребности, не менее 1493,8 т, для эксплуатируемых котельных, расположенных <АДРЕС>.
Взыскать с МУП *** в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья Назарова И.Е.