Г.д. 2-377 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года город Яранск Яранский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Назаровой И.Е. при секретаре Чернядьевой Т.Ю. с участием помощника прокурора Яранской районной прокуратуры Зубарева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МО МВД РФ ***, Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области о возложении обязанности по приведению помещения ИВС в соответствии с требованиями п. 45 «Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», У С Т А Н О В И Л В суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Яранского района Бельтюков Е.С. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к МО МВД РФ ***, Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области о возложении обязанности по приведению помещения ИВС в соответствии с требованиями п. 45 «Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Заявление обосновал следующим. Прокуратурой Яранского района проведена проверка законности и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания МО МВД РФ ***, в ходе которой выявлены нарушения ст. 51 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от 22.11.2005 года № 950. Камеры ИВС МО МВД России *** не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ: в камере № 1, 10, 12 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа; в камере № 4 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа, вешалка для верхней одежды; в камере № 7, 8, 11 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа, вешалка для верхней одежды, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полка для туалетных принадлежностей, душевое помещение в ИВС отсутствует. Просит обязать МО МВД РФ *** привести помещение изолятора временного содержания в соответствии с требованиями пункта 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от <дата> № ***, путем оборудования: камеры № 1, 10, 12 светильниками ночного освещения закрытого типа; камеру № 4 светильниками ночного освещения закрытого типа, вешалкой для верхней одежды; камеры № 7, 8, 11 светильниками ночного освещения закрытого типа, вешалкой для верхней одежды, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полкой для туалетных принадлежностей; ИВС душевым помещением. Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Кировской области обеспечить материально-техническое обеспечение и финансирование выполнения МО МВД РФ *** требований пункта 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от 22.11.2005 года № 950. В судебном заседании прокурор Зубарев С.Н. настаивал на заявленных требованиях в полном объеме. Представитель ответчиков Управления МВД РФ по Кировской области и МО МВД России *** Калашникова Л.Г., действующая на основании доверенности от 01.07.2011 года, суду пояснила, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии с ч.4 ст.27 Федерального Закона «О прокуратуре» от 17.01.1992г. N2202-1, ст. 45 ГПК РФ прокурором подано исковое заявление в защиту прав неопределенного круга лиц. В то же время имеются сведения обо всех лицах, содержащихся в ИВС. Таким образом, круг лиц, права которых, якобы, нарушены, строго определен, все содержащиеся в ИВС известны и имеют возможность сами обратиться в суд за защитой своих прав. Частью 1 с.45 ГПК РФ предусмотрено, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими содержащимися в ИВС прокурором не представлено. Таким образом, полномочий на предъявление заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ у прокурора не имеется. Основанием для подачи искового заявления послужили результаты мероприятий по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного, характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу проведенных прокуратурой. Предмет надзора, порядок его осуществления и полномочия прокурора определены главой 4 Закона РФ «О прокуратуре РФ». При этом ч.1 ст.ЗЗ. названного Закона определен исчерпывающий перечень правомочий прокурора, в число которых предъявление иска не входит. Прокурор не полномочен предъявить в суд данное исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц, а в силу закона «О прокуратуре» должен был вынести представление об устранении нарушений закона. В силу ст.220 ГПК РФ производство по делу подлежит прекращению. МО МВД России *** является бюджетным учреждением и выполняет установленные законодательством функции исходя из целевого характера и объёма ассигнований, предусмотренных сметой. УМВД России по Кировской области также является казенным учреждением, следовательно, это государственное учреждение, осуществляющее оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетные полномочия принадлежат главному распорядителю средств федерального бюджета. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета определен Федеральным законом Российской Федерации № 357-Ф3 от 13.12.2010г. «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2010 и 2013 годов». Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главным распорядителем бюджетных средств для УМВД России по Кировской области является МВД Российской Федерации. Для приведения ИВС ПиО в соответствие с требованиями п.45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 года № 950, необходимо выделение средств из федерального бюджета. При выделении денег, указанные нарушения будут устранены. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам. Статья 45 ГПК РФ устанавливает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае, обращение прокурора Яранского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц является обоснованным, поскольку затрагивает интересы значительного числа граждан, которые содержались, и будут содержаться в ИВС МО МВД России ***. Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. В силу ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии. Приказом МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 утверждены «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», которые регламентируют внутренний распорядок в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В соответствии с п. 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», камеры ИВС должны быть оборудованы: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды. В судебном заседании установлено: МО МВД России *** имеет изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Вопреки требованиям п.45 Правил, в камере № 1, 10, 12 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа; в камере № 4 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа, вешалка для верхней одежды; в камере № 7, 8, 11 отсутствуют светильники ночного освещения закрытого типа, вешалка для верхней одежды, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полка для туалетных принадлежностей, душевое помещение в ИВС. Данные обстоятельства представителем ответчиков не оспариваются. Из статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следует, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Пунктом 2 указанных Правил, в ИВС также устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел. Таким образом, суд приходит к выводу, что непринятие мер по приведению изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых нарушает права и законные интересы лиц, содержащихся в ИВС. МО МВД России *** обязан привести помещение ИВС в соответствие с требованиями п.45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Доводы представителя ответчиков об отсутствии финансирования из федерального бюджета для устранения выявленных нарушений, суд признает необоснованными, поскольку сам по себе факт отсутствия денежных средств не исключает обязанность ответчиков соблюдать требования Федерального закона "О содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Доводы представителя ответчиков о том, что прокурор не имел права обращаться в суд с исковым заявлением и должен был вынести представление об устранении нарушений закона, не является основанием для отказа в иске прокурору. Таким образом, оценивая все исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Яранского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л Исковые требования прокурора Яранского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МО МВД РФ ***, Управлению Министерства внутренних дел РФ по Кировской области удовлетворить. Обязать МО МВД РФ *** привести помещение изолятора временного содержания в соответствии с требованиями пункта 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от 22.11.2005 года № 950, путем оборудования: камеры № 1, 10, 12 светильниками ночного освещения закрытого типа; камеру № 4 светильниками ночного освещения закрытого типа, вешалкой для верхней одежды; камеры № 7, 8, 11 светильниками ночного освещения закрытого типа, вешалкой для верхней одежды, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, полкой для туалетных принадлежностей; ИВС душевым помещением. Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Кировской области обеспечить материально-техническое обеспечение и финансирование выполнения МО МВД РФ «Яранский» требований пункта 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД от 22.11.2005 года № 950. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья Назарова И.Е. Решение вступило в законную силу 15 декабря 2011 года.