Дело № 2-377/2012



Гражданское дело № 2-377

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Яранск Кировская область 16 августа 2012 года

Яранский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Швецовой М.В.,

при секретаре Семакиной И.А.,

с участием прокурора ***районной прокуратуры *** области Киселева Д.В.,

представителя ответчика МКОУ *** – директора Романова В.А.,

представителя соответчика администрации муниципального образования *** Толмачева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** района *** области в защиту прав и интересов неопределенного круга *** области о возложении обязанности оборудовать территорию школы ограждением,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор *** района *** области обратился в суд с названным иском, уточненным в судебном заседании в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что в ходе проверки прокуратуры соблюдения прав и свобод учащихся и воспитанников образовательных учреждений образовательными учреждениями на территории района, а также законодательства о противодействии терроризму, в деятельности ответчика выявлены нарушения требований указанного законодательства.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Закона от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 01.01.2012) «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Законодателем в абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 19.07.2011г. № 248-ФЗ) среди других основных понятий введено понятие санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

В частности, п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по части III«Требования к территории общеобразовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что территория муниципального казенного общеобразовательного учреждения *** (далее – школа) не оборудована ограждением, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, обучающихся в учреждении.

Кроме того, что территория школы, не имеющая ограждения, является доступной для посторонних посетителей, то есть способствует совершению террористического акта в нарушение Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Установка ограждения учреждения необходима для обеспечения безопасности учеников, при этом, бездействие администрации техникума ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, проходящих обучение в техникуме в настоящее время, а также детей, которые в будущем поступят в данный техникум.

Наличие ограждения территории школы является обязательным требованием для предотвращения противоправных посягательств на жизнь и здоровье обучающихся и работающих там лиц.

Просил обязать школу оборудовать территорию школы ограждением с лицевой стороны от входа в здание в срок до *** года; обязать администрацию района обеспечить оборудование территории школы ограждением с лицевой стороны от входа в здание в срок до ***года.

Прокурор Киселев Д.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика – директор школы в судебном заседании иск признал, суду пояснил, что в настоящее время устранить допущенные нарушения не представляется возможным, поскольку они являются муниципальным бюджетным учреждением и срок, который понадобиться для устранения нарушений, составляет не менее одного года.

Представитель соответчика администрации муниципального образования *** Толмачев Д.В. иск признал, выразил согласие с позицией представителя ответчика.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив во взаимосвязи и в совокупности материалы дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что муниципальному казенному общеобразовательному учреждению ***, зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 5); местонахождение: АДРЕС.

В ходе проверки прокуратуры соблюдения прав и свобод учащихся и воспитанников образовательных учреждений образовательными учреждениями на территории района, а также законодательства о противодействии терроризму, в деятельности ответчика выявлены нарушения требований указанного законодательства.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Так, согласно ч. 7 ст. 51 Закона от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 01.01.2012) «Об образовании» ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии с абз. 10. ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 19.07.2011г. № 248-ФЗ) санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

В частности, п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» по части III«Требования к территории общеобразовательных учреждений, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

Между тем, прокуратурой района установлено, что территория школы не оборудована ограждением, что ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, обучающихся в учреждении.

Наряду с этим, территория учреждения, не имеющая ограждения, является доступной для посторонних посетителей, то есть способствует совершению террористического акта в нарушение Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Установка ограждения школы необходима для обеспечения безопасности учеников, при этом, бездействие администрации техникума ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних детей, проходящих обучение в техникуме в настоящее время, а также детей, которые в будущем поступят в данное учебное учрждение.

Наличие ограждения территории учреждения является обязательным требованием для предотвращения противоправных посягательств на жизнь и здоровье обучающихся и работающих там лиц.

На день рассмотрения дела в суде указанные нарушения федерального законодательства ответчиком-школой не устранены, что не оспаривалось его представителем в судебном заседании.

Пункт 2 статьи 150 ГК РФ устанавливает, что нематериальные блага защищают в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех же пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Присуждение к исполнению обязанности в натуре является, согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав.

Таким образом, неисполнение ответчиком требований, основанных на федеральном законодательстве, является незаконным, и суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора, действующего в рамках предоставленных ему законом полномочий в интересах Российской Федерации.

При определении сроков выполнения мероприятий, направленных на устранение нарушений, суд принимает во внимание объём работ, требующих временных затрат, доводы соответчиков, и приходит к убеждению, что предлагаемые прокурором сроки являются объективными, в связи с чем, приходит к убеждению об установлении срока для устранения нарушений, о котором просит прокурор, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

В силу со ст. 98 ГПК РФ с ответчика-школы подлежит взысканию государственная пошлина.

Соответчик по делу – администрация муниципального образования ***муниципальный район *** области, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с пп. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение *** оборудовать территорию школы ограждением с лицевой стороны от входа в здание в срок до *** года.

Обязать администрацию муниципального образования *** обеспечить оборудование территории школы ограждением с лицевой стороны от входа в здание в срок до 01.08.2013 года.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения *** государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Яранский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья М.В.Швецова

СПРАВКА: решение вступило в законную силу 18.09.2012г., в апелляционном порядке не обжаловалось.