Решение о возмещение вреда, полученного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Янаул 7 июля 2010 года

Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сергеева В.Г.,

с участием : представителя истца Ниязовой Г.Я., представителя Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения по Янаульскому району и г.Янаул Ушияровой З.Н., представителя министерства финансов РФ Хабибуллиной С.Р.

при секретаре Гирфановой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усманова ФИО26 к Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Янаульскому району и г.Янаул (далее УТ и СЗН РБ по Янаульскому району и г.Янаул) о перерасчете и индексации сумм возмещения вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученных сумм с учетом разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7,

УСТАНОВИЛ:

Усманов Н.Н. обратился в суд с иском к УТ и СЗН РБ по Янаульскому району и г.Янаул о перерасчете и индексации сумм возмещения вреда здоровью, причиненного на Чернобыльской АЭС и взыскании недополученных сумм.

Представитель истца Ниязова Г.Я. иск поддержала и пояснила суду, что Усманов Н.Н. принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 15 августа по 14 ноября 1988г. и с 15 сентября по 13 декабря 1989 г. 20.03.1997 года ему установлена III группа инвалидности вследствие увечья, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. Усманову Н.Н. назначена ежегодная денежная компенсация за вред здоровью, однако органами социальной защиты населения выплаты производятся без учета индексации выплат. Просит проиндексировать денежную компенсацию возмещения вреда здоровью, установленную Усманову Н.Н., взыскать недополученные суммы денежной компенсации и установить истцу с 01.11.2009 г. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 24459 рублей 75 копеек, с последующей индексацией указанной суммы в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Янаульскому району и г.Янаул оформить документы для выплаты Усманову Н.Н. суммы задолженности возмещения вреда здоровью в размере 1 975 162 руб.66 коп.

Представитель ответчика УТ и СЗН РБ по Янаульскому району и г.Янаул Ушиярова З.Н. иск не признала и пояснила суду, что индексация выплат денежной компенсации возмещения вреда здоровью, а также начисление Усманову Н.Н. вышеуказанной денежной компенсации ими проводится в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Для перерасчета этих сумм оснований, предусмотренных законом не имеется. Поэтому исковые требования Усманова Н.Н. не основаны на законе.

Представитель Министерства финансов РФ Хабибуллина С.Р. также предлагает в удовлетворении иска Усманову Н.Н. отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Усманова Н.Н. по следующим основаниям.

Судом установлено, что Усманов Н.Н. является инвалидом в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением Усманова Н.Н. об инвалидности, справкой Янаульской медико-социальной экспертизы, выпиской из акта освидетельствования Усманова Н.Н., решением Екатеринбургского межведомственного экспертного совета от 3.12.2002г..

Со 2 марта 1996 г. до 15 февраля 2001 г. в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС », в редакции от 24 ноября 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка ( или соответствующей его части ) в зависимости от степени утраты трудоспособности ( с установлением инвалидности ), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением №7 от 5 апреля 2005 г. О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 ДЕКАБРЯ 2000 Г. N 35 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИНВАЛИДАМИ ПРАВ, ГАРАНТИРОВАННЫХ ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" в п. 10 разъяснил, что в пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и в ст.14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.»

В пункте 10 этого же постановления Пленум разъяснил, что исходя из названных норм, право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало лицу, получившему повреждение здоровья или профессиональное заболевание.

Усманову Н.Н. впервые было назначено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы на основании п.25, ч.1, ст.14 Закона « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » ( в редакции № 179 от 24 ноября 1995 года) начиная с 09.06.1998г года исходя заработка, с момента установления группы инвалидности. После переезда в г.Янаул ему без достаточных на то оснований было прекращено. Эти выплаты были возобновлены только с марта 2003 года и в фиксированном размере, чем нарушено его право на получение возмещения вреда в большем размере в случае его исчисления из заработка за 12 месяцев работы, предшествующих прекращению работы в зонах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, поскольку последний день работы на Чернобыльской АЭС признается днем получения увечья, так как работники не допускались к выполнению работ на Чернобыльской АЭС после получения ими максимально допустимой в тех условиях дозы облучения.

Далее Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении №7 от 5 апреля 2005 г. разъяснил (пункт 9): « Разрешая споры, возникшие по поводу размера сумм возмещения вреда, определенного до 15 февраля 2001г., необходимо исходить из того, что правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, до этой даты регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ ). Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности ( с установлением инвалидности ), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.

А п.13 этого же постановления Пленум разъяснил, что необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №180-ФЗ (30.11.1995 г.) при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, как при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил)".

Возмещение вреда, назначается в размере заработка, определяемом в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

На основании справки Управления строительства «Туполанггидрострой» ПМК-1» о полученном заработке за 1989 год для исчисления среднемесячного заработка за 11 месяцев с января 1989 года по ноябрь 1989 года необходимо:

1. Общий заработок за 11 месяцев 1989 года осовременить на индекс 1989 года – 5.8.

( 3100руб.х 5.8=17980руб.)

чернобыльская зарплата за сентябрь-ноябрь 1989года)=2056руб.81коп.х5.8=11929руб.50коп.

. Общий заработок за 11 месяцев 1989 года

( 17980 руб. + 11929 руб.50коп.) : 11 месяц = 2719руб.04коп.

2719 руб.04 коп. – осовремененный среднемесячный заработок за 1989 год.

Среднемесячный заработок, за этот период, приведенный в масштаб цен, когда Усманову Н.Н. была впервые назначена на основании п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » ( в редакции от 24 ноября 1995 года ) выплата в счёт возмещения вреда здоровью, причинённого катастрофой на Чернобыльской АЭС, путем перемножения на соответствующие коэффициенты, применяемые при исчислении заработка для назначения пенсии, на основании разъяснений, данных в п.13 Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 5.04.2005 года, составляет:

2719руб.04коп. х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,8 х 1,3 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15х1.1х1.1х1.21= 3 027 633руб.80коп.

5.8 – коэффициенты для 1989 года, указанный в « Правилах возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992 г. ( с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995г. № 180-ФЗ ).

6 – коэффициент, применяемый при получении увечья до 1991 года, согласно абзаца 2 пункта 2 в редакции статьи 2 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. № 180

2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,8 х 1,3 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15,1.1,1.1, 1.21 - коэффициенты, применяемые при исчислении заработка для назначения пенсии.

Размер возмещения вреда, назначенный со 09.06.1998 года исходя из 80% утраты трудоспособности, должен был составлять ( в ценах 1998 года ):

3 027 633руб.80 коп. х 80% : 1000 = 2422руб.11коп.

Частью 3 статьи 5 указанного Закона ( в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.

С 1.07.2000 г. до 15.02.2001 г. ( до вступления в силу Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года ), это назначенное возмещение вреда здоровью на основании разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РВ № 7 от 5.04.2005 года ( п.5 ) подлежало индексации с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 1 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. №179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991г. №1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993г. №2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона.

Возмещение вреда здоровью должно было составлять:

- с 1.07.2000 г. = 2422. руб.11коп. х 1,581 = 3829руб.36коп.

- с 1.01.2001 г. = 3829руб.36коп. х 1,515 =5801руб.48коп.

Кроме того Пленум Верховного Суда РФ № 7 от 5.04.2005 года разъяснил ( п.6 ), что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. №5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №11-П признаны "противоречащими конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 базового Закона (в редакции от 12 февраля 2001г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ, порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001г. ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Определением КС РФ №364-0 от 04.10.2005 г. выявлен Конституционно-правовой смысл ст.3 ФЗ № 31 от 26.04.2004 г., согласно которому не предполагается применение ст.3 данного Закона в тех случаях, если индексация средств возмещения вреда "чернобыльцам" до 29.05.2004 г. по росту ВПМ в субъекте РФ окажется благоприятнее гражданам, чем в порядке, установленном ст.3 ФЗ № 31 от 26.04.2004 г. В своём Определении КС РФ указал: - «В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению - для указанного периода - размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации. ».

Исходя из этого Усманов Н.Н.имеет право на индексацию данных выплат с 1 января 2002 г. по 29 мая 2004 г. по прожиточному минимуму для пенсионеров по Республике Башкортостан, как благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Согласно представленной справки Госкомстата Республики Башкортостан величина прожиточного минимума для пенсионеров составляла:

Декабрь 2000 года – 605 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 3.01.2001 г. № 06-21-06/12 )

Ноябрь 2000 года – 566 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 29.12.2000 г. )

Октябрь 2000 года – 554 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 15.11.2000 г. )

Сентябрь 2000 года – 558 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 14.10.2000 г. )

Август 2000 года – 584 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 8.09.2000 г. № 06-21-06/08 )

Июль 2000 года – 614 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 12.08.2000 г. )

Июнь 2000 года – 585 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 11.07.2000 г. )

Май 2000 года – 540 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 5.06.2000 г. № 06-21-05/05 )

Апрель 2000 года – 529 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 5.05.2000 г. № 06-21-06/04 )

Март 2000 года – 530 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 7.04.2000 г. № 06-21-03/03 )

Февраль 2000 года – 527 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 9.03.2000 г. )

Январь 2000 года – 527 руб. ( Информация Госкомстата РБ от 7.01.2000 г. № 06-21-05/01 )

Соответственно средняя величина ПМ за 2000 год составляла:

( 605 + 566 + 554 + 558 + 584 + 614 + 585 + 540 + 529 + 530 + 527 + 527 ) : 12 = 559,92 руб.

4 квартал 2001 года – 1008 руб. ( Постанов. Кабинета Министров РБ от 29.01.2002 г. № 26 )

3 квартал 2001 года – 996 руб. ( Постанов. Кабинета Министров РБ от 19.10.2001 г. № 271 )

2 квартал 2001 года – 1020 руб. ( Постанов. Кабинета Министров РБ от 23.08.2001 г. № 205 )

1 квартал 2001 года – 648 руб. ( ( 677 + 645 + 622 ) : 3 )

Март 2001 года – 677 руб.

Февраль 2001 года – 645 руб.

Январь 2001 года – 622 руб.

Соответственно средняя величина ПМ за 2001 год составляла:

( 1008 + 996 + 1020 + 648 ) : 4 = 918 руб.

1. Изменение размера ВПМ в 2001 году по отношению к 2000 году составляло:

918 руб. : 559,92 руб. = 1,64 раза

2. Изменение размера ВПМ в 2002 году по отношению к 2001 году составляло:

1148 руб. : 918 руб. = 1,251 раза

3. Изменение размера ВПМ в 2003 году по отношению к 2002 году составляло:

1314,75 руб. : 1148 руб. = 1,145 раза

Следовательно с 1.01.2002 года по 29 мая 2004 года подлежали применению коэффициенты с 01.01.2002 г. – 1,64; с 1.01.2003 г. – 1,251; с 1.01.2004 г. – 1,145.

Далее после 29.05.2004 года в соответствии со ст.3 Закона РФ № 31 ФЗ "О внесении изменений в ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в ст. 2 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры выплат индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами о бюджете, определяемом Правительством Российской Федерации.

То есть с 1.06.2004 года подлежало применение индексации в соответствии с уровнем инфляции, который ежегодно устанавливался законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год:

- с 01.01.2004 года – на коэффициент 1,1 - установленный на 2004 год Постановлением Правительства РФ № 326 от 25.05.2005 г.;

- с 1.01.2005 года – на коэффициент 1,11 – установленный на 2005 год Постановлением Правительства РФ № 292 от 7.05.2005 г. ( в редакции № 143 от 3.03.2007 г. );

- с 1.01.2006 года – на коэффициент 1,09 – установленный на 2006 год Постановлением Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 г. ( в редакции № 143 от 3.03.2007 г. );

- с 1.01.2007 года – на коэффициент 1,08 – установленный на 2007 год Постановлением Правительства РФ № 171 от 21.03.2007 г.;

- с 1.01.2008 года – на коэффициент 1,105 – установленный на 2008 год Постановлением Правительства РФ №914 от 21.12.2007 г. ( в редакции №655 от 3.09.2008 г.)

- с 1.01.2009г -на коэффициент 1.13,установленный на 2009 год.

Прежний порядок индексации - исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров, проводился по окончании инфляционного периода, а новый механизм индексации предусматривает увеличение выплат в начале инфляционного периода. Таким образом, произведенная ранее с 01.01.2004 г. данных выплат, исходя из роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2003 год, не может служить препятствием к проведению индексации с учетом прогнозного уровня инфляции начиная с 1.06.2004 года.

Таким образом, оба способа индексации имеют принципиальное различие – индексация по ВПМ отражает инфляцию за истекший 2003 год, а индексация по прогнозной инфляции отражает инфляцию прогнозируемую на 2004 год с 1.06.2004 года.

Поэтому и возникает необходимость применения за весь 2004 год одновременно двух методик. Применение обоих коэффициентов в течении 2004 года не создает ситуацию «двойного индексирования» размера ВВЗ за 2004 г.

Возмещение вреда здоровью должно было составлять:

- с 1.01.2002 г. = 5801руб.48коп. х 1,64 = 9514руб.43коп.

- с 1.01.2003 г. = 9514руб.43коп. х 1,251 =11902руб.55коп.

- с 1.01.2004 г. = 11902руб.55коп х 1,145 = 13628руб.42коп.

- с 1.06.2004 г. =13628руб.42коп.х 1,1 =14991руб.26коп.

- с 1.01.2005 г. = 14991руб.26коп.1,11 = 16640руб.30коп.

- с 1.01.2006 г. =16640руб.30коп. х 1,09 =18137руб.93коп.

- с 1.01.2007 г. = 18137руб.93коп. х 1,08 = 19588руб.96коп.

- с 1.01.2008 г. = 19588руб.96коп.х1.105 =21645руб.80коп.

-с 1.01.2009г=21645руб.80коп.х1.13=24459руб.75коп.

В соответствии со ст.208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. №445-О постановлено, что положения статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Сумма возмещения вреда, которую должен был получить Усманов Н.Н. составляет :

- за период с 1.03.2001г по31.12.2001г=5801руб.48коп.х10=58014руб.80коп.

- за период с 01.01.2002гпо31.12.2002г= 9514руб.43копх12=114173руб.16коп.

- за период с 1.01.2003 г. по 31.12.2003 г. = 11902руб.55коп. х 12 мес. = 142830руб.60коп.

- за период с 1.01.2004 г. по 29.05.2004 г. = 13628руб.42коп. х 5 мес. =68142руб.10коп.

- за период с 1.06.2004 г. по 31.12.2004 г. = 14991руб.26коп.. х 7 мес. = 104938руб.82коп.

- за период с 1.01.2005 г. по 31.12.2005 г. = 16640руб.30коп. х 12 мес. =199683руб.60коп.

- за период с 1.01.2006 г. по 31.12.2006 г. =18137руб.93коп. х 12 мес. =217655руб.16коп.

- за период с 1.01.2007 г. по 31.12.2007 г. = 19588руб.96коп. х 12 мес. =235067руб.52коп.

- за период с 1.01.2008 г. по 31.12.2008 г. = 21645руб.80коп. х12 мес. = 259749руб.60коп.

- за период с 1.01.2009 по 31.10.2009г= 24459руб.75коп..х10мес= 244597 руб.50коп.

Реально полученные суммы возмещения вреда за период с 01.03.2001 г. по 31.10.2009 г. на основании справок УТ и СЗН Минтруда РБ по Янаульскому району:

за период 2001-2002 годы- нет

- за период с 1.03.2003 г. по 31.12.2003 г. = 1254 руб. х 10 мес. =12540руб.

- за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2004 г. = 1380 руб. х 12 мес. =16560 руб.

На основании Постановления Правительства РФ № 143 от 14.03.2007 г. составляет:

- за период с 1.01.2005 г. до 31.12.2005 г. = 1531руб.80коп. х 12 мес. = 18381 руб. 60коп..

- за период с 1.01.2006 г. по 31.12.2006 г. = 1669руб.66коп.. х 12 мес. = 20035руб.92коп.

На основании Постановления Правительства РФ № 171 от 28.03.2007 г. составляет:

- за период с 1.01.2007 г. по 31.12.2007 г. = 1992руб.57коп. х 12 мес. =23910руб.84коп.

На основании Постановления Правительства РФ № 181 от 17.03.2008 г. составляет:

- за период с 1.01.2008 г. по 31.12.2008 г. =2161руб.94коп. х12 мес. = 25943руб.28коп.

за период с 1.01.2009г по 31.10.2009 г=2161.рубл.94коп.х10=21619руб.40коп.

Задолженность невыплаченных сумм возмещения вреда:

за период с 1.03.2001годпо31.12.2001 =58014руб.80коп.

За период 1. 01.10.2002г по 31.12.2002г=114173руб.16коп.

- за период с 1.03.2003г. по 31.12.2003г. =142830руб.60коп. – 12540 руб. =130390руб.60коп.

- за период с 1.01.2004 г. по 31.12.2004 г. = 68142руб.10коп.+104938руб.82коп.) – 16560руб. =156520руб.92коп.

- за период с 1.01.2005 г. по 31.12.2005 г. =199683руб.60коп. –18381руб.60коп. =181302руб.

- за период с 1.01.2006г. по 31.12.2006 г. =217655руб.16коп, – 20035.92руб. =197619руб.24коп.

- за период с 1.01.2007г. по 31.12.2007г. = 235067руб.52коп.-23910руб.84коп. =215601руб.50коп.

- за период с 1.01.2008 г. по 31.12.2008 г. =259749руб.60коп.-25943руб.28коп=233806руб.32коп.

За период с 1.01.2009г по 31.10.2009г=244597руб.50коп.-21619руб.40коп.=222978руб.10коп.

Исходя из смысла п.16 Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 5.04.2005 года, в котором говорится о том, что в связи с инфляцией причиняется имущественный вред истцу следует, что суд вправе удовлетворить его требования об индексации с учётом инфляции. Далее Пленум Верховного Суда РФ в п.16 разъясняет, что « суд вправе удовлетворить требования об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации ».

В соответствии с пунктом 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ №11-П от 19 июня 2002 года нарушенное право нельзя считать реально восстановленным, если возвращаемые чернобыльцам суммы не будут надлежащим образом проиндексированы.

Согласно п. 16 Постановления Пленума ВС РФ, необходимо проиндексировать сумму задолженности за период с 2.03.1996 г. по 31.03.2008 г. с учётом индекса потребительских цен, поскольку данная задолженность образовалась в результате выплаты данных сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.

Согласно данных федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан сводный индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции составляет:

за весь 2002г= 114,7% за весь 2003г=111,1%

- за весь 2004 год = 114,3%,- за весь 2005 год = 110,9%,- за весь 2006 год = 108,9%

- за весь 2007 год = 112,6%,- за весь 2008год= = 112.4%,

Задолженность возмещения вреда за период с 1.03.2001 г. по 31.10.2009 г. с учётом инфляции согласно п.16 Пленума Верховного Суда РФ от 5.04.2005 г. №7 без учёта полученных сумм составляет:

за 2001год=58014руб.80копх114,7%х111,1%х 114,3% х 110,9% х 108,9% х 112,6% х 112.4% = 129159руб.83коп.

За 2002год=114173руб.16копх111,1%х 114,3% х 110,9% х 108,9% х 112,6% х 112.4% =221609руб.53коп.

- за 2003 год = 106485руб.50коп. х 114,3% х 110,9% х 108,9% х 112,6% х 112.4% =186037руб.61коп.

- за 2004 год = 156520.руб.92коп. х 110,9% х 108,9% х 112,6% х 112.4% =239241 руб.48 коп.

- за 2005 год =181302руб. х 108,9% х 112,6% х 112.4% =249882руб.10коп.

- за 2006 год = 197619руб.24коп.х 112,6% х 112.4% =250111руб.64коп.

- за 2007 год = 215601руб.50коп. х 112,4% =242336руб.08коп.

- с 1.01.2008 г. по 31.12.2008 г. =233806руб.32коп.

- 01.01.2009 г по 31.10.2009г=222978руб.10коп.

ИТОГО:129159руб.83коп.+221609руб.53коп+186037руб.61коп.+239241руб.48коп.+249882руб.10коп.+250111руб.64коп.+242336руб.08коп.+233806руб.32коп.+222978руб.10коп.=1 975162руб.66коп.

При разрешении данного дела суд считает необходимым обязать ответчика оформить документы на выплату указанных сумм, а не о взыскании их с ответчика суд руководствуется следующими положениями закона.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. № 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" представителем надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" являются органы социальной защиты населения, которые согласно части 3 статьи 125 ГК РФ уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 872 « О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС » предписывает Федеральной службе по труду и занятости ( Роструд ) в 2007 году осуществлять финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 года № 872 утверждены Правила финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила финансового обеспечения).

В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения решения по назначению выплат и его размеру принимаются органом социальной защиты населения в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации, ежемесячно составляют реестры и представляют их в Федеральную службу по труду и занятости ( Роструд ).

Федеральная служба по труду и занятости ( Роструд ) на основании правил финансового обеспечения выплату денежной компенсации осуществляет путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях ( филиалах, структурных подразделениях ) Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи на основании соглашений, заключаемых Службой со Сберегательным банком Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "Почта России".

Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 866 « О финансовом обеспечении в 2008 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС » действие Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2007 года № 872 было продлено на 2008,2009 год.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства Труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Янаульскому району и городу Янаул оформить документы для выплаты в порядке предусмотренном законодательством Усманову ФИО25 единовременной суммы задолженности возмещения вреда здоровью в размере 1 975 162руб.66коп.

2. Обязать Управление труда и социальной защиты населения Министерства Труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Янаульскому району и городу Янаул установить в порядке, предусмотренном законодательством, Усманову ФИО23 с 1ноября 2009 года ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 24 459руб.75копеек. с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Янаульский районный суд РБ.

Судья Янаульского

районного суда РБ Сергеев В.Г.

Решение не вступило в законную силу, обжаловано в Верховный Суд РБ.