№ 2-327/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
04 мая 2011 года г. Янаул
Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Р.Р.Рафиков,
при секретаре Даутовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Миншина <данные изъяты> об обжаловании действий отдела Управления миграционной службы РФ по РБ в г. Янаул и Янаульском районе,
У С Т А Н О В И Л:
Миншин Р.В. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий отдела Управления миграционной службы РФ по РБ в г. Янаул и Янаульском районе, мотивируя свои доводы тем, что 06.04.2011 года его мать ФИО1 обратилась в суд с заявлением о постановке на регистрационный учет сына, то есть его, в принадлежащую ей на праве собственности ? доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На что получила отказ в связи с отсутствием согласия второго собственника квартиры. Данный отказ считает незаконным и нарушающим его право на регистрацию по месту жительства при наличии согласия собственника жилого помещения.
Заявитель Миншин Р.В., третьи лица ФИО1, ФИО4 в судебное заседание не явились, дважды направленные по единственному известному адресу судебные извещения вернулись с отметкой об истечении срока хранения. При таких обстоятельствах судом предприняты все возможные меры по обеспечению их явки и для недопущения волокиты по делу считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель отделения УФМС России по РБ в г. Янаул в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, обратились в суд с ходатайством о рассмотрении дела без их участия.
Суд, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании мать заявителя ФИО1 являясь собственником ? доли квартире расположенной по адресу: <адрес>, обратилась в Отдел УФМС по г. Янаул с заявлением о регистрации в указанной квартире ее сына Миншина Р.В. В регистрации последнего было отказано на основании п.п. «а» п.12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 713 от 17.06.1995 года, а именно в связи с отсутствием письменного согласия сособственника указанного жилого помещения.
Однако данная норма Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 02.02. 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10,12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Постановление) признана неконституционной и в соответствии с ч.3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ утратила силу.
Согласно правовой позиции, указанных в п.п. 2,4,7 Постановления уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация гражданина по месту жительства, согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Семейного кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.
В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. То есть для владения и пользования имущества долевой собственности необходимо согласие всех ее участников. Поскольку ФИО1 обратилась в ОУФМС г. Янаул с заявлением лишь о регистрации своего сына, из чего следует, что на право пользования указанной долей жилой площади Миншин Р.В. не претендует, согласия сособственников квартиры для регистрационных действий не требуется. В случае возникновения спора между участниками долевой собственности о правах на пользование, последние могут обратиться в суд в исковом порядке для достижения согласия между ними.
При таких обстоятельствах доводы заявителя суд считает обоснованными, а отказ в его регистрации в принадлежащей его матери доле в квартире незаконным, поскольку должностным лицом УФМС России по РБ в г. Янаул Миншину Р.В. было отказано на основании недействующих правовых норм.
С учетом вышеизложенного Миншин Р.В. подлежит регистрации по вышеуказанному адресу, поскольку все требования, необходимые для этого и предусмотренные действующим законодательством, им соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Отдела Управления миграционной службы РФ по РБ в г. Янаул в регистрации Миншина <данные изъяты> по адресу: РБ, <адрес>, принадлежащей на праве собственности ? доли ФИО1 незаконным.
Обязать Отдел Управления миграционной службы РФ по РБ в г. Янаул зарегистрировать Миншина <данные изъяты> по адресу: РБ, <адрес> срок до 01 июня 2011 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Янаульский районный суд.
Судья Янаульского
районного суда Р.Р.Рафиков