№2-411/2011 решение о признании бездействия незакоными



№ 2-411/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Янаул 23 июня 2011 года

Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Рафикова Р.Р.,

при секретаре Даутовой Л.М.,

с участием помощника прокурора Янаульского района Фазылова И.А., представителей территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г.г. Нефтекамск, Агидель, Янаул, Дюртюли, Калтасинском, Краснокамском, Дюртюлинском, Илишевском, Янаульском районах Мингалева Е.А., Калининой Т.Г.,

главы администрации Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ Ахметова З.А.,

рассмотрев материалы гражданского дела по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В обоснование исковых требований помощник прокурора Фазылов И.А. исковые требования поддержал и суду пояснил, что администрацией сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ при организации водоснабжения населения сел <адрес> через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети указанных населенных пунктов в соответствии с такой программой, что является нарушением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Просит суд удовлетворить заявленные требования.

Глава администрации Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ Ахметов З.А. требования признал частично и суду пояснил, что действительно у них имеются указанные нарушения, которые они по мере возможности устранят.

Представители территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г.г. Нефтекамск, Агидель, Янаул, Дюртюли, Калтасинском, Краснокамском, Дюртюлинском, Илишевском, Янаульском районах Мингалев Е.А., действующий на основании доверенности № 02-21-864 от 07.04.2011 года сроком до 31.12.2011 года, Калинина Т.Г., действующая на основании доверенности № 02-21-864 от 11.04.2011 года сроком до 31.12.2011 года просят исковые требования удовлетворить.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст.ст. 8, 18 Закона РБ «О питьевой воде» к ведению органов местного самоуправления в области питьевого водоснабжения относится разработка, утверждение и финансирование программ и мероприятий по организации, содержанию и развитию систем питьевого водоснабжения, улучшению и контролю за качеством питьевой воды. Качество питьевой воды, получаемой потребителями (гражданами и юридическими лицами), должно соответствовать нормативным требованиям и обеспечивается:

разработкой типовых и рабочих программ, правил контроля за качеством питьевой воды в системах централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения с учетом местных условий;

осуществлением регулярного производственного лабораторного контроля аттестованными или аккредитованными в установленном порядке лабораториями организаций питьевого водоснабжения в соответствии с нормативными документами (контроль за качеством питьевой воды в системах питьевого водоснабжения, эксплуатируемых организациями, не имеющими собственных лабораторий, осуществляют на договорной основе другие лаборатории, аккредитованные в установленном порядке);

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01» установлены следующие требования по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды и обеспечению такого производственного контроля:

- пункт 2.4 На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

- пункт 4.1 В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.

- пункт 4.2 Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

- пункт 4.5 Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям при количестве обслуживаемого населения до 10 тыс. человек с частотой два раза в месяц.

- пункт 4.7 Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Согласно п.3 Раздела 1 «Порядок составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» приложения 1 к названным СанПиН «Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды» рабочая программа должна содержать:

3.1. Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы, установленные настоящими Санитарными правилами.

3.2. Методики определения контролируемых показателей.

3.3. План пунктов отбора проб воды в местах водозабора, перед подачей воды в распределительную сеть водопровода (в резервуаре чистой воды) и в пунктах водоразбора наружной и внутренней сети водопровода.

3.4. Количество контролируемых проб воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах воды.

3.5. Календарные графики отбора проб воды и проведения их исследования (испытания).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) – это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Судом установлено, что администрацией сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район РБ при организации водоснабжения населения сел <адрес> через централизованную систему водоснабжения не разработана рабочая программа контроля качества воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети указанных населенных пунктов в соответствии с такой программой.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, третьих лиц, а также материалами дела запросом Башкирского природоохранного прокурора и ответом на него главы администрации сельского поселения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и обязать ответчика устранить вышеуказанные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 258, 194-198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан, выразившееся в отсутствии разработанной рабочей программы производственного контроля и неосуществлении производственного контроля качества воды в соответствии с такой программой, подаваемой населению сел <адрес>

Обязать администрацию сельского поселения Кисак-Каинский сельский совет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан устранить указанные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения путем разработки рабочей программы производственного контроля и организации производственного контроля качества воды, подаваемой населению в селах <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РБ в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Янаульского

районного суда Р.Р.Рафиков