№ 2-63/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Янаул 09 марта 2011 года
Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Р.Р.Рафикова,
при секретаре Даутовой Л.М.,
с участием третьего лица Нафикова Ш.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исламовой <данные изъяты> к администрации городского поселении <адрес> муниципального района <адрес> РБ о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Исламова З.М. обратилась в суд с иском к администрации городского поселении <адрес> муниципального района <адрес> РБ о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>, <адрес>, <адрес> порядке наследования после смерти родителей.
В обоснование своих требований истец Исламова З.М. пояснила суду, что 24 января 1995 года ее родители, ФИО1 и ФИО2, приватизировали квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее мама умерла. После ее смерти наследство в виде ? доли вышеуказанной квартиры фактически принял ее отец, поскольку никто из остальных наследников к нотариусу за оформлением наследства не обращался. Он вступил в овладение и управление наследственным имуществом, продолжая жить в указанной квартире и пользоваться ею, как своей собственной, нес расходы на ее содержание. Уплачивал коммунальные платежи. ДД.ММ.ГГГГ умер отец. После его смерти она и ее братья обратились к нотариусу: она с заявлением о принятии наследства, а братья своими заявлениями отказались от наследства в ее пользу. Однако выдача свидетельства о праве на наследство приостановлена, поскольку их отец не оформил свои наследственные права после смерти матери, и кроме того, в договоре приватизации и регистрационном удостоверении неверно указаны данные матери «ФИО11», вместо верного «ФИО12». Иным образом, кроме судебного, установить право собственности на домовладение не представляется возможным.
Ответчик представитель администрации городского поселении <адрес> муниципального района <адрес> Мансуров Р.Р., действующий на основании доверенности № 73 от 03.12.2010 года, в судебное заседание не явился, заявлением просит рассмотреть дело в его отсутствие, сообщает, что исковым требованиям не возражает.
Третье лицо Нафиков Ш.М. подтвердил обстоятельства, изложенные истцом, пояснил суду, что они с братом Ильдаром отказались от своей доли в наследственном имуществе в пользу сестры и не претендуют на наследство, просит суд удовлетворить исковые требования и признать право собственности на спорную квартиру за Исламовой З.М..
Третье лицо ФИО13 в судебное заседание не явился надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении телеграммы.
Свидетели ФИО8 и ФИО9 пояснили суду, что проживали по соседству с родителями истца ФИО2 и ФИО1, которые сейчас умерли: сначала мать, а потом отец. Сейчас в указанной квартире проживает их сын <данные изъяты>.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В силу ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно договора передачи жилых квартир в совместную собственность от 24.01.1995 года <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> была передана НГДУ «Краснохолмскнефть» ФИО2, ФИО1, выдано регистрационное удостоверение от 30.01.1995 года о регистрации указанной квартиры в БТИ за ФИО2, ФИО1. В указанном договоре вместо верных данных матери истца согласно свидетельств о смерти и заключении брака «ФИО14» указаны неверные - «ФИО15». При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что согласно договору передачи квартир без номера от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> по ул. <адрес> была передана родителям истца в совместную собственность. Данный факт подтверждается показаниями самой Исламовой З.М., третьего лица, свидетелей, не доверять которым у суда оснований не имеется.
В силу ч.2. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ФИО1. После смерти матери ее отец остался проживать в указанной квартире, нести расходы по ее содержанию, в то время как остальные наследники – дети умершей, за оформлением своих наследственных прав не обращались. В связи с чем суд считает отца истца ФИО2 принявшим наследство после смерти жены в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: РБ, <адрес>.
Далее судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца ФИО2, после смерти которого осталось наследственное имущество в виде вышеуказанной квартиры.
Согласно абз. 1 ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Ч.1 ст. 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу ч.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с требованием ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное.
Как следует из материалов наследственного дела № за 2009 год истец обратилась к нотариусу 26.10.2009 года, то есть в установленный законом срок. Остальные наследники – братья истца Нафиков Ш.М. и ФИО16 также в установленный законом срок обратились к нотариусу с заявлениями об отказе от наследства в пользу сестры Исламовой З.М.
Однако в связи с допущенной опиской в договоре передачи квартир в совместную собственность Исламова З.М. не смогла оформить своих наследственных прав на квартиру.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым признать право собственности на вышеуказанное домовладение за Исламовой З.М.
Руководствуясь ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 218, 1110, 1153 ГК РФ, ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за Исламовой <данные изъяты> в порядке наследования право собственности на <адрес> <адрес> РБ общей площадью жилого помещения 60,6 кв.м., имеющую инвентарный номер № и номер в реестре жилищного фонда №
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня вынесения.
Судья Янаульского
районного суда РБ Р.Р.Рафиков