№ 2-61/2011 Решение о б отказе в выселении



№ 2-61/2011

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

г. Янаул 31марта 2011 года

Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Р.Р.Рафикова,

при секретаре Даутовой Л.М.,

с участием прокурора Шакирова А.И.,

представителя органа опеки и попечительства Губайдуллиной Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Дускаевой <данные изъяты> к ФИО33, ФИО34, ФИО35 о признании утратившим права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Дускаева А.Н. обратилась в суд с иском к ФИО13, и несовершеннолетним ФИО14., ФИО15. о признании утратившим права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения из <адрес> РБ.

В обоснование исковых требований Дускаева А.Н. суду показала, что ей на праве собственности принадлежит <адрес> РБ, которую она прибрела в 2005 году. В 2007 году указанную квартиру она подарила своему сыну ФИО7, который вновь в 2010 году данное жилое помещение подарил ей. С 2007 года ее сын проживает в этой квартире в гражданском браке с ФИО16., и ее несовершеннолетними детьми ФИО17., ФИО18., которых зарегистрировал туда, будучи собственником, 14 марта 2008 года. На сегодняшний день там проживает лишь ее сын, его сожительница ФИО19 уехала для трудоустройства в <адрес>, а несовершеннолетние дети находятся в социальном приюте для детей и подростков. Поскольку вся ответственность по уплате расходов на оплату коммунальных услуг легла на нее, а в указанной квартире постоянно происходят пьянки, сын сильно болеет, просит суд удовлетворить заявленные требования. Иного жилья у ответчиков не имеется.

Ответчики ФИО10., ФИО11., ФИО12, а также привлеченный судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований ФИО7, на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу, о чем свидетельствует направленная в их адрес телеграмма. В связи с чем, дело было рассмотрено в их отсутствие.

Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования органа опеки и попечительства Губайдуллина Р.Р., пояснила суду, что для недопущения нарушений жилищных прав малолетних их детей, просит суд в отношении них в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы участников судебного заседания, мнение прокурора, изучив материалы дела, суд считает иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из исследованных судом доказательств, а именно из показаний истца, свидетельств о регистрации права собственности от 28 сентября октября 2007 года и 23 апреля 2010 года, справки № 798 от 28 декабря 2010 года, выданной УЖКХ г. Янаул, свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справкой из социального приюта для детей и подростков от 11 марта 2011 года № 5, следует, что Дускаевой А.Н. на праве собственности принадлежит <адрес> РБ, которую она прибрела в 2005 году. В 2007 году указанную квартиру она подарила своему сыну ФИО7, который вновь в 2010 году данное жилое помещение подарил ей. С 2007 года ее сын проживает в этой квартире в гражданском браке с ФИО20., и ее несовершеннолетними детьми ФИО21., ФИО22., зарегистрированные там 14 марта 2008 года. Указанные несовершеннолетние дети находятся в социальном приюте для детей и подростков.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права
владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник
вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять другими способами, распоряжаться иным образом.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения
осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, ЖК РФ.

К членам семьи собственника жилого помещения согласно п.1. ст.31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (п.2 ст.31 ЖК РФ).

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 24 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Пленум) вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судом установлено, что в момент регистрации ответчиков в спорное жилое помещение, то есть в 2008 году, его собственником являлся ФИО7, то есть сожитель ФИО23 Как следует из показаний истца ее сын и ответчик со своими детьми проживают там с 2007 года. При таких обстоятельствах и с учетом правовой позиции п.п. «а» п. 11 Пленума, суд приходит к выводу и признает, что ФИО24., ФИО25 и ФИО26. являются членами семьи ФИО7, поскольку они были вселены на тот период времени собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи и по его воли. Об этом свидетельствуют показания истца и факт того что регистрация в жилое помещение производиться лишь с согласия собственника. В частности они продолжительное время проживали как одна единая семья, вели общее хозяйство, имели общие интересы.

В соответствии с ч.4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.

Далее согласно п.п.13, 15 Пленума по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. При рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит исходя из положений части 4 статьи 31 ЖК РФ решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.

Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается частью 4 статьи 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:

а) отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);

б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).

При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника жилого помещения сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

Как следует из представленных суду доказательств, показаний истца у ответчиков иного жилого помещения у нее нет. При таких обстоятельствах, и с учетом не допущения нарушений жилищных прав малолетних детей, суд приходит к выводу о возможности сохранения за ответчиками права пользования указанным жилым помещением на определенный срок. При определении продолжительности срока суд исходит из принципа разумности и справедливости и с учетом обстоятельств данного дела считает необходимым данный срок установить на один год, то есть до 31 марта 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дускаевой <данные изъяты> к ФИО27, ФИО28, ФИО29 о признании утратившим права пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, из <адрес> РБ оставить без удовлетворения.

Сохранить за ФИО30, ФИО31, ФИО32 право пользования жилым помещением - квартирой № <адрес> РБ сроком до 31 марта 2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в
Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.


Р.Р.Рафиков


Судья Янаульского
районного суда