№ 2-93/2011 решение об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



№ 2-93/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

13 апреля 2011 года г. Янаул

Янаульский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Р.Р.Рафиков,

при секретаре Даутовой Л.М.,

с участием представителя истца Мухамедзянова Р.Г.,

представителя ответчика Даутова Р.Т.,

представителя третьего лица Лукманова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметзяновой <данные изъяты> к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> РБ,

У С Т А Н О В И Л:

Мухаметзянова М.Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> РБ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель истца Мухамедзянов Р.Г., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ поддержав заявленные требования, пояснил суду, что Мухаметзянова М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с которым вступила в брак ДД.ММ.ГГГГ, и пользуется льготами, предусмотренными законодательством в области жилья. В период до 2009 года она проживала в доме мужа по адресу: РБ, <адрес>. В связи с тем, что на сегодняшний день, Мухаметзянова М.Б. находится в преклонном возрасте и не может вести хозяйство в деревенском доме, она начала проживать в <адрес> в <адрес>, принадлежащей сыну ее мужа от первого брака – Мухаметзянову Р.С., проживающему со своей семьей в <адрес>. В данной квартире она зарегистрирована одна. Согласно выписке из похозяйственной книги жилой дом, находящийся по адресу: РБ, <адрес> <адрес>, построенный в 1979 году принадлежит ей. Данный дом не пригоден для проживания, так как не обеспечен инженерными системами, отсутствует хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция и отсутствует газификация. Кроме того, данное домовладение является наследственной массой после смерти ФИО1, дети которого фактически приняли наследство и обратились с заявлением об этом к нотариусу. 15.10.2010 года истец обратилась в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 13.12.2010 года получила отказ, который мотивирован ответчиком тем, что она одна прописана в квартире и является членом семьи собственников данной квартиры. Считает отказ администрации муниципального района <адрес> РБ незаконным, поскольку членом семьи Мухаметзянова Р.С. она не является, с ними вместе не проживает, поскольку они живут в другом городе, совместного хозяйства не ведут. Она своего жилья не имеет, дом в <адрес> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и нормам. В связи с чем, просит удовлетворить исковые требования Мухаметзяновой М.Б. и признать отказ администрации муниципального района <адрес> РБ незаконным.

Мухаметзянова М.Б. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, просит суд рассмотреть дело без ее участия.

Представитель ответчика Даутов Р.Т., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал и суду пояснил, что согласно представленным документам истец проживает как член семьи собственника квартиры Мухаметзянова Р.С. по адресу: <адрес>, а также за ней числится жилой дом в с. <адрес>, построенный в 1979 году. Согласно акту обследования помещения от 23.03.2011 года данный дом пригоден для дальнейшего постоянного проживания. То есть установленная решением Совета муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения 12 кв.м. с учетом указанных жилых помещений у нее имеется, и она не может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем ей было отказано. Просит суд отказать в иске.

Представитель отдела военного комиссариата РБ по <адрес>, <адрес> и <адрес> Лукманов А.Г., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил суду, что действительно Мухаметзянова М.Б. является вдовой участника Великой отечественной войны – ФИО1.

Привлеченный в качестве третьего лицо, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Мухаметзянов Р.С. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы. Кроме того, в заявлении в адрес суда он указал, что исковые требования Мухаметзяновой М.Б. считает законными, поскольку она членом его семьи не является, проживает в его <адрес> в <адрес> временно, поскольку она сильно болела, ей необходима была часто врачебная помощь, и самостоятельно вести хозяйство в деревне она не могла. В настоящее время ему необходимо данную квартиру продать. Жилой дом в <адрес> остался после смерти его отца и является наследственным имуществом. После смерти отца его дети: он и две сестры, а также его жена – истец по делу - фактически приняли наследство, и каждому полагается по ? доли в жилом доме. Кроме того, он своими силами возвел там надворные постройки. В настоящее время оформил доверенность на имя сестры для оформления своих наследственных прав.

Свидетели ФИО8 и ФИО9, допрошенные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, показали суду, что Мухаметзянова М.Б. приходится им мачехой, женой их отца. Кроме них – детей ее мужа - у нее родственников нет. Мухаметзянова М.Б. с 1980 года по 2009 годы проживала в доме мужа по адресу: РБ, <адрес> <адрес>. ФИО10 больше года жила с ней вместе в этом доме. В настоящее время в силу возраста Мухаметзянова М.Б. не может самостоятельно вести хозяйство в деревенском доме. В память об отце, поскольку она была его супругой, они заселили ее в квартиру брата по адресу: РБ, <адрес>. Она проживает в этой квартире бесплатно, оплачивая лишь расходы за коммунальные услуги.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, изучив представленные доказательства, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Ч.2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договору социального найма предоставляются иными федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях - ст. 54 ЖК РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.02.1995 года N 5-ФЗ 1 меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанные лица обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Частью 2 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется - по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

К членам семьи собственника жилого помещения согласно п.1. ст.31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (п.2 ст.31 ЖК РФ).

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 24 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации 11 вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Ч. 7 ст. 52 ЖК РФ предусматривается, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно Решения Совета муниципального района <адрес> РБ от 15 мая 2007 года № 178 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения не более двенадцати кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как видно из представленных суду доказательств, а именно из свидетельства о браке истец ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с ФИО1, который согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ умер. Из удостоверения от 03 августа 2009 года следует, что Мухаметзянова М.Б. имеет право на льготы и преимущества, установленные для жен участников войны. В соответствии с договором от 21 октября 1995 года собственниками <адрес> в <адрес> РБ, имеющего общую площадь 49,8 кв.м., являются ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО12 В данной квартире, согласно справок, выданных ООО «УЖКХ» от 27.09.2010 года № 690, 691 зарегистрирована и проживает одна Мухаметзянова М.Б. Решением администрации муниципального района <адрес> № 1989 от 13.10.2010 года в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Мухаметзяновой М.Б. было отказано.

Из показаний представителя истца, свидетелей ФИО8, ФИО9 и заявления третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Мухаметзянова Р.С. следует, что Мухаметзянова М.Б. с 1980 года по 2009 годы проживала в доме мужа по адресу: РБ, <адрес>. В связи с тем, что на сегодняшний день, Мухаметзянова М.Б. находится в преклонном возрасте, не может самостоятельно вести хозяйство в деревенском доме, отсутствия у нее каких-либо родственников и дорожа памятью об отце, поскольку она была ее супругой, то есть их мачехой, они засели ли ее в <адрес> в <адрес> РБ, где она проживает бесплатно, оплачивая лишь расходы за коммунальные услуги. На основании вышеизложенного и вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, суд приходит к выводу о том, что Мухаметзянова М.Б. была вселена собственником жилого помещения в качестве члена своей семьи, поскольку имелось его волеизъявление на ее вселение в безвозмездное пользование и с учетом этого признает последнюю членом семьи Мухаметзянова Р.С. Безвозмездность пользования данным жилым помещением подтверждается тем, что, истец проживает там бесплатно и без ограничения срока проживания, оплачивая лишь расходы за коммунальные услуги.

Общая площадь жилого помещения <адрес> в <адрес> РБ, составляет 49,8 кв.м., что более учётной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. То есть уровень обеспеченности жилой площадью Мухаметзяновой М.Б. соответствует учётной норме, поэтому она на момент рассмотрения дела по существу не является нуждающейся в жилом помещении и в улучшении таких условий.

Более того, как следует из выписки из похозяйственной книги № 7 от 14 октября 2010 года, истцу принадлежит жилой дом, общей площадью 33,6 кв.м., с надворными постройками по адресу: РБ <адрес>, что также более учетной нормы. Согласно акту обследования помещения от 23.03.2011 года данный жилой дом подлежит ремонту и пригоден для дальнейшего постоянного проживания.

Доводы представителя истца о том, что данное домовладение является наследственной массой после смерти ФИО1 и не может принадлежать истцу, поскольку его дети фактически приняли наследство и обратились с заявлением об этом к нотариусу, являются не состоятельными, так как право собственности наследников по указанным основаниям за ними не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Мухаметзяновой <данные изъяты> к администрации муниципального района <адрес> о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации муниципального района Янаульский район РБ № 1989 от 13.12.2010 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Янаульский районный суд.

Судья Янаульского

районного суда Р.Р.Рафиков

Решение не вступило в законную силу, не истек срок для его обжалования.