Дело № 2-278/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 июля 2012 года с. Якшур-Бодья, УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,
с участием помощника прокурора Якшур-Бодьинского района Ивановского А.С.,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Селычинское» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Якшур-Бодьинского района обратился в Якшур-Бодьинский районный суд УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Селычинское» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Якшур-Бодьинского района установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Селычинское».
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами.
Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 № 4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами соответствии со своей компетенцией.
В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору. использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст. 1 Устава муниципального образования «Селычинское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Селычинское» от 01 декабря 2005 года № 5.1, муниципальное образование «Селычинское» наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Селычинское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьями 21, 33 (ч.1) и 34 (п.18) Устава муниципального образования «Селычинское» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного сельского поселения возложены на исполнительно- распорядительный орган - Администрацию муниципального образования «Селычинское».
В силу абзаца 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 ст. 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного Администрация муниципального образования «Селычинское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Однако указанные требования федерального законодательства Администрацией муниципального образования «Селычинское» не выполняются.
05 мая 2012 года в ходе проведенной прокуратурой Якшур-Бодьинского района проверки в присутствии ведущего специалиста-эксперта отдела ОЗЛ, ГЛКН, ГПН Министерства лесного хозяйства УР З.О.Н. и специалистом Администрации МО «Селычинское» П.В.В. у реки С. на ... км автодороги Елабуга-Пермь в границах МО «Селычинское» обнаружена несанкционированная свалка. Несанкционированная свалка занимает площадь 15 кв.м.
На указанной свалке размещены отходы - бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, строительный мусор и др.
В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код 911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код 91200601 01 00 4, четвертый класс опасности) и т.п.
Указанный земельный участок расположен в границах МО «Селычинское», следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с вышеуказанного земельного участка возложена на Администрацию МО «Селычинское».
В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Селычинское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории муниципального образования «Селычинское», вследствие чего жители муниципального образования «Селычинское» организуют несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования.
Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Селычинское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст. 3, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Бездействие Администрации муниципального образования «Селычинское», выражающееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка у реки С. на ... км автодороги Елабуга-Пермь в границах МО «Селычинское» общей площадью 15 кв.м., нарушает гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, что создает угрозу причинения ущерба окружающей среде и может повлечь за собой причинение вреда здоровью человека и влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В связи с изложенным, истец просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Селычинское» Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка у реки С. на ... км автодороги Елабуга-Пермь в границах МО «Селычинское» общей площадью 15 кв.м; в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию муниципального образования «Селычинское» Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка у реки С. на ... км автодороги Елабуга-Пермь в границах МО «Селычинское» общей площадью 15 кв.м, на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.
В судебном заседании помощник прокурора Якшур-Бодьинского района Ивановский А.С. от исковых требований прокурора отказался в полном объеме в связи с добровольным удовлетворением исковых требований прокурора, просил производство по делу прекратить.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Селычинское» - Лебедев Д.М. не возражал против прекращения производства по делу.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, ГКУ «Якшур-Бодьинское лесничество», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Последствия отказа истца от иска сторонам разъяснены и понятны.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку отказ истца от исковых требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным его принять и удовлетворяет требования истца.
Руководствуясь ст. ст. 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л :
Прекратить производство по гражданскому делу по иску прокурора Якшур-Бодьинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Селычинское» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 15 дней со дня вынесения.
Судья Е.Н. Григорьева