№ 2-249/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2012 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Е.Н., при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байкузиной А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав,
у с т а н о в и л:
Байкузина А.В. обратилась в Якшур-Бодьинский районный суд УР с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав.
В обоснование иска Байкузина А.В. указала, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного Законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей.
22 февраля 2012 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР (далее по тексту - Управление Пенсионного фонда) с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
22 февраля 2012 года Управлением Пенсионного фонда вынесено решение № 04-72/8 об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа, по подсчетам Управления Пенсионного фонда ее специальный педагогический стаж составил 24 года 06 месяцев 20 дней.
С решением Управления Пенсионного фонда она не согласна, считает его незаконным по следующим основаниям.
Ответчиком при подсчете ее специального педагогического стажа в него не включены периоды невыполнения ею нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, с 18.04.2003г. по 31.05.2003г., с 01.08.2003г. по 31.08.2003г., с 01.10.2003г. по 31.12.2003 г.
В спорные периоды она работала воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №», что подтверждается записями ее трудовой книжки и ответчиком в целом не оспаривается.
Норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, в спорные периоды составляла 36 часов в неделю в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». При этом в течение спорных периодов действовало также Постановление Правительства УР и Государственного Совета УР от 28.09.1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» (далее по тексту - Постановление №82/258), признанное утратившим силу Постановлением Правительства УР № 45 от 8 апреля 2004 года. Указанным постановлением норма педагогической нагрузки воспитателей дошкольных образовательных учреждений за ставку заработной платы была снижена до 30 часов в неделю.
В период действия Постановления №82/258 она как работник выполняла условия трудового соглашения, в том числе установленную ей работодателем норму рабочего времени, и не могла установить иной режим работы. Это обстоятельство не должно влиять на ее право на пенсионное обеспечение.
В соответствии с изложенным считает, что указанные спорные периоды должны быть включены в ее специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
При включении указанных периодов в ее специальный педагогический стаж, он по ее подсчетам составит на день обращения за назначением пенсии 25 лет 06 дней. Наличие такого стажа позволяет назначить ей пенсию со дня обращения за ее назначением, то есть с 22.02.2012 года.
На основании вышеизложенного истица просила признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР № 04-72/8 от 22.02.2012 г.; обязать ответчика включить в ее специальный педагогический стаж периоды ее работы воспитателем с 18.04.2003г. по 31.05.2003г., с 01.08.2003г. по 31.08.2003г., с 01.10.2003г. по 31.12.2003 г., назначить и выплачивать ей пенсию со дня обращения за ее назначением - 22.02.2012 г.; взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании Байкузина А.В. поддержала свои исковые требования, просила удовлетворить, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Начальник Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР Назарова Н.В. направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, а также письменные возражения на исковое заявление истицы, согласно которым следует, что в соответствии с п. 2 ст. 39 Конституции РФ пенсии устанавливаются законом. Правовую основу порядка реализации права граждан на трудовые пенсии представляют Федеральный закон РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), а также принятые в их развитие подзаконные правовые акты. Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 во исполнение ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» были утверждены: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В соответствии с п. 4 Правил, начиная с 01.09.2000 года, периоды работы в должностях и учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитываются в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Для воспитателей детских дошкольных учреждений письмом Министерства образования РФ от 24.12.1999 г. № 01-52-640/205 норма педагогической нагрузки, за которую выплачивается ставка заработной платы была определена в количестве 36 часов в неделю. В Удмуртской Республике Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995 № 82/258 норма педагогической нагрузки указанной категории педагогических работников была снижена до 30 часов в неделю. ( данное Постановление утратило силу, в связи с изданием Постановления Президиума Госсовета УР от 24.05.2005 г. № 480-III)
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (вступило в законную силу с 18.04.2003 г.) воспитателям дошкольных образовательных учреждений продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю.
22 февраля 2012 г. Байкузина А.В. обратилась в УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 04-72/8 от 22.02.2012 г. Байкузиной А.В. было отказано в назначении данной пенсии.
Основанием для принятия решения послужило отсутствие у истицы требуемого специального стажа (необходимо 25 лет педагогического стажа).
Норма педагогической нагрузки истицы за периоды с 18.04.2003г. по 31.05.2003г., 01.08.2003г. по 31.08.2003г., 01.10.2003г. по 31.12.2003 г. не выработана.
Таким образом, педагогический стаж Байкузиной А.В. на 22 февраля 2012 г. составляет 24 года 6 месяца 20 дней.
Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между Федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон.
В связи с чем, просит отказать истице в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд �������?�?�?�?�?�?�?�?�
Установлено, что истица Байкузина А.В. с 18.02.1987 г. работает воспитателем детского сада, в т.ч. с 18.02.1987г. по 28.11.1988г. - детского сада № с. ..., с 29.11.1988г. по 14.07.1991г. - детского сада № ..., с 15.07.1991г. по 09.06.1993г. - детского сада № ..., с 10.06.1993 г. по настоящее время - детского сада № ... (в настоящее время - МБДОУ Детский сад № ...).
22 февраля 2012 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР за досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР № 04-72/8 от 22 февраля 2012 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. Зачтенный Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Якшур-Бодьинском районе УР педагогический стаж истицы составил на день обращения 24 года 06 месяца 20 дней. При этом, из педагогического стажа истицы исключены периоды: с 18.04.2003г. по 31.05.2003г., с 01.08.2003г. по 31.08.2003г., с 01.10.2003г. по 31.12.2003 г. в качестве воспитателя детского сада № ..., в связи с невыполнением нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначении указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года № 449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Разделом «наименование должностей» Списка должностей и учреждений предусмотрен: - воспитатель. Разделом «наименование учреждений» Списка предусмотрены: - дошкольные образовательные учреждения: - детские сады всех наименований. В соответствии с п.4 вышеуказанных Правил периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Норма рабочего времени в спорный период в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» была установлена 36 часов в неделю.
В соответствии с п. 4 Постановления Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29 сентября 1995 года за №82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» учебная нагрузка воспитателям дошкольных учреждений с 1 января 1996 года была снижена до 30 часов в неделю. Данное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Президиума Государственного Совета УР от 24 мая 2005 года № 480-III.
В связи с этим истица в спорный период работала при меньшей, чем установлено федеральным законодательством, нагрузке.
Вместе с тем, в соответствии с пп.9 и 14 ст.29 Закона РФ «Об образовании», действовавшей до 1 января 2005 года, субъект РФ вправе формировать бюджет в части расходов на образование и устанавливать дополнительные к федеральным льготы педагогическим работникам. Статьей 6 Трудового Кодекса РФ предоставлено право субъекту РФ принимать законы и иные нормативные акты, направленные на установление более высокого уровня трудовых гарантий работникам по сравнению с федеральным. Таким образом, Правительство УР и Президиум Государственного Совета УР действовали в рамках закона. Оплата труда работников дошкольных учреждений при 30-ти часовой рабочей неделе производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов, соответственно, и перечисления по социальному и пенсионному страхованию производились в полном объеме, за 36 часов.
Истица, в соответствии со ст.56 Трудового Кодекса РФ, выполняла условия трудового соглашения, подчинялась правилам трудового распорядка и не имела возможности в таких условиях установить иной порядок работы. Отсутствие необходимой для назначения пенсии рабочей нагрузки вызвано обстоятельствами, не зависящими от воли или каких-либо действий со стороны истицы, поэтому данное обстоятельство не должно нарушать ее права.
В Пенсионный фонд работодателем уплачены все требуемые законом взносы, какого-либо ущерба Пенсионному фонду не причинено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости включения в стаж истицы, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости, следующих периодов ее работы воспитателем: с 18.04.2003г. по 31.05.2003г., с 01.08.2003г. по 31.08.2003г., с 01.10.2003г. по 31.12.2003 г.
Исходя из п.1 ст.18 и ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение со дня обращения гражданина за пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Таким образом, к моменту обращения истицы (22 февраля 2012 года) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж, ее педагогический стаж составлял свыше 25 лет, что является основанием для признания за Байкузиной А.В. права на досрочную трудовую пенсию по старости и, назначения и выплаты ей пенсии с 22 февраля 2012 года.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Байкузиной А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР № 04-72/8 от 22 февраля 2012 года об отказе в назначении Байкузиной А.В. досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР включить в стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Байкузиной А.В., периоды ее работы воспитателем с 18 апреля 2003 года по 31 мая 2003 года, с 01 августа 2003 года по 31 августа 2003 года, с 01 октября 2003 года по 31 декабря 2003 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР назначить и выплачивать Байкузиной А.В. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением, то есть с 22 февраля 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР в пользу Байкузиной А.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (Двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Н. Григорьева