Иск о признании действий незаконными. Дело №2-126/2012



Дело № 2-126/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года    село Якшур-Бодья

Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Трудолюбовой Е.И., - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф.,

с участием старшего помощника прокурора Якшур-Бодьинского района Камальдиновой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» о признании действий незаконными и запрете использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи,

у с т а н о в и л:

Прокурор Якшур-Бодьинского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» о признании незаконными действий по использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи населению и запрете использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи. Заявление мотивировал следующим.

Прокуратурой Якшур-Бодьинского района в феврале 2012 года проведена проверка соблюдения Якшур-Бодьинской ЦРБ законодательства об обеспечении учреждения здравоохранения медицинским кислородом, по результатам которой установлено следующее.

МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» 28.01.2011, 01.04.2011, 01.07.2011 и 10.10.2011 заключены договоры с ГУП УР «Фармация» на поставку кислорода технического газообразного ГОСТ 5583-78, который используется учреждением здравоохранения для анастезиолого-реанимационной и иной медицинской помощи.

Согласно письмам Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 25.07.2006 № 01И-580/06 «О производстве и использовании медицинских газов» и от 13.08.2009 № 01И-520/09 «О лицензировании производства медицинских газов» к медицинским газам, включённым в Государственный реестр лекарственных средств, относятся: кислород газообразный медицинский, кислород жидкий медицинский, циклопропан, ксенон, азота закись (динитроген оксид).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть включены в Государственный реестр лекарственных средств. Под обращением лекарственных средств, в соответствий со ст. 2 Федерального закона № 61-ФЗ, понимается разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.

Кислород технический газообразный не включён в Государственный реестр лекарственных средств, в связи с чем недопустимо его использование при оказании медицинской помощи. Кислород технический может содержать в себе вредные примеси, которые при использовании кислорода для оказания анастезиолого-реанимационной и иных видов медицинской помощи могут нанести вред здоровью человека, в том числе вызвать патологии развития плода у беременных, аллергические и иные побочные реакции.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются незаконным действием МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ», в данном случае определить невозможно.

В судебном заседании прокурор Камальдинова Г.Н. поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в иске доводы.

Представитель ответчика Васильев А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, подтвердил доводы, изложенные в отзывах ответчика на исковое заявление.

В отзыве от 07 марта 2012 года главный врач МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» Батурин А.Б. указал, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

1. В соответствии с письмом ГУП УР «Фармация» кислород технический газообразный производится на заводе ОАО «Буммаш», и он (его параметры) полностью соответствует кислороду газообразному медицинскому.

2. Используемый в их учреждении в медицинских целях кислород технический газообразный ГОСТ 5583-78, который используется в соответствии с договорами, заключённым между их организацией и ГУП УР «Фармация», изготовлен методом глубокого охлаждения с использованием цеолитовых блоков очистки. Метод получения кислорода электролизом воды или способом низкотемпературной ректификации с последующим сжатием в компрессорах с поршневым уплотнением, изготовленных из материалов, не проверенных медицинским надзором, в производстве ОАО «Буммаш» не используется.

3. В соответствии с ГОСТ 5583-78 содержание окиси углерода - в кислород техническом газообразном не используется, в кислороде медицинском газообразном - должен выдержать испытания согласно п. 3.6. ГОСТа. Содержание запаха в кислороде техническом - отсутствует, в кислороде медицинском - отсутствует.

4. На территории Удмуртской Республики отсутствуют предприятия, изготавливающие кислород медицинский газообразный.

Из отзыва от 11 апреля 2012 года следует, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку в настоящее время Администрацией МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» 09.04.2012 года заключён разовый договор на поставку кислорода медицинского газообразного (ГОСТ 5583-78) с ЗАО «Удмуртская коммерческая компания», и из ГУП УР «Фармация» кислород не поставляется.

Представитель Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Меньшикова Г.Ш., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила в суд отзыв, в котором просила рассмотреть дело без их участия. Из отзыва следует, что согласно пункту 1.3 Устава МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» является Учредителем ЦРБ. Однако, ЦРБ является самостоятельным учреждением, согласно пункту 1.8 Устава МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» Учредитель — Администрация Якшур-Бодьинского района - не несёт ответственности по обязательствам ЦРБ. Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» заинтересованности в исходе данного дела не имеет. Однако полагают, что исковые требования прокурора в части запрета использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи не подлежат удовлетворению в связи с тем, что на момент рассмотрения дела между МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» и ЗАО «Удмуртская коммерческая компания» заключён договор на поставку кислорода медицинского газообразного.

Представитель ТФОМС УР - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В письменном пояснении, представленного в суд директор ТФОМС УР Шадрин С.Г. указал, что согласно Территориальной программе обязательного медицинского страхования, утверждённой постановлением Правительства УР от 13.02.2012 № 45 "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 год" оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, включённых в реестр, осуществляется на основании договоров, заключаемых между участниками обязательного медицинского страхования в объёме государственного (муниципального) задания по тарифам, установленным на территории Удмуртской Республики.

Тарифы на оплату медицинской помощи установлены Тарифным соглашением по оплате медицинской помощи по ОМС (утв. решением Согласительной комиссии по тарифам на медицинскую помощь по ОМС на территории Удмуртской Республики, протокол № 1 от 27.01.2012).

Согласно указанному Тарифному соглашению к числу статей расходов классификации операций сектора государственного управления, включаемых в состав тарифов ОМС для оплаты медицинской помощи по Территориальной программе ОМС, относятся расходы на Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, включающие расходы медицинской организации на приобретение, в числе прочего, кислорода для медицинских целей.

Представитель Минздрава Удмуртии - третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Варламов А.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве указал следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные средства вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом государственной власти.

В Государственном Реестре лекарственных средств на сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ, портал по ведению государственного реестра лекарственных средств, кислород зарегистрирован как фармацевтическая субстанция: Кислород медицинский жидкий, и как лекарственный препарат под торговым наименованием: Кислород медицинский газообразный, форма выпуска - газ сжатый, с указанием производителей.

Поставщики кислорода должны иметь лицензию на право осуществления деятельности по производству лекарственных средств или лицензию на фармацевтическую деятельность.

Пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что бюджетные учреждения здравоохранения могут осуществлять свою основную деятельность по оказанию бесплатной для населения медицинской помощи либо в соответствии с муниципальным заданием, либо в соответствии с обязательствами перед страховщиком по обязательному медицинскому страхованию (как разновидности социального страхования), либо в соответствии и с тем, и с другим.

Согласно Федеральным законам РФ от 06.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» муниципальные задания для муниципальных бюджетных учреждений устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений.

В соответствии со ст. 158 БК РФ бюджетными полномочиями по формированию и утверждению муниципальных заданий обладает главный распорядитель бюджетных средств. Министерство здравоохранения УР не является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, и не устанавливает задание для муниципальных учреждений.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Представитель ГУП УР «Фармация» ФИО9, допрошенная в качестве свидетеля в суде показала, что кислород, поставляемый Буммашем, соответствует требованиям ГОСТа и по качеству и по методу получения. Медицинский кислород, как лекарственный препарат должен быть внесен в госреестр лекарственных средств. В РФ всего 9 производителей кислорода как лекарственного препарата. В реестре указаны предприятия-изготовители, среди которых Буммаша нет. Из Федерального закона № 61-ФЗ следует, что производство медицинского кислорода разрешается только тем, кто указан в реестре.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В суде установлено, что муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» является некоммерческой организацией (п.1.2 Устава); целями деятельности больницы является оказание квалифицированной медицинской помощи населению (п.2.3, 2.4 Устава); учреждение имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, предоставленную на срок до 20 мая 2015 года.

Из представленных в суд документов и объяснений сторон в суде установлено, что МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» использовало для оказания медицинской помощи населению кислород технический газообразный ГОСТ 5583-78, что подтверждается договором поставки кислорода технического газообразного № 86, заключённым 10 октября 2011 года между ГУП УР «Фармация» и МУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ»

Аналогичные договоры были заключены между указанными сторонами и ранее: от 28 января 2011 года на срок до 31 марта 2011 года, от 01 апреля 2011 года на срок до 30 июня 2011 года, от 01 июля 2011 года на срок до 30 сентября 2011 года.

Данные обстоятельства установлены из объяснений сторон и представленных документов, сторонами не оспариваются.

Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" регулирует отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств.

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона под лекарственными средствами понимаются вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).

Согласно ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов.

Согласно п. 2 Порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 746н, государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов, и фармацевтических субстанциях, не используемых при производстве лекарственных препаратов.

Согласно Информационному письму от 25.07.2006 г. N 01И-580/06 Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в Государственный реестр лекарственных средств включены следующие медицинские газы: кислород газообразный медицинский; кислород жидкий медицинский; циклопропан; ксенон; азота закись (динитроген оксид).

Таким образом, кислород технический газообразный, не включён в государственный реестр лекарственных средств, следовательно, не может применяться по оказанию медицинской помощи.

Согласно положениям ст. 12 ГК РФ в число способов защиты гражданских прав входит восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, вследствие чего заявленные исковые требования являются законными и обоснованными.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время Якшур-Бодьинской ЦРБ закупка кислорода технического и его использование прекращены, суд находит несостоятельными. По мнению суда, нельзя исключить заключение ответчиком иных договоров на поставку технического кислорода – исходя из обстоятельств, установленных в суде, что на территории Удмуртской Республики отсутствуют предприятия, изготавливающие кислород медицинский газообразный.

Судом также не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что применяемый технический кислород по своим техническим характеристикам аналогичен медицинскому кислороду, поскольку они не основаны на законе и правового значения не имеют.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 200 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в бюджет муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» о признании действий незаконными и запрете использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи удовлетворить.

Признать незаконными действия муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» по использования кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи населению.

Запретить муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» использование кислорода технического газообразного для оказания медицинской помощи населению.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Якшур-Бодьинская центральная районная больница» в местный бюджет государственную пошлину по делу в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 22 июня 2012 года.

Судья    Е.И. Трудолюбова