№ 2-225/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2012 года с.Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Судьи Шкляевой Е.В. единолично,
при секретаре Ахметнабеевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Е.А. к Ч.Ю.А. о прекращении ипотеки,
у с т а н о в и л:
А.Е.А. обратилась с иском к Ч.Ю.А. о признании прекращенной ипотеки в силу закона на недвижимое имущество в виде земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: УР, <адрес>
Исковые требования мотивированы следующим.
10 июня 2011 года истцом были приобретены земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. Указанные объекты недвижимости были приобретены у Ч.Л.Ю. за счет собственных средств и за счет средств материнского (семейного) капитала с условием о рассрочке платежа. Данная сделка была оформлена договором купли-продажи № от <дата>, и зарегистрирована в органах Росреестра по УР. 21 июня 2011 года Якшур-Бодьинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР истцу выданы свидетельства о государственной регистрации права на вышеуказанные недвижимости. Одновременно с государственной регистрацией права собственности на указанное недвижимое имущество на основании п. 5 ст. 488 ГК РФ и в порядке установленном п. 2 ст. 20 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» была проведена государственная регистрация ипотеки в силу закона, о чем в свидетельствах о государственной регистрации права были сделаны записи о существующем ограничении (обременении) права.
Указанные объекты недвижимости истцу были переданы 10 июня 2011 года по акту передачи № 22/007/2011-157 от 10 июня 2011 года, а денежный расчет с Ч.Л.Ю. истцом был произведен в полном объеме 15 августа 2011 года путем перечисления в УПФР в Якшур-Бодьинском районе УР средств материнского (семейного) капитала на лицевой счет, открытый на имя Ч.Л.Ю.
<дата> года Ч.Л.Ю., являющаяся залогодержателем, умерла. Ответчик Ч.Ю.А. является дочерью умершей и ее правопреемником.
2 апреля 2012 года истец обратилась в Якшур-Бодьинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, однако, ей было в этом отказано в виду того, что не поступило заявление о государственной регистрации прекращения ограничения права от другой стороны договора купли-продажи дома от <дата> - Ч.Л.Ю., не представлено вступившее в законную силу решение суда о прекращении ипотеки.
Ст.25 Федерального закона от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», п.4 ст.29 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» содержат порядок погашения регистрационной записи об ипотеке, согласно которому регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления законного владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо на основании решения суда о прекращении ипотеки.
Статья 352 ГК РФ содержит основания прекращения залога. Так, залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства. А согласно ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. По мнению истца она полностью исполнила обязательство по оплате приобретенных ею объектов недвижим перед залогодержателем Ч.Л.Ю., в связи с чем залог ее имущества прекращен, и регистрационная запись об ипотеке должна быть погашена.
Истец лишена возможности предоставить в Якшур-Бодьинский отдел Росреестра по УР совместное заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке с залогодержателем Ч.Л.Ю. в связи с ее смертью. Единственным из предусмотренных п. 4 ст. 29 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» оснований для погашения регистрационной записи об ипотеке является вступившее в законную решение суда о прекращении ипотеки.
В связи с изложенным истец А.Е.А. просит признать прекращенной ипотеку в силу закона на недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, по договору купли-продажи за № 22/007/2011-157 от <дата> года.
В судебном заседании истец А.Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, подтвердив изложенные в иске доводы. Дополнительно пояснила, что после произведенного с Ч.Л.Ю. расчета по договору купли-продажи они с Ч.Л.Ю. не обратились в органы Росреестра с совместным заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, т.к. она, А.Е.А., не придала этому значение, а зимой 2012 года Ч.Л.Ю. трагически погибла.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР, являющегося третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, Р.В.В., действующий по доверенности от 10.01.2012 г., в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований А.Е.А. Суду пояснил, что по заявлению истца А.Е.А. ее средства материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты> рублей 15 августа 2011 года были перечислены Управлением на счет Ч.Л.Ю. по договору купли-продажи жилого дома, заключенному между А.Е.А. и Ч.Л.Ю..
Представитель третьего лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Т.Н.В., действующая на основании доверенности от 19.12.2011 года, в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения требований А.Е.А.
Ответчик Ч.Ю.А. в судебном заседании исковые требования А.Е.А. признала в полном объеме и пояснила, что летом 2011 года ее мать Ч.Л.Ю. продала свой дом, расположенный по адресу: <адрес> А.Е.А. При этом после продажи дома мать осталась проживать в нем. Деньги за дом матери были перечислены на сберкнижку, она их получила в полном объеме, часть из них она отдала ей, Ч.Ю.А. В <дата> года мать погибла при пожаре дома.
Письменное заявление ответчика о признании иска приобщено к делу.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Решая вопрос о возможности принятия признания ответчиком иска, суд приходит к следующему.
Согласно договору купли-продажи № от <дата> года А.Е.А. купила у Ч.Л.Ю. жилой дом с земельным участком по адресу: УР, <адрес>, по цене <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей уплачена покупателем до подписания договора, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек покупателем оплачивается за счет средств материнского капитала путем перечисления денежных средств на счет Ч.Л.Ю. в срок не позднее 10 октября 2011 года.
21 июня 2011 года была произведена государственная регистрации указанного договора (номер регистрации №).
21 июня 2011 года право собственности А.Е.А. на приобретенные по договору купли-продажи объекты недвижимости зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истцу выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права. Одновременно была произведена государственная регистрация обременения в виде ипотеки в силу закона на указанные объекты недвижимого имущества.
Указанные объекты недвижимости А.Е.А. были переданы 10 июня 2011 года по акту передачи № 22/007/2011-157.
Решением Управления Пенсионного фонда в Якшур-Бодьинском районе УР № 177 от 29.07.2011 года удовлетворено заявление А.Е.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с направлением его на приобретение жилого дома по договору купли-продажи № от <данные изъяты> года.
Согласно справке об операциях, проведенных по лицевому счету лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, выданной Управлением Пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР, единовременная выплата в виде материнского (семейного) капитала в сумме <данные изъяты> рублей по решению Управления от 29.07.2011г. направлена А.Е.А. на приобретение жилого дома в соответствии с договором купли-продажи.
Согласно выписке из лицевого счета № в Удмуртском отделении № филиала ОАО «Сбербанк России», на данный вклад, принадлежащий Ч.Л.Ю., <дата> года зачислено <данные изъяты> рублей по платежному поручению от <дата> года (перечисление материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий А.Е.А. по договору № от <дата>
<дата> года умерла Ч.Л.Ю., являющаяся залогодержателем по ипотеке в силу закона.
Регистрационная запись об ипотеке на проданные ею А.Е.А. объекты недвижимости не была погашена.
В соответствии со ст.25 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и п.4 ст.29 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления законного владельца закладной, совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо на основании решения суда о прекращении ипотеки.
В силу п. 1 ст. 1 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона к залогу недвижимого имущества, возникающему на основании федерального закона при наступлении указанных в нем обстоятельств (далее - ипотека в силу закона), соответственно применяются правила о залоге, возникающем в силу договора об ипотеке, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно подп.1 п.1 ст.352 ГК РФ залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства.
В силу ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Из представленных документов достоверно установлено, что А.Е.А. надлежащим образом и в полном объеме исполнила свои обязательства перед Ч.Л.Ю. по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка, обеспеченные ипотекой в силу закона на указанное недвижимое имущество, следовательно, ее требования о прекращении ипотеки являются законными и обоснованными.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что признание ответчиком Ч.Ю.А., являющейся правопреемником умершей Ч.Л.Ю., исковых требований истца А.Е.А. не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы сторон и других лиц, а потому суд считает необходимым принять признание ответчиком иска и удовлетворить требования истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования А.Е.А. к Ч.Ю.А. о прекращении ипотеки.
Прекратить ипотеку в силу закона на недвижимое имущество:
- земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, по договору купли-продажи № от <дата> года, регистрационная запись об ипотеке №;
- жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, по договору купли-продажи за № от <дата> года, регистрационная запись об ипотеке №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР путем подачи апелляционных жалоб через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.В. Шкляева