Дело № 2-318/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 августа 2012 года село Якшур-Бодья
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Трудолюбовой Е.И., - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф.,
с участием помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации МО «Мукшинское» и о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Мукшинское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,
установил:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации МО «Мукшинское», выразившееся в том, что им не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Мукшинское», что противоречит требованиям ч.1 ст. 8 и ч.2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», пп. 18 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в целях устранения нарушения прав неопределенного крага лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию МО «Мукшинское» организовать сбор и вывоз отходов и мусора в населённых пунктах, расположенных на территории МО «Мукшинское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с момента вступления решения суда в законную силу. Заявленные требования мотивировал следующим.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации МО «Мукшинское» Якшур-Бодьинского района УР.
По требованиям ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещён.
Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», утверждённых приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 № 4690-88, твёрдые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст. 1 Устава МО «Мукшинское», принятого решением Совета депутатов МО «Мукшинское» от 02 декабря 2005 года № 5.1, муниципальное образование «Мукшинское» наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Мукшинское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
22 декабря 2009 года решением Сельского Совета депутатов МО «Мукшинское» № 31.1 утверждено положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО «Мукшинское». В силу абзаца 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Исходя из вышеизложенного, Администрация МО «Мукшинское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
В нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией МО «Мукшинское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории поселения. Результатом невыполнения Администрацией МО «Мукшинское» возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза отходов является несанкционированное складирование отходов.
10 ноября 2011 года совместно со специалистами Управления Росреестра по УР, Управления Роспотребнадзора по УР и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена выездная проверка свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на земельном участке вдоль автодороги на выезде из д. Мукши Якшур-Бодьинского района.
В справке по результатам проверки несанкционированной свалки № 108 от 11 ноября 2011 года специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР содержится информация о том, что свалка расположена с юго-западной стороны от д. Мукши, к востоку от дороги Якшур-Бодья - Шаркан. Отходы размещены в ложе искусственного карьера. В ходе визуального обследования территории установлено, что на свалке размещены различные виды отходов 1, 4 и 5 классов опасности.
По информации, представленной Управлением Роспотребнадзора по УР (письмо от 25.11.2011 № 7773), на территории МО «Мукшинское» не организован сбор, временное хранение и регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов.
По сведениям, представленным Управлением Росреестра по УР, свалка ориентировочной площадью 5080 кв. м размещена в границах кадастрового квартала 18:24:018001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Сведения о правах на данный земельный участок отсутствуют.
Указанный земельный участок расположен в границах МО «Мукшинское» (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона УР «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики», а также Приложение № 6 к названному закону).
По требованиям ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов следует понимать временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
По требованиям ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населённых пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. По требованиям п. 3.2 СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утверждённого Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
Согласно п. 3.9 СанПиНа 2.1.7.1322-03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.
Ситуация, при которой бытовые отходы складируются на несанкционированных для этого местах, создаёт угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создаёт реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией МО «Мукшинское» возложенных на неё законом полномочий в области обращения с отходами.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в январе 2012 года на имя главы администрации МО «Мукшинское» внесено представление об устранении нарушений закона при реализации им полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения. 16 марта 2012 года от администрации МО «Мукшинское» получен ответ о результатах рассмотрения представления - 16 марта 2012 года между МБОУ «Мукшинская средняя общеобразовательная школа» и администрацией МО «Мукшинское» заключён договор № 7 на оказание транспортных услуг по вывозу твёрдых бытовых отходов. Утверждён график вывоза ТБО.
Отходы с территории поселения также вывозятся на несанкционированную свалку, расположенную с юго-западной стороны от д. Мукши, к востоку от дороги «Якшур-Бодья – Шаркан».
Ввиду того, что по результатам рассмотрения представления нарушения закона МО «Мукшинское» не устранены, Удмуртский природоохранный прокурор вынужден обратиться в суд с требованием о возложении на поселение обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населённых пунктов, расположенных на территории МО «Мукшинское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, абзацами 1, 2 и 3 ст. 3, 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
В судебном заседании прокурор Воронцова О.А. заявленные требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – глава Администрации МО «Мукшинское» - Брюхачев А.С. пояснил, что сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов на территории сельского поселения МО «Мукшинское» Администрацией МО организован в соответствии с Положением об этом от 22.12.2009, по установленному графику кто-либо из числа местных жителей, имеющих трактор, вывозит отходы на несанкционированную свалку. Другой свалки на территории района нет, вопрос по свалку будет решен к началу 2013 года.
Заинтересованное лицо представитель Управления Роспотребнадзора по УР в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, представил в суд письмо о рассмотрении дела без участия представителя Управления.
Ранее заместитель руководителя Шекунова С.Г. представила в суд отзыв, в котором указала следующее.
Соблюдение санитарных правил является обязательными для граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей согласно п. 3 ст. 39, ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
В силу п. 1 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов должна удовлетворять требованиям указанных выше правил.
Согласно материалам дела бездействие администрации МО выражается в неорганизации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО, нарушает гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту её от негативного воздействия, на благоприятные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают негативного воздействия на человека.
На основании абз. 3 ч. 2. ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечить соблюдение требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств. Каждое МО имеет свой бюджет. В силу Устава МО к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Вина Администрации МО состоит в неорганизации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов на территории сельского поселения МО «Мукшинское».
Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, будучи надлежаще уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не прислало и не уведомило суд о причинах его неявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Суд, выслушав доводы прокурора, представителя заинтересованного лица – Администрации МО «Мукшинское», исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями Устава МО «Мукшинское» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 7).
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно положений п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1 ст. 22); органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств (абзац третий п. 2 ст. 2).
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно Санитарным правилам содержания территорий населённых мест СанПиН 42-128-4690-88:
- планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы (п. 1.8);
- обезвреживание твёрдых и жидких бытовых отходов производится на специально отведённых участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке; запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (п. 3.1).
Согласно Положению об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Мукшинское»:
- к компетенции Администрации МО «Мукшинское» относится организация сбора и вывоза бытовых отходов на территории МО (подп. 1 п. 1 разд. 3), учёт мест сбора бытовых отходов и мусора и контроль за их состоянием (подп. 3 п. 1 разд. 3);
- сбор бытовых отходов на территории МО осуществляется организациями, расположенными на территории МО, на договорных условиях (п. 1 разд. 4);
- вывоз отходов осуществляется организациями, расположенными на территории МО, на договорной основе в период месячников по благоустройству в мае и октябре месяце (п. 1 разд. 5).
Из справки № 108 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР от 11 ноября 2011 года следует:
10 ноября 2011 г. осуществлён выезд и проведено обследование по размещения отходов на земельном участке вдоль автодороги на выезде из д. Мукши Якшур-Бодьинского района УР. В ходе осмотра установлено, что свалка расположена с юго-западной стороны от д. Мукши, к востоку от дороги Якшур-Бодья - Шаркан. Отходы размещены в ложе искусственного карьера. Борта карьера высотой от 5 до 7 метров. В ходе визуального обследования установлено, что территория, на которой расположена свалка, занимает площадь, равную 0,65 гектара. Тело свалки имеет прямоугольную форму длиной около 130 метров, шириной 50 метров. Искусственные ограждения и обваловка отсутствуют. На дне карьера, в котором расположена свалка, заметна поросль сосны и ели.
Судом из пояснений главы МО «Мукшинское» Брюхачева А.С. установлено, что сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов на территории сельского поселения МО «Мукшинское» организован следующим образом: по графику раз в неделю кто-либо из числа местных жителей, имеющих трактор, вывозит тележки с отходами на несанкционированную свалку, которая расположена с юго-западной стороны от д. Мукши, к востоку от выезда в сторону с. Якшур-Бодьи по дороге «Якшур-Бодья – Шаркан», и которая находится за пределами населённого пункта.
Из письма Управления Росреестра по УР Удмуртскому природоохранному межрайонному прокурору от 16.11.2011 № 11-27/2930 следует, что свалка ориентировочной площадью 5080 кв. м размещена в границах кадастрового квартала 18:24:018001, категория – земли сельскохозяйственного использования, сведения о правах отсутствуют (ответ на обращение прокурора от 03.11.2011 № 35-2011 по факту размещения отходов на земельном участке вдоль автодороги на выезде из д. Мукши Якшур-Бодьинского района).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что Администрацией МО «Мукшинское» организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населённых пунктов на свалку, расположенную на территории МО «Мукшинское» на землях сельскохозяйственного назначения на земельном участке ориентировочной площадью 5080 кв. м в границах кадастрового квартала 18:24:018001, находящемся с юго-западной стороны от д. Мукши, к востоку от дороги «Якшур-Бодья – Шаркан», в ложе искусственного карьера – то есть, вывоз бытовых отходов и мусора организован Администрацией МО на свалку, не соответствующую требованиям законодательства – в нарушение п. 3.1 СанПиНа 42-128-4690-88, а именно на несанкционированную свалку.
Таким образом, Администрацией МО «Мукшинское» сбор и вывоз бытовых отходов и мусора организован в нарушении требований действующего законодательства, в том числе санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов с территории поселений МО «Мукшинское» в организован, в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территории населённых мест», п. 1.1, 1.2;
для складирования мусора и ТБО используется карьер на выезде из д. Мукши п. 3.2, 3.7, 3.9, 4.1, 4.2 СанПиНа 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»
С учетом изложенного, требования прокурора суд признаёт законными и обоснованными в полном объёме.
Суд не рассматривает доводы заявителя в части наличия лицензии для осуществления деятельности по сбору, использованию отходов 1-4 классов, поскольку с соответствии с изменения, внесенными Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ, поскольку данный вид деятельности лицензированию не подлежит.
Поскольку согласно подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, с Администрации МО «Мукшинское», исходя из аналогии со ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 257, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц о возложении обязанности организовать сбор и вывоз отходов и мусора в населённых пунктах, расположенных на территории муниципального образования «Мукшинское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Мукшинское» Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что ею не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения муниципального образования «Мукшинское».
Обязать Администрацию муниципального образования «Мукшинское» Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населённых пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Мукшинское», в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Мукшинское» Удмуртской Республики в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 27 сентября 2012 года.
Судья Е.И. Трудолюбова