Дело № 2-209/2012
Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2012 года село Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Трудолюбовой Е.И., - единолично, при секретаре Артемьевой О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородиной Е.А. к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав
установил:
Бородина Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе (далее по тексту - УПФ) о восстановлении пенсионных прав. Требования мотивированы тем, что истица обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ истице было отказано в досрочном назначении пенсии, на день подачи заявления её специальный стаж, по мнению Управления, составил менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа или менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
С вынесенным решением истица не согласна, поскольку они нарушают ее права в сфере социального обеспечения. В связи с чем истица просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинскому району незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР в пользу истицы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей, государственной пошлины в сумме 200 рублей, услуг нотариуса по оформлению доверенности в сумме 500 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель истицы Суслова Т.С., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, указав, что с вынесенным решением УПФ истица не согласна, поскольку оно нарушает её права в сфере социального обеспечения. Управлением за истицей признано 21 год 11 месяцев 29 дней специального медицинского стажа в сельской местности и 25 лет 7 месяцев 19 дней - в городах и сельской местности.
Дополнительно следует включить в специальный стаж следующие периоды:
1. с 13.08.1987 г. по 18.12.1987 г. - отпуск по беременности и родам льготно 1 год за 1 год и 3 месяца (дополнительно 1 месяц 1 день);
с 19.12.1987 г. по 25.04.1989 г. - отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет льготно 1 год за 1 год и 3 месяца (дополнительно 4 месяца 1 день);
с 29.04.1990 г. по 04.09.1990 г. - отпуск по беременности и родам льготно 1 год за 1 год и 3 месяца (дополнительно 1 месяц 1 день);
с 05.09.1990 г. по 28.12.1991 г. - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет льготно 1 год за 1 год и 3 месяца (дополнительно 3 месяца 28 дней).
В сумме, касательно периодов нахождения в отпусках по беременности и родам и отпусках по уходу за детьми, необходимо дополнительно включить 10 месяцев 1 день.
В следующие периоды истица находилась на курсах повышения квалификации, специализации: с 09.11.2004 г. по 04.12.2004 г. (26 дней), с 10.05.2005 г. по 21.05.2005 г. (12 дней), с 30.05.2005 г. по 25.06.2005 г. (27 дней), в сумме периоды нахождения на курсах повышения квалификации, специализации составили 2 месяца 5 дней.
В следующие периоды истица работала врачом Якшур-Бодьинской ЦРБ: с 05.12.2004 г. по 28.12.2004 г. (24 дня), с 01.11.2005 г. по 31.12.2005 г. (2 месяца). Всего периоды составили 2 месяца 24 дня.
В периоды с 08.09.1993 г. по 14.11.1994 г. (календарно составляет 1 год 2 месяца 7 дней + 3 месяца 16 дней за работу в сельской местности = 1 год 5 месяцев 23 дня) и с 01.12.1994 г. по 02.07.1995 г. (5 месяцев 28 дней + 1 месяц 14 дней за работу в сельской местности = 8 месяцев 25 дней) истица занимала должность врача Якшур-Бодьинской ЦРБ, то есть работала в должности и в учреждении, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику. Всего данные периоды составляют 2 года 2 месяца 17 дней.
Таким образом, специальный медицинский стаж истицы на дату обращения за назначением ей пенсии превышает требуемые 25 лет, складывается из следующих периодов:
21 год 11 месяцев 29 дней - включённые в стаж ответчиком;
10 месяцев 1 день - дополнительно к периодам нахождения в отпусках по беременности и родам и отпусках по уходу за детьми;
2 месяца 5 дней - нахождение на курсах повышения квалификации, специализации;
2 года 2 месяца 17 дней - работа в должности врача Якшур-Бодьинской ЦРБ.
2 месяца 24 дня - работа в должности врача Якшур-Бодьинской ЦРБ.
Итого 25 лет 5 месяцев 16 дней.
В связи с чем истица просит признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинскому району незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе назначить истице досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права; взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе УР в пользу истицы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей, государственной пошлины в сумме 200 рублей, услуг нотариуса по оформлению доверенности в сумме 500 рублей.
В судебное заседание истица Бородина Е.А. не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истицы Суслова Т.С. исковые требования доверителя с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
В судебном заседании представитель Управления пенсионного Фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе Родионов В.В. требования не признал, подтвердил доводы, изложенные в возражении. Из возражения следует, что в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста.
При определении права на данный вид пенсии применяются Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. В случае отсутствия права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным постановлением, с учётом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено по нормативным документам, действовавшим до введения в действие нового правового регулирования, т.е. 01.01.2002, а именно: постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 № 464 (за периоды работы до 01.11.1999), Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 (за периоды работы с 01.11.1999 по 11.11.2002) и Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (за периоды работы с 12.11.2002).
По периодам работы с 13.08.1987 - 18.12.1987, 19.12.1987 - 25.04.1989, 29.04.1990 - 04.09.1990, 05.09.1990 - 28.12.1991 пояснили следующее: в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
В этой связи период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком рассматривается как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включается в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом Правилами установлено, что периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке.
Таким образом, названным нормативным правовым актом установлено, что льготное исчисление применяется только в отношении периодов работы.
Период отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребёнком по своей правовой природе не может рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, т.е. отсутствует факт работы в должности и в учреждении.
Такая же норма содержится в Списках № 464, где прямо указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывается все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения.
По периодам работы: 04.12.2004; 10.05.2005 - 21.05.2005; 30.05.2005 - 25.06.2005 нахождения истицы на курсах повышения квалификации, специализации сообщает следующее. Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.05.2006 г. № 266, от 18.06.2007 г. №381), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Следовательно, согласно Постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, периоды обучения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, не включаются.
Аналогичная пункту 5 Правил (утверждённых Постановлением Правительством РФ от 11.07.2002 г. №516) норма была установлена Министерством труда РФ: п. 5 Разъяснений, утверждённых Постановлением от 22.05.1996 г. №29- «В специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные».
По периодам работы с 08.09.1993 - 14.11.1994 и с 01.12.1994 - 02.07.1995 в качестве заместителя главного врача по лечебным вопросам сообщаем следующее. Списком от 29.10.2002 №781 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено руководителям учреждений (структурных подразделений), осуществляющим врачебную деятельность. Таким образом, для зачёта указанного периода работы в должности заместителя главного врача необходимо подтвердить осуществление врачебной деятельности. При этом под осуществлением врачебной деятельности понимается следующее. Для руководителей учреждений в соответствии с п. 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.10.1999 №377, разрешалось вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей учреждений здравоохранения по специальности, независимо от её объема, должна отражаться в соответствующих документах, указанное требование не выполнено и не представлены документы, подтверждающие осуществление врачебной деятельности.
В отношении исковых требований о возмещении расходов, связанных с расходами на оплату услуг представителя в сумме 4000 рублей, оплату государственной пошлины в сумме 200 рублей, оплату услуг нотариуса в сумме 500 рублей необходимо отметить следующее. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, со ст. 6, 13, п. 3, 4 ст. 143, ст. 147 Бюджетного кодекса РФ Пенсионный фонд РФ образован и предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Выплаты, производимые из бюджета Пенсионного фонда, направлены на финансирование пенсий. Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ утверждаются Федеральным законом, являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, носят строго целевой характер и изъятию не подлежат. В данном случае истица просит принудительно изъять суммы, не предусмотренные на эти цели в бюджете Пенсионного фонда РФ. Просили отказать в удовлетворении требований истицы.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МБУЗ «Якшур-Бодьинская ЦРБ» Васильев А.И. в судебном заседании пояснил, что на каждого работника ведется один лицевой счет, где указывают совмещение и совместительство, кроме основной работы и должность работника.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что работает бухгалтером ЦРБ по начислению заработной платы с 2009 года, до этого работала в отделе кадров и экономистом. На работника ведется только один лицевой счёт, где отражается основная работа, совмещение и совместительство, с указанием оклада по основной работе, совмещению и совместительству. У них старая программа, в ней предусмотрены только 4 категории: врач, медсестра, санитарка и прочие, в связи с чем у Бородиной указана должность врач, а не зам. главного врача. Оклады у врачей разные, они заносятся вручную. При проведении проверки УПФ они представили все документы, которые были запрошены на Бородину. Также добавила, что у каждого работника свой номер лицевого счета.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно решению УПФ РФ в Якшур-Бодьинском районе УР от 23.04.2009 года № 3034 Бородиной Е.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 п.п. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173- ФЗ от 17.12.2001 г. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, т.к. требуется специального трудового стажа не менее 25 лет работы в сельской местности и не менее 30 лет в городах и сельской местности, а фактически на 23.04.2009 - в сельской местности 21 год 11 месяцев 29 дней, в городах и сельской местности 25 лет 7 месяцев 19 дней.
При этом период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет был засчитан календарно в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 № 516:
с 13.08.1986 по 18.12.1987 - отпуск по беременности и родам
с 19.12.1987 по 25.04.1989 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет
с 29.04.1990 по 04.091990 - отпуск по беременности и родам
с 05.09.1990 по 28.12.1991 - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Отказано в зачете в специальный стаж заместителю главного врача, так как нет документального подтверждения о ведении лечебной деятельности периоды работы:
- с 01.02.1993 по 28.02.1993, с 01.04.1993 по 13.04.1993, с 01.05.1993 по 23.08.1993, с 08.09.1993 по 14.11.1994, с 01.12.1994 по 02.07.1995, с 01.01.1996 по 02.01.1996, с 01.01.1998 по 04.01.1998, с 21.10.2004 по 22.10.2004, с 09.11.2004 по 04.12.2004, с 05.12.2004 по 31.12.2004, с 10.05.2005 по 21.05.2005, с 30.05.2005 по 25.06.2005, с 26.10.2005 по 31.12.2005.
Суд согласен с решением УПФ в части зачета в специальный трудовой стаж периоды работы истицы и установления специального трудового стажа, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, а именно Специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, исходя ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-Ф3 от 17.12.2001 г.
Однако суд не согласен с доводами, изложенными в решение 23.04.2009 года в части отказа в зачете в специальный стаж периоды работы: с 05.12.2004 г. по 28.12.2004 г. и с 01.11.2005 г. по 31.12.2005 г. - врачом Якшур-Бодьинской ЦРБ; с 09.11.2004 г. по 04.12.2004 г., с 10.05.2005 г. по 21.05.2005 г., с 30.05.2005 г. по 25.06.2005 г. - нахождения истицы на курсах повышения квалификации; а также в части расчета стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет: с 13.08.1986 по 18.12.1987, с 19.12.1987 по 25.04.1989, с 29.04.1990 по 04.09.1990, с 05.09.1990 по 28.12.1991 г.г.
Из пояснений представителя ответчика следует, что периоды с 05.12.2004 г. по 28.12.2004 г. и с 01.11.2005 г. по 31.12.2005 г. (2 мес. 24 дня) включены ими в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Исходя из заявленных требований с учетом требований ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд при принятии решения учитывает только осуществление лечебной деятельности истицы в сельской местности, при этом не учитывает период работы с 08.02.1985 по 24.06.1986 - медсестра Кардиологического клинического диспансера (город).
Из представленных в суд документов следует, что истица работала врачом-терапевтом Якшур-Бодьинской ЦРБ, и с 18.01.1993 года по день обращения в УПФ заместителем главного врача. Данные обстоятельства установлены из объяснений сторон и представленных документов, сторонами не оспариваются.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 года (далее ФЗ № 173-Ф3) предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ № 173-Ф3, списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначении данной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-Ф3 (далее - Список № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 17Э-ФЗ (далее - Правила №781).
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности Отдельных положений ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ "и п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах возникших у судов, при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии с которыми при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Постановление № 464).
Учитывая, что пунктом 2 Постановления N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Разделом «Наименование должностей» Списка № 781, Списка № 1066 и Списка № 464 предусмотрена должность врача-специалиста, в том числе врача-руководителя учреждения, осуществляющих врачебную деятельность. Таким образом, должность, в которой истица работала в спорный период, предусмотрена указанными Списками.
В соответствии с п. 3 Правил № 781 и Правилами № 1066 в стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в данных Списках.
В раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 и Списка № 1066 перечислены учреждения здравоохранения, в том числе больницы всех наименований.
Время отпуска по уходу ребенком до достижении им возраста полутора лет засчитывается в стаж работы по специальности, а также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах согласно постановлению Совета Министров СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» и Разъяснению Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 156/10-30 от 6 июля 1982 года «Об утверждение разъяснения "О порядке предоставления частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет", постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС N 677 от 22 августа 1989 года "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", разъяснению Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС N 23/24-11 от 29 ноября 1989 года "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", в соответствии с которыми время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывалось при исчислении стажа в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Учитывая, что в период нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком истец работала в должности и учреждении, работа в которых дает право на льготное исчисление данного периода (1 год за 1 год и 3 месяца), то указанные периоды подлежат включению в ее стаж лечебной деятельности также в льготном исчислении: с 13.08.1987 г. по 18.12.1987 г. (дополнительно 1 месяц 1 день); с 19.12.1987 г. по 25.04.1989 г. (дополнительно 4 месяца 1 день); с 29.04.1990 г. по 04.09.1990 г. (дополнительно 1 месяц 1 день); с 05.09.1990 г. по 28.12.1991 г. (дополнительно 3 месяца 28 дней), всего с учетом льгот, предусмотренных Постановлением № 464, в сроки осуществления лечебной деятельности дополнительно подлежит включению 10 месяцев 1 день.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного, период нахождения Бородиной Е.А. на курсах повышения квалификации с 09.11.2004 г. по 04.12.2004 г., с 10.05.2005 г. по 21.05.2005 г., с 30.05.2005 г. по 25.06.2005 г., оспариваемый ответчиком, подлежит включению в стаж, требуемый для назначения указанной пенсии, календарно (2 месяца 5 дней).
Период с 05.12.2004 г. по 28.12.2004 г. и с 01.11.2005 г. по 31.12.2005 г. также подлежит включению в стаж лечебной деятельности календарно (2 месяца 24 дня). При этом ответчик также не оспаривает данный период, указав, что он подтверждается истицей и ошибочно не был включен ответчиком.
Обсуждая требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы с 08.09.1993 - 14.11.1994 и с 01.12.1994 - 02.07.1995 в качестве заместителя главного врача по лечебным вопросам, суд находит несостоятельными. Списком от 29.10.2002 №781 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено руководителям учреждений (структурных подразделений), осуществляющим врачебную деятельность. При этом под осуществлением врачебной деятельности понимается следующее: для руководителей учреждений в соответствии с п. 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утверждённого приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377, разрешалось вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей учреждений здравоохранения по специальности, независимо от её объема, должна отражаться в соответствующих документах, однако, надлежащих доказательств - документов, подтверждающих осуществление врачебной деятельности истицей, в суд представлено не было. Доводы представителя истца о том, что осуществление врачебной деятельности истицей подтверждается лицевыми счетами, где должность истицы указана, как врач, следовательно, она осуществляла в спорный период лечебную деятельность и как зам. главного врача, так и врача, суд находит несостоятельными. Поскольку в соответствии с требованиями трудового законодательства лицевой счет применяется для ежемесячного отражения сведений о заработной плате, выплаченной работнику в течение календарного года; для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы работника на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплаты. Кроме того, согласно штатным расписаниям, должность «врач» в штате ЦРБ отсутствует, а имеются врачи-специалисты, так например «врач-педиатр», «врач-онколог».
С учетом изложенного, суд находит требования о включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов работы с 08.09.1993 - 14.11.1994 и с 01.12.1994 - 02.07.1995 необоснованными, удовлетворению в этой части не подлежат.
Таким образом, к моменту обращения за назначением досрочной трудовой пенсии, то есть к 23.04.2009 года, специальный трудовой стаж истицы в сельской местности в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял 23 года 2 месяца 29 дней, следовательно, истица Бородина Е.А. необходимый 25-летний стаж не выработала.
С учетом изложенного суд находит требования истицы подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ суд, частично удовлетворяя исковые требования истицы, считает необходимым взыскать в ее пользу с ответчика понесенные издержки, связанные с рассмотрением дела, в виде расходов по оплате услуг представителя, расходов по оформлению, нотариальной доверенности, расходов по оплате государственной пошлины. Расходы на оплату услуг представителя суд считает возможным снизить до 2000 руб., с учетом разумных пределов, сложности дела.
Руководствуясь ст. 194, 197,198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Бородиной Е.А. к Управлению пенсионного Фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворить частично.
Решение государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР от 23.04.2009 года № 3034 об отказе в назначении пенсии Бородиной Е.А. признать незаконным в части.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР зачесть в льготном исчислении в сроки осуществления лечебной деятельности периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком с 13.08.1987 г. по 18.12.1987 г.; с 19.12.1987 г. по 25.04.1989 г.; с 29.04.1990 г. по 04.09.1990 г.; с 05.09.1990 г. по 28.12.1991 г. Бородиной Е.А. как 10 месяцев 01 день.
Обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР зачесть Бородиной Е.А. в сроки осуществления лечебной деятельности, календарно, периодов с 09.11.2004 г. по 04.12.2004 г., с 10.05.2005 г. по 21.05.2005 г., с 30.05.2005 г. по 25.06.2005 г. (2 месяца 5 дней) - курсы повышения квалификации и периода с 05.12.2004 г. по 28.12.2004 г. и с 01.11.2005 г. по 31.12.2005 г. (2 месяца 24 дня).
Взыскать с государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР в пользу Бородиной Е.А. расходы по оплате государственной пошлины 200 руб., 500 руб. в счет оплаты услуг нотариуса по оформлению нотариальной доверенности и оплате услуг представителя в размере 2000 руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Решение принято в окончательной форме 27.09.2012 года.
Судья Е.И. Трудолюбова