Иск о взыскании невыплаченной заработной платы. Дело №2-11/2012



№ 2-11/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                        

12 мая 2012 года         с.Якшур-Бодья УР

Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

Судьи Шкляевой Е.В. единолично,

с участием старшего помощника прокурора Якшур-Бодьинского района УР Камальдиновой Г.Н.,

при секретаре Ахметнабеевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Д. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о взыскании невыплаченной заработной платы,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в порядке ст.45 ГПК РФ с иском в интересах Д. к муниципальному учреждению здравоохранения, впоследствии переименованному в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения, <данные изъяты> (далее по тексту – <данные изъяты>) о взыскании невыплаченной заработной платы.

    Исковое заявление мотивировано следующим.

Проверкой исполнения трудового законодательства, проведенной по жалобе Д., установлено, что администрация <данные изъяты> не в полном объеме произвела Д. начисления и выплату заработной платы за июнь 2009 г. - июль 2011 г.

В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Аналогичные положения закреплены и в пункте 2.4 трудового договора от 12.05.2009 г. № <данные изъяты>, заключенного главным врачом <данные изъяты> с Д.

В соответствии с пунктом 3.3 трудового договора работодатель обязуется выплачивать своевременно и в полном объеме заработную плату, в том числе выплаты стимулирующего характера: надбавку за стаж работы за 3 года - 20 процентов, за 5 лет - 30 процентов.

Однако в нарушение заключенного трудового договора работодатель не выплатил Д. надбавку за стаж.

Задолженность по заработной плате Д. за работу с учетом надбавки за стаж составила:

за июнь 2009 г. – <данные изъяты>.; за июль 2009 г. – <данные изъяты>.; за август 2009 г. - <данные изъяты>.; за сентябрь 2009 г. – <данные изъяты>; за октябрь 2009 г. – <данные изъяты>.; за ноябрь 2009 г. – <данные изъяты>.; за декабрь 2009 г. – <данные изъяты>.; за январь 2010 г. – <данные изъяты>.; за февраль 2010 г. – <данные изъяты>.; за март 2010 г. – <данные изъяты>.; за апрель 2010 г. – <данные изъяты>.; за май 2010 г. – <данные изъяты>.; за июнь 2010 г. – <данные изъяты>.; за июль-август 2010 г. - <данные изъяты>.; за сентябрь 2010 г. – <данные изъяты>.; за октябрь 2010 г. – <данные изъяты>.; за ноябрь 2010 г. – <данные изъяты>.; за декабрь 2010 г. – <данные изъяты>.; за январь 2011 г. – <данные изъяты>.; за февраль 2011 г. – <данные изъяты>.; за март 2011 г. – <данные изъяты>.; за апрель 2011 г. – <данные изъяты>.; за май 2011 г. – <данные изъяты>.; за июнь 2011 г. – <данные изъяты>.; за июль 2011 г. – <данные изъяты>. Всего задолженность за период с июня 2009 г. по июль 2011 г. по заработной плате Д. составила <данные изъяты>.

Указанную сумму прокурор просит взыскать с <данные изъяты> в пользу истца Д.

В судебном заседании прокурор Камальдинова Г.Н. исковые требования, заявленные в интересах Д., поддержала в полном объеме, подтвердив изложенные в иске доводы.

Материальный истец Д. в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и поддержании иска прокурора.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие материального истца.

Ранее в ходе рассмотрения дела Д. также поддержал иск прокурора, пояснив, что, работая по основному месту в <данные изъяты>, <дата> года он был принят в <данные изъяты> по совместительству на должность <данные изъяты> для осуществления дежурств на дому. По указанному трудовому договору он в дни дежурств на дому осуществлял по вызову работодателя выезд в <данные изъяты>, где оказывал хирургическую, в том числе неотложную медицинскую помощь. Заключенным трудовым договором ему предусматривалась выплата надбавки за стаж. Для него, при стаже работы более 5 лет, эта надбавка составляет 30 %. В мае 2009 года, после приема на работу данная надбавка ему была выплачена, а затем работодатель прекратил ее выплачивать.

Представители ответчика, <данные изъяты>, В. и П. в судебном заседании не признали исковые требования прокурора, подтвердив свои доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, согласно которым на основании пункта 6.1. Положения об оплате труда работников <данные изъяты>, утвержденного постановлением главы Администрации <адрес> Удмуртской Республики от 22.05.2009 г ода № <данные изъяты> «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>» для врачей и среднего медицинского персонала в Учреждении могут вводиться «дежурства на дому». К «дежурствам на дому» Учреждение вправе привлекать как основных работников, так и совместителей (и внутренних, и внешних). В связи с недостаточным количеством физических лиц в должности <данные изъяты> между Администрацией Учреждения и <данные изъяты> Д. заключен трудовой договор (<данные изъяты>) по совместительству, на период отсутствия постоянного работника, и только на привлечение его к «дежурствам на дому», о чем оговаривается в приказе о приеме на работу. Порядок оплаты труда работника в период «дежурств на дому» определен тем же пунктом 6.1. выше указанного Положения об оплате труда: время, затраченное на «дежурства на дому», как в дневное, так и в ночное время, учитывается как полчаса за каждый час дежурства исходя только из оклада (должностного оклада) врача и среднего медицинского работника. В оклад (должностной оклад) работников надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения не входит. В случае вызова работника в Учреждение, время, затраченное на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета только оклада (должностного оклада) врача или среднего медицинского работника с учетом повышающих коэффициентов за работу во вредных и (или) опасных и иных условиях труда за фактически отработанные часы с учетом времени переезда. Доплата за работу в ночное время производится только за фактическое время, затраченное на оказание медицинской помощи с учетом переезда, в порядке, установленном Положением об оплате труда.

По данному принципу формируется и плановый фонд оплаты труда медицинского учреждения в части оплаты труда работника в период его «дежурств на дому». Методика формирования планового фонда оплаты труда на очередной финансовый год определена частью 2.5. Временных методических рекомендаций по составлению и утверждению смет доходов и расходов бюджетных учреждений, утвержденных Министерством финансов Удмуртской Республики 27.06.2001 года № 34 и претерпевших изменения в части планирования расходов на премирование работников учреждения здравоохранения приказом МФ УР № 19 от 22.02.2002 года. Фонд оплаты труда работников структурных подразделений, функционирующих в системе ОМС, обсчитанный Учреждением по выше указанной методике, на основании тарификационных списков работников лечебно- профилактических учреждений и согласованный со специалистами ТФОМС УР (ранее - УТФОМС), включается в тарифы на медицинские услуги. Объем оказания медицинских услуг определен государственным заданием Учреждения. Администрация Учреждения не имеет право не только завысить свой плановый фонд оплаты труда, который непосредственно входит в стоимость медицинских услуг, производимых в пределах государственного заказа, но и отклоняться от принципа начисления и оплаты труда своих работников, как постоянных, так и совместителей.

В связи с введением новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях постановлением Администрации МО «<адрес>» от 18.11.2010 года № 2013 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>» отменено Положение об оплате труда работников <данные изъяты> от 22.05.2009 года и утверждено новое Положение об оплате труда работников <данные изъяты>. В последнем Положении, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, больше нет понятия «дежурство на дому». Поэтому, в связи с многочисленными запросами учреждений здравоохранения УР по разъяснению вопроса оплаты труда медицинским работникам при привлечении их к оказанию неотложной медицинской помощи в нерабочее время в МЗ УР и исполнительную дирекцию УТФОМС, было принято решение УТФОМС о выделении дополнительных ассигнований на стимулирующие выплаты работникам, оказывающим неотложную медицинскую помощь, на 2011 год и включении их в плановый фонд оплаты труда работников структурных подразделений, финансируемых через систему ОМС, следовательно, и в стоимость тарифов на оплату медицинских услуг. Принцип" формирования планового фонда оплаты труда по стимулирующим выплатам работникам, оказывающим неотложную медицинскую помощь, остался прежний, как и при «дежурстве на дому».

На сегодняшний день в Учреждении нет ни одного табеля учета рабочего времени, подтверждающего факт привлечения к работе Д. ни в должности <данные изъяты> поликлиники, ни <данные изъяты> стационара, ни <данные изъяты> стационара дневного пребывания. А именно только в этих перечисленных случаях предусмотрена Порядком проведения тарификации работников <данные изъяты>, как старым, утвержденным 22.05.2009 года, так и новым, утвержденным 18.11.2010 года, надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения. Порядок проведения тарификации работников <данные изъяты> является неотъемлемой частью Положения об оплате труда работников <данные изъяты>. В связи с тем, что Д., как было изложено выше, изначально был принят на работу только на определенный вид работы, на привлечение «дежурств на дому» в 2009- 2010 г.г. и оказание им неотложной медицинской помощи в 2011 году, он не включен в тарификационные списки <данные изъяты>.

Таким образом, у Администрации <данные изъяты> на данный момент нет законодательного акта, позволяющего оплатить <данные изъяты> Д. надбавку за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения в период «дежурств на дому» и (или) оказания неотложной медицинской помощи, в связи с чем ответчик просит отказать в иске в полном объеме.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица – Территориального фонда обязательного медицинского страхования УР – в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда, указав, что вопрос использования средств медицинской организацией на выплату заработной платы работникам решается работодателем самостоятельно на основании локальных актов, принятых в медицинской организации. Кроме того, ранее Фондом в адрес <данные изъяты> направлялось письмо по спорной с ситуацией с Д., согласно которому, по мнению Фонда, учитывая, что Д. в соответствии с трудовым договором был принят на работу <данные изъяты> по совместительству, следовательно, и надбавка за стаж непрерывной работы должна выплачиваться за фактически отработанное время.

Представитель другого третьего лица – Администрации муниципального образования «<адрес>» - К. в судебном заседании пояснила, что иск прокурора не затрагивает интересы Администрации, поскольку Администрация хотя и является учредителем <данные изъяты>, но ее финансирование с 1 января 2012 года, когда Учреждение стало бюджетным, осуществляет из бюджета УР и средств территориального фонда медицинского страхования УР. До 1 января 2012 года учреждение финансировалось из местного бюджета и средств территориального фонда медицинского страхования УР. При этом оказание хирургической помощи всегда финансировалась за счет терфонда. По мнению представителя Администарции района, в ситуации с Д. истец имеет право на надбавку за стаж, поскольку это предусмотрено заключенным с ним трудовым договором.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Приказом главного врача муниципального учреждения здравоохранения, 22 ноября 2011 года переименованного в муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения, «<данные изъяты>» № 208а - к от 13 мая 2009 года Д. был принят в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> для работы по «совместительству дежурств на дому» (дословно). Приказ издан в соответствии с трудовым договором № <данные изъяты> от 12 мая 2009 года, заключенным между Учреждением и Д.

Согласно указанному трудовому договору Д. принят на работу <данные изъяты> по совместительству на период отсутствия постоянного работника с окладом <данные изъяты> исходя из тарифной ставки 13 разряд, но не менее <данные изъяты> рублей (пункт 3.1 договора).

Пунктом 3.3 договора работнику предусмотрены выплаты стимулирующего характера : надбавка за стаж работы за 3 года 20 % должностного оклада, за стаж 5 лет – 30 % должностного оклада.

Д. до настоящего времени состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты> на основании заключенного трудового договора.

Дополнительным соглашением от 12 января 2011 года к трудовому договору, заключенному с Д., пункт 3.3 договора, предусматривающий выплату Д. надбавки за стаж, оставлен без изменения.

Достоверно установлено, что в мае 2009 года Д. была выплачена 30-процентная надбавка за стаж работы более 5 лет, но с июня 2009 года выплата ему указанной надбавки работодателем была прекращена.

Доводы ответчика об отсутствии правовых основания для выплаты Д. указанной надбавки основаны на том, что Д. был принят на работу только для дежурств на дому в 2009-2010 г.г. и оказания неотложной медицинской помощи в 2011 году. Д. не занимал штатную должность и не включен в тарификационные списки работников <данные изъяты>. Локальными нормативными актами не предусмотрено начисление надбавки за стаж при осуществлении дежурств на дому.

Давая оценку указанным доводам ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Одной из основных обязанностей работодателя в соответствии со ст. 22 ТК РФ является выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; работодатель обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иные нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Эти же обязанности работодателя закреплены и в пунктах 2.4, 3.1, 3.3 трудового договора, заключенного с Д.

Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Выплаты за стаж непрерывной работы приложением N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года N 818, нормативными актами органов местного самоуправления <адрес> района, положениями об оплате труда работников <данные изъяты> отнесены к выплатам стимулирующего характера.

В соответствии приложением № 4 к постановлению Администрации <адрес> УР от 30 ноября 2009 года № 1719 «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений» условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

В соответствии с положениями об оплате труда работников <данные изъяты> время, затраченное на «дежурства на дому», как в дневное, так и в ночное время, учитывается как полчаса за каждый час дежурства. В случае вызова работника в Учреждение, время, затраченное на оказание медицинской помощи, оплачивается из расчета только оклада (должностного оклада) врача или среднего медицинского работника с учетом повышающих коэффициентов за работу во вредных и (или) опасных и иных условиях труда за фактически отработанные часы с учетом времени переезда.

Таким образом, локальные нормативные акты, принятые в <данные изъяты>, не предусматривают возможность выплаты надбавки за стаж при осуществлении «дежурств на дому».

Однако работодатель, заключив с Д. трудовой договор для выполнения работы в виде «дежурств на дому» в целях оказания неотложной медицинской помощи, принял на себя обязанность выплачивать работнику выплату стимулирующего характера в виде надбавки за стаж. Работник, приступая к работе на основании заключенного трудового договора, вправе был рассчитывать на получение указанной надбавки. До настоящего времени изменения в трудовой договор в данной части не внесены.

Таким образом, учитывая предусмотренную ст.22 ТК РФ обязанность работодателя исполнять условия заключенного с работником трудового договора, суд считает обоснованными требования прокурора об обязании ответчика выплатить Д. надбавку за стаж непрерывной работы в размере 30 % должностного оклада. Иное толкование условий трудового договора нарушило бы принцип правовой определенности.

Разрешая вопрос о размере указанных выплат, суд приходит к следующему.

В соответствии с приказом о приеме на работу и трудовым договором Д. был принят в <данные изъяты> по совместительству <данные изъяты>.

В соответствии со ст.60.1 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Согласно ст.282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Поскольку основным местом работы Д. является другое медицинское учреждение, то в <данные изъяты> он принят на условиях внешнего совместительства.

В соответствии со ст.285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях трудового договора.

В соответствии с п.8 приложения 14 к Положению об оплате труда работников бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения УР, утвержденному постановлением Правительства УР № 264 от 23 августа 2010 года работникам, занимающим по совместительству штатные должности медицинского персонала в Учреждениях здравоохранения, надбавка за стаж выплачивается и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.

Учитывая, что Д. был принят на работу <данные изъяты> по совместительству, надбавка за стаж работы должна ему быть исчислена за фактически отработанное время согласно табелям учета рабочего времени.

Согласно представленному ответчиком расчету надбавки за стаж непрерывной работы за фактически отработанное время Д. при оказании им неотложной помощи при осуществлении «дежурств на дому» размер надбавки составляет:

период

размер долж.

оклада

месячная норма часов

стоимость 1 часа

количество экстрен. часов

начисление за экстр. часы согласно окладу

Надбавка за стаж непрерыв. работы

1

2

3

4=гр.2/гр3

5

6=гр.4хгр.5

7=гр6х30%

июнь 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

8

<данные изъяты>

<данные изъяты>

июль 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

22

<данные изъяты>

<данные изъяты>

август 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

51

<данные изъяты>

<данные изъяты>

сентябрь 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

26

<данные изъяты>

<данные изъяты>

октябрь 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

5

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ноябрь 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

32

<данные изъяты>

<данные изъяты>

декабрь 2009

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

31

<данные изъяты>

<данные изъяты>

январь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

55

<данные изъяты>

<данные изъяты>

февраль 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28

<данные изъяты>

<данные изъяты>

март 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

38

<данные изъяты>

<данные изъяты>

апрель 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28

<данные изъяты>

<данные изъяты>

май 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

57

<данные изъяты>

<данные изъяты>

июнь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

34

<данные изъяты>

<данные изъяты>

июль 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28

<данные изъяты>

<данные изъяты>

август 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

33

<данные изъяты>

<данные изъяты>

сентябрь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

17

<данные изъяты>

<данные изъяты>

октябрь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ноябрь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

47

<данные изъяты>

<данные изъяты>

декабрь 2010

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

10

<данные изъяты>

<данные изъяты>

январь 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

43

<данные изъяты>

<данные изъяты>

февраль 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

25

<данные изъяты>

<данные изъяты>

март 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

49

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Апрель 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

28

<данные изъяты>

<данные изъяты>

май 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

46

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Июнь 2011

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

10

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Июль 2011

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Итого

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Исходя из данного расчета задолженность ответчика перед Д. за спорный период с июня 2009 года по июль 2011 года по выплате надбавки за стаж непрерывной работы составляет <данные изъяты> рублей.

Указанную сумму суд считает необходимым взыскать с <данные изъяты> в пользу истца Д., в связи с чем исковые требования прокурора суд считает подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ суд, удовлетворяя частично исковые требования, считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, поскольку при подаче иска прокурор в силу закона был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах Д. к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «<данные изъяты>» о взыскании невыплаченной надбавки за стаж непрерывной работы удовлетворить частично.

    Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» в пользу Д. надбавку за стаж непрерывной работы за период с июня 2009 года по июль 2011 года в размере <данные изъяты> рублей.

    В остальной части в удовлетворении исковых требований прокурора Якшур-Бодьинского района в интересах Д. к МБУЗ <данные изъяты> отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2012 года.

Судья Е.В. Шкляева