иск прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки



Дело № 2-277/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2012 года с. Якшур-Бодья УР

Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,

с участием помощника прокурора Якшур-Бодьинского района Ивановского А.С.,

при секретаре Кокшаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Селычинское» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Якшур-Бодьинского района обратился в Якшур-Бодьинский районный суд УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Селычинское» (далее – Администрация МО «Селычинское», ответчик) о признании незаконным бездействия Администрации МО «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза отходов с несанкционированной свалки.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Якшур-Бодьинского района установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации МО «Селычинское». Ссылаясь на нормы Конституции РФ, федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правила санитарной безопасности в лесах, Правила пожарной безопасности в лесах, Федеральный классификационный каталог отходов, Санитарные правила и нормы 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Закон УР «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Якшур-Бодьинского района УР», Устав МО «Селычинское», прокурор указывает на обязанность ответчика по организации и финансированию мероприятий по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечивая выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Однако, указанные требования законодательства, по мнению, прокурора, Администрацией МО «Селычинское» не выполняются.

27 апреля 2012 г. в результате патрулирования рабочей группы Министерства лесного хозяйства УР в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества обнаружена несанкционированная свалка, расположенная в границах муниципального образования «Селычинское» на участках лесного фонда, находящихся в государственной собственности, т.е. собственности РФ. Свалка отходов и материалов расположена в ... метрах от федеральной дороги М-7 Елабуга-Пермь и в ... м в северо-восточном направлении от реки Иж на лесных землях категории защитности – защитные полосы вдоль автомобильных дорог на особо защитных участках – опушки леса, примыкающие к дорогам. Лесные насаждения выполняют защитную, природоохранную, санитарную функцию. Несанкционированная свалка занимает площадь 30 м2 и разделена на две кучи площадью каждая 15 м2. На указанной свалке размещены отходы – бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, мебель, строительный мусор и др. Указанный земельный участок расположен в границах МО «Селычинское», следовательно, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с вышеуказанного земельного участка возложена на Администрацию МО «Селычинское». Данная обязанность ответчиком не выполняется, вследствие чего жители МО «Селычинское» организуют несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора в границах муниципального образования.

Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией МО «Селычинское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Селычинское» Якшур-Бодьинского района УР, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества в ... метрах от федеральной дороги М-7 Елабуга-Пермь и в ... м в северо-восточном направлении от реки Иж общей площадью 30 м2 и разделенной на две кучи площадью каждая 15 м2; в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания обязать Администрацию МО «Селычинское» Якшур-Бодьинского района УР в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества в ... метрах от федеральной дороги М-7 Елабуга-Пермь и в ... м в северо-восточном направлении от реки Иж общей площадью 30 м2 и разделенной на две кучи площадью каждая 15 м2 на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

В судебном заседании помощник прокурора Ивановский А.С. исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Лебедев Д.М. против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что на территории МО «Селычинское» утверждены нормы и правила по благоустройству на территории МО «Селычинское». 17.04.2012 г. вынесено постановление о проведении месячника по благоустройству, где определены конкретные задачи руководителям организаций - очистить территории от мусора, перечислены организации, находящиеся на территории МО «Селычинское». О наличии свалки они узнали на сходе. На сходе было принято решение написать письмо Исаметову Р.К. Письмо направлено в ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» 03.05.2012 г. № 57, но ответ на письмо не получили. Считает, что Администрацией МО «Селычинское» выполнены полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО «Селычинское», в т.ч. по конкретной свалке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» - Загребина О.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержала, просила удовлетворить. Показала, что письмо ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» получено не было и дать ответ они не могли. На ГКУ УР «Якшур-Бодьинское лесничество» возложена контролирующая функция на вверенной территории. Если обнаружены несанкционированные свалки, в частности в квартале ... выдел ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества, то претензии предъявляются МО «Селычинское», т.к. выявлено, что мусор бытовой.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что в результате патрулирования 27 апреля 2012 г. территории лесного фонда Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества рабочей группой в составе представителей Министерства лесного хозяйства УР, Селычинского участкового лесничества, ОП «Игринский», в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества на землях лесного фонда была обнаружена несанкционированная свалка промышленных отходов на площади 0,03 га. Свалка расположена в ... м от федеральной дороги М 7 Елабуга-Пермь. Указанный факт подтверждается Актом о проведении патрулирования от 27.04.2012г.

Из справки помощника прокурора и фототаблицы, имеющихся в материалах дела, следует, что на указанной свалке размещены отходы – бытовой мусор, пластиковые и стеклянные бутылки, бой кирпича, мебель, строительный мусор и др.

Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, а также Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, установлен запрет на засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 14 п. 1 ст. 15 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 7 Устава МО «Селычинское» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Совета депутатов МО «Селычинское» от 31.05.2012 г. № 15/1 утверждены нормы и правила по благоустройству на территории муниципального образования «Селычинское» (далее – Правила). В соответствии с п. 8.1.1 Правил физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых Советом депутатов Поселения. Организация уборки иных территорий осуществляется Администрацией Поселения по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Поселения. Пунктом 8.1.3 Правил установлен запрет по накоплению и размещению на территории Поселения отходов производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости – рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивация территорий свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территории в соответствии с п. 8.1.1.

Пунктом 18 ст. 34 Устава МО «Селычинское» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям Администрации данного муниципального образования.

В соответствии с пунктами 3-4 ст. 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Земельный участок, на котором была обнаружена несанкционированная свалка, – ... квартал выдел ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского участкового лесничества расположен в границах МО «Селычинское». Данный факт представителем ответчика – Лебедевым Д.М. не оспаривался.

Таким образом, в силу приведенных выше положений, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанной выше несанкционированной свалки лежит на Администрации МО «Селычинское».

Доводы представителя ответчика о том, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО «Селычинское» Администрацией МО «Селычинское» выполнены, в том числе по конкретной свалке, суд считает не состоятельными, поскольку ответчиком не представлено допустимых и достаточных доказательств в обоснование своих доводов.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора о признании указанного бездействия ответчика незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрена необходимость лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Таким образом, деятельность по сбору отходов I - IV классов опасности лицензированию не подлежит, в связи с чем требования прокурора в части наличия у юридического лица либо индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов 1-4 класса опасности не основаны на законе. В силу ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 г. № 786, виды отходов и мусора, составляющие содержимое свалки в ... квартале выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества относятся к IV классу опасности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора в части необходимости возложения на Администрацию МО «Селычинское» обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанного выше земельного участка на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ситуация, при которой бытовые отходы и мусор не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией МО «Селычинское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Селычинское» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Селычинское» и понуждении к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированной свалки удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Селычинское» Якшур-Бодьинского района УР, выразившееся в том, что не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества в ... метрах от федеральной дороги М-7 Елабуга-Пермь и в ... м в северо-восточном направлении от реки Иж общей площадью 30 м2 и разделенной на две кучи площадью каждая 15 м2.

Обязать Администрацию муниципального образования «Селычинское» Якшур-Бодьинского района УР в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка в квартале ... выделе ... Селычинского участкового лесничества Якшур-Бодьинского лесничества в ... метрах от федеральной дороги М-7 Елабуга-Пермь и в ... м в северо-восточном направлении от реки Иж общей площадью 30 м2 и разделенной на две кучи площадью каждая 15 м2 на полигон твердых бытовых отходов, эксплуатируемый юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ....

Судья Е.Н. Григорьева