Иск прокурора Яковлевского района о возложении обязанности по установке дорожных знаков удовлетворен.



г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Яковлевский районный суд Приморского края Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.,

с участием помощника прокурора Яковлевского района Приморского края Марочек И.С.

представителя администрации Яковлевского муниципального района, ФИО2 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ -,

при секретаре Иващенко С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района Приморского края к администрации Яковлевского муниципального района о возложении обязанности по установке дорожных знаков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в Яковлевский районный суд Приморского края с указанным заявлением, указав, что прокуратурой Яковлевского района проведена проверка по обращению и.о. главного государственного инспектора Безопасности дорожного движения Яковлевского муниципального района по факту отсутствия дорожных знаков, информирующих водителей о приближении к железнодорожному переезду, расположенному на 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, автодороги Старосысоевка -Арсеньев.

В ходе проведения проверки прокуратурой района установлено, что железнодорожный переезд - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка - Арсеньев, не оборудован дорожными знаками 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196) безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Как следует из содержания ст. 3 Федерального закона № 196, к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

Статьей 24 Федерального закона № 196 предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 34 Федерального закона № 257 установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района, в том числе, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Яковлевского муниципального района.

Как установлено в ходе проведения проверки, железнодорожный переезд - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка - Арсеньев, не расположен в населенных пунктах и границах сельских поселений Яковлевского муниципального района.

Кроме того, согласно информации администрации Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленной и.о. главного государственного инспектора Безопасности дорожного движения Яковлевского муниципального района, автодорога Старосысоевка - Арсеньев, где расположен железнодорожный переезд - 86 км. Дальневосточной железной дороги, находится в юрисдикции Яковлевского муниципального района.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 257, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относится информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

В ходе проведения проверки установлено, что железнодорожный переезд - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка - Арсеньев, не оборудован дорожными знаками 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090), что является недопустимым, поскольку отсутствие информационного обеспечения о приближении к железнодорожному переезду как к объекту повышенной опасности, требующему от участников дорожного движения строгого выполнения Правил дорожного движения РФ, противоречит требованиям безопасности дорожного движения, способствует повышению аварийности, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.

Между тем, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 196, одной из основных задач в сфере безопасности дорожного движения является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ответу администрации Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Яковлевского района от ДД.ММ.ГГГГ , Постановлением главы Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -НПА «О продлении действия Районной целевой программы «Комплексные меры по укреплению общественной безопасности жителей Яковлевского муниципального района, профилактике экстремизма и терроризма» до 2012 года» предусмотрено финансирование обустройства железнодорожного переезда - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящегося на автодороге Старосысоевка -Арсеньев.

Однако, фактическое обустройство указанного железнодорожного переезда дорожными знаками 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения планируется в 2012 году при условии своевременного финансирования Районной целевой программы «Комплексные меры по укреплению общественной безопасности жителей Яковлевского муниципального района, профилактике экстремизма и терроризма».

Между тем, отсутствие в настоящее время информационного обеспечения о приближении к железнодорожному переезду как к объекту повышенной опасности и непринятие администрацией Яковлевского муниципального района незамедлительных мер по установке дорожных знаков 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения на железнодорожном переезде - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка - Арсеньев, посягает на установленные федеральным законодательством нормы и правила, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, способствует повышению аварийности.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Непринятие администрацией Яковлевского муниципального района незамедлительных мер по установке дорожных знаков 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения на железнодорожном переезде - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка - Арсеньев, может повлечь за собой необратимые последствия, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью граждан и детей, и соответственно, нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей Яковлевского муниципального района.

В связи с чем, на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возложении обязанности по установке дорожных знаков 1.2., 1.4.1-1.4.6 Правил дорожного движения на железнодорожном переезде - 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев - Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка -Арсеньев.

В судебном заседании помощник прокурора исковое заявление изменил – просил суд возложить на администрацию Яковлевского муниципального района установить дорожные знаки 1.2, 1.4.1 – 1.4.6 Правил дорожного движения на железнодорожном переезде – 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев – Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка – Арсеньев в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель администрации Яковлевского муниципального района с заявленными требованиями согласился, при этом пояснил, что при формировании бюджета на 2012 г. будут заложены средства на установку дорожных знаков.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно акту проверки железнодорожных переездов от ДД.ММ.ГГГГ на 86 км. ДВЖД, перегона Арсеньев – Сысоевка, автодороги Старосысоевка – Арсеньев, отсутствуют знаки: 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», 1.4.1 – 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду».

Из сообщения и.о. главы администрации Яковлевского муниципального района за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что железнодорожный переезд 86 км. ДВЖД, перегона Сибирцево – Новочугуевка находится в юрисдикции Яковлевского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. главного государственного инспектора Безопасности дорожного движения Яковлевского муниципального района в прокуратуру Яковлевского района направлен материал проверки железнодорожных переездов, расположенных на территории Яковлевского муниципального района.

Согласно сообщению главы Яковлевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуре Яковлевского района при своевременном финансировании районной целевой программы «Комплексные меры по укреплению общественной безопасности жителей Яковлевского района, профилактике экстремизма и терроризма» на 2012 год железнодорожный переезд 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев – Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка – Арсеньев, будет оборудован дорожными знаками 1.2, 1.4.1 – 1.4.6 Правил дорожного движения в 2012 году.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края, удовлетворить.

Обязать администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки 1.2, 1.4.1 – 1.4.6 Правил дорожного движения на железнодорожном переезде – 86 км. Дальневосточной железной дороги, перегона Арсеньев – Сысоевка, находящийся на автодороге Старосысоевка – Арсеньев.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.

Председательствующий