2-379 Решение по иску Паневиной Л.В. к УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе об обязании ответчика засчитать в стаж определенный период работы, об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости



Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-379-2011

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Строитель 14 июня 2011 года

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Чавкина А.А., при секретаре судебного заседания Ковалевич О.С., с участием истца Паневиной Л.В., представителя ответчика по доверенности Жумаевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паневиной Л.В. к УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе об обязании ответчика засчитать в стаж определенный период работы, об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л :

Паневина Л.В. является педагогическим работником, в течение 25 лет осуществляла педагогическую деятельность.

10.02.2011 года Паневина обратилась в УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе с письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Письменным уведомлением от 09.03.2011 года за исх <Номер> ответчик уведомил истца об отсутствии права на досрочную трудовую пенсию по старости.

В обосновании фактического отказа УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе сослался на то, что в период с 02.09.1991 года по 24.09.1996 года Паневина работала учителем начальных классов Алексеевского учебного- воспитательного комплекса « Школа - детский сад». Однако, Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года <Номер>, Учебно-воспитательный комплекс « Школа - детский сад» не предусмотрен.

Дело инициировано иском Паневиной Л.В. к УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе, которая просит суд, обязать ответчика засчитать в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 02.09.1991 года по 24.09.1996 года в должности учителя начальных классов в Алексеевском Учебно-воспитательном комплексе(УВК) « Школа -детский сад», обязать ответчика назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости с 10.02.2011 года, со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

В обосновании исковых требований Паневина сослалась на то, что с 24.10.1988 года она была назначена на должность старшей пионервожатой в Алексеевскую среднюю школу. С 02.09.1991 года переведена учителем начальных классов в Алексеевский Учебно- воспитательный комплекс (УВК) « Школа - детский сад», где и продолжает работать по настоящее время. В соответствии с приказом Управления народного образования <Номер> от 12.03.1990 года был создан в с.Алексеевка УВК « Школа – детский сад », объединив в одно учебно- воспитательное подразделение Алексеевскую среднюю школу и Алексеевское дошкольное учреждение. Срок эксперимента в приказе оговорен не был. Приказа на реорганизацию УВК в среднюю общеобразовательную школу ни в школе, ни в Управлении образования Яковлевского района не обнаружено. Устав Алексеевской средней общеобразовательной школы был согласован в комитете муниципальной собственности 10.09.1996 года, утвержден главой администрации Яковлевского района и внесен в Единый государственный реестр юридических лиц 25.09.1996 года. Независимо от того, как называлось педагогическое учреждение, должностные обязанности Паневиной не изменялись.

В обосновании письменных возражений на исковые требования ответчик сослался на то, что в соответствии со ст.3 Федерального закона № 167-ФЗ от 16.07.1999 года « Об основах обязательного страхования» обязанностью Страховщика(Пенсионного фонда РФ) по осуществлению обеспечения по обязательному социальному страхованию возникает только при условии наступления страхового случая. Согласно п.1 ст.22 Федерального закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая. Страховым случаем, при наступлении которого предоставляется досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ» является наступление конкретной календарной даты-25 лет осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. У истицы отсутствует требуемый педагогический стаж, что свидетельствует об отсутствии страхового стажа, следовательно не влечет обязанность органов УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе назначать и выплачивать пенсионное обеспечение.

В судебном заседании истец Паневина Л.В. поддержала исковые требования и пояснила те же обстоятельства, которые указаны в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности <ФИО>4 не признала исковые требования и пояснила те же обстоятельства, которые указаны в возражениях на исковые требования.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения, показания свидетеля, исследовав доказательства по делу, суд полностью удовлетворяет исковые требования Паневиной Л.В.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным гражданам, предусмотрено в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данный пункт предписывает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Из записей в трудовой книжке на имя Паневиной Л.В. следует, что в стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включаться должны следующие периоды:

-с 15.08.1984 года по 20.10.1988 года- учитель русского языка и литературы в СШ № 21 г.Харькова;

-с 24.10.1988 года по 01.09.1991 года- старшая пионервожатая и учитель истории Алексеевской средней школы;

-с 02.09.1991 года по 24.09.1996 года - учитель начальных классов Алексеевского учебно - воспитательного комплекса « Школа - детский сад»;

-с 25.09.1996 года по настоящее время- учитель начальных классов Алексеевской средней общеобразовательной школы Яковлевского района( л.д.6-12).

Алексеевский учебно-воспитательный комплекс « Школа - детский сад» переименован в «Алексеевскую среднюю общеобразовательную школу Яковлевского района Белгородской области» на основании Свидетельства о регистрации <Номер> от 25.09.1996 года(л.д.16-17).

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области » переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение » Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области « на основании Свидетельства о постановке на учет от 21.09.2004 года( л.д.16-17).

Ссылка ответчика на то, что разделом «Наименование учреждений Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463), Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, Учебно-воспитательный комплекс « Школа -детский сад» не поименован, не может повлечь отказ в удовлетворении исковых требований.

Согласно Приказа № 87 от 12.03.1990 года « О создании учебно-воспитательного комплекса « Школа - детский сад» в с.Алексеевка Яковлевского района, УВК образован в целях создания более благоприятных условий для проведения учебно-воспитательного процесса, рационального приложения сил административного и педагогического персонала Алексеевской средней школы и Алексеевского дошкольного учреждения Яковлевского района, эффективного использования ассигнований, выделяемых школе и дошкольному учреждению.

В учебно-воспитательное подразделение объединены Алексеевская средняя школа и Алексеевское дошкольное учреждение. После объединения за Алексеевским УВК « Школа - детский сад» сохранена вся штатная численность, фонд заработной платы, сохранен профиль образовательного учреждения, о чем прямо оговорено в Приказе за № 87 от 12.03.1990 года( л.д.22-23).

Алексеевское УВК «Школа - детский сад» осуществляло такие же функции образования для детей, как и впоследствии «Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области », а затем Муниципальное общеобразовательное учреждение» Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», о чем свидетельствует сопоставление Типового положения образовательного учреждения, на основании которого осуществляло деятельность Алексеевское УВК « Школа –детский сад», с Уставами Алексеевской средней общеобразовательной школы Яковлевского района Белгородской области « ( л.д.61-68), Муниципального общеобразовательного учреждения « Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»( л.д.47-60).

Указанные учреждения имели одинаковый профиль. Фактически изменялось лишь название учреждений, а цели и задачи остались одни - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным, начальным и средним общим образованием, создание оптимальных условий для охраны и укреплению здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 25.12.2005 года в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( пункт 1 ст. 27 и подпункты 7-13 пункта 1 ст. 28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)

Поскольку и бывшее и настоящее муниципальное образовательное учреждение- это одно и тоже учреждение, с одинаковым профилем, то работу в нем Паневиной учителем начальных классов, суд признаёт тождественной в указанных образовательных учреждениях.

На всем протяжении спорного периода( с 02.09.1991 года по 24.09.1996 года) Паневина работала в одной и той же должности – «учитель начальных классов», сохранила один и тот же характер профессиональной деятельности.

При этом, Паневиной, как учителю начальных классов, 27.01.1993 года установлен десятый разряд оплаты труда по единой тарифной сетке, 24.03.1994 года присвоена вторая квалификационная категория, 05.04.1995 года присвоена первая квалификационная категория.

В трудовой книжке, где имеются записи о переводе в Алексеевское УВК «Школа - детский сад», об установлении разряда оплаты труда, присвоении квалификационной категории, имеются оттиски печати Алексеевской средней школы. Печать в период с 1991 по 1996 годы использовалась Алексеевской средней школы, а не Алексеевское УВК «Школа - детский сад».

В выданных дипломах учащимся Алексеевского УВК »Школа-детский сад» также проставлен оттиск печати Алексеевской средней школы.

Учащимся выдавались аттестаты о среднем(полном) общем образовании, где указывалось, что учащиеся закончили Алексеевскую среднюю школу Яковлевского района( л.д. 39,40,41).

Начальник Управления образования администрации Яковлевского района З. Густомясова письмом уведомляла начальника Управления пенсионного фонда по Яковлевскому району <ФИО>5 о том, что при переименовании школы и детского сада в УВК, за ним сохранился статус средней школы и должностные обязанности педагогических работников, которые имеют право на предоставление досрочной пенсии( л.д.45).

Допрошенная в качестве свидетеля <ФИО>6 показала, что она работает директором Муниципального общеобразовательного учреждения » Алексеевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» с 2009 года. Паневина Л.В. работала в 1989 году учителем истории Алексеевской средней школы Яковлевского района, затем переведена учителем начальных классов в Алексеевское УВК « Школа-детский сад». При этом, при переводе в Алексеевской УВК « Школа-детский сад» должностные обязанности, функциональные обязанности по должности, остались прежними. Профиль УВК остался прежним. Сохранилась заработная плата, календарный график, распорядок дня.

Правовая позиция, изложенная выше в обосновании исковых требований, нашла подтверждение в дальнейшем законодательстве.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" внесены изменения в ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Так, п. 1 ст. 27 дополнен подпунктом 19, который предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона о трудовых пенсиях, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Одновременно соответствующая норма подпункта 10 п. 1 ст. 28 указанного закона признана утратившей силу.

Исключены условия работы в государственных и муниципальных учреждениях для детей для досрочного назначения пенсии, поскольку данное положение закона фактически не применялось в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П.

Данным документом признаны не соответствующими Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 2 и 3 ст. 55) взаимосвязанные нормативные положения подп. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и пп. 1 и 2 ст. 31 Закона о трудовых пенсиях, устанавливающие в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста педагогическую деятельность в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Хотя ст. 2 Федерального закона № 319-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что положения подп. 19–21 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (в ред. данного Федерального закона), в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, предусмотрено, что указанные нормы права распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 г., т. е. с даты принятия постановления Конституционного Суда РФ.

Установлено также, что в случае изменения организационно-правовой формы уч­реждений (организаций), предусмотренных подп. 19–21 п. 1 указанной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой до и после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, Законодатель урегулировал противоречия, возникающие при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в случае изменения организационно-правовой формы уч­реждений (организаций), предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Действия Законодателя направлены на улучшение пенсионного обеспечения, а не на их ухудшение.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусматривается, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Спорный период Паневиной Л.В. имеет место быть до 01.09.2000 года. Обстоятельств, препятствующий назначению Паневиной досрочной трудовой пенсии по старости, не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3.06.2004 года № 11-П « по делу о проверке конституционных положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона» О трудовых пенсиях в РФ» указал на обязанность правоприменителя в ситуации, когда законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных лицами в результате профессиональной деятельности, отсутствует, руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ в целях недопущения неравенства прав граждан, относящихся к одной и той же по характеру профессиональной деятельности категории, на пенсионное обеспечение.

Эта же позиция высказана в Определении Конституционного Суда РФ от 9.04.2002 года № 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных(представительных) органах государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализации вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Отсутствие в Приказе за <Номер> от <Дата> срок эксперимента, при котором в порядке эксперимента образован Учебно-воспитательный комплекс « Школа детский сад», путем объединения в одно учебно-воспитательное подразделение Алексеевской средней школы и Алексеевского дошкольного учреждения, отсутствие приказа о реорганизации УВК, об аннулировании(отмене) приказа <Номер> от <Дата>, не обусловлены действиями истца и не могут ее лишать пенсионных прав.

Истица Паневина Л.В. приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Суд удовлетворяет исковые требования и в части обязании УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе назначить досрочную трудовую пенсию по старости Паневиной с 10.02.2011 года по следующим основаниям.

Для назначения пенсии Паневиной с указанной даты, необходим факт ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и факт отказа пенсионного органа о назначении пенсии. Факт обращения Паневиной с заявлением о назначении пенсии в УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе, имеет место быть и подтвержден документально письменным заявлением от 10.02.2011 года( л.д.13).

Пенсионный орган не вынося решение об отказе в назначении пенсии, которое могло быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган ( по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и( или) оспорено в суде( п.7 ст.18 Федерального закона № 173-ФЗ), своим письменным уведомлением от 09.03.2011 года за <Номер>( л.д.14-15) фактически необоснованно отказал Паневиной в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 года « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указывается, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Имеются законные и правовые основания, подтвержденные документально, для назначения Паневиной досрочной трудовой пенсии по старости с 10.02.2011 года, со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

В силу ст.98 ГПК РФ с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Яковлевском районе в пользу Паневиной Л.В. подлежит взысканию уплаченная истицей госпошлина при подаче искового заявления в сумме 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Паневиной Л.В. к УПФ РФ(ГУ) в Яковлевском районе об обязании ответчика засчитать в стаж определенный период работы, об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости, удовлетворить полностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Яковлевском районе засчитать Паневиной Л.В. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 02.09.1991 года по 24.09.1996 года в должности учителя начальных классов в Алексеевском Учебно-воспитательном комплексе(УВК) « Школа -детский сад», переименованном в 1996 году в «Алексеевскую среднюю общеобразовательную школу Яковлевского района», а в 2004 году в Муниципальное общеобразовательное учреждение » Алексеевская средняя общеобразовательная школа « Яковлевского района Белгородской области.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Яковлевском районе назначить Паневиной Л.В. досрочную трудовую пенсию по старости с 10.02.2011 года, со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Яковлевском районе в пользу Паневиной Л.В. уплаченную истицей госпошлину при подаче искового заявления в сумме <Данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Яковлевский районный суд.

Судья :