Дело № 2-554/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Строитель 28 июля 2011 года Яковлевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Самыгиной С.Л., при секретаре Быковой Л.Н., с участием заявителя Сибилева А.П., представителя заинтересованного лица администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района – заместителя главы Аблясовой С.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сибилева А.П. об оспаривании решения администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области об отказе в регистрации по месту жительства, у с т а н о в и л: Сибилев А.П. (далее – заявитель) с **.**.2010 постоянно проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом строении, расположенном на земельном участке №4, который также является его собственностью, находится на территории садоводческого товарищества <Адрес> и относится к землям сельскохозяйственного назначения. Иного пригодного для постоянного проживания жилья заявитель не имеет, а зарегистрирован по месту жительства своей бывшей супруги в г.Белгороде. **.**.2011 Сибилев А.П. обратился в администрацию Терновского сельского поселения Яковлевского района с заявлением о регистрации по месту жительства, в чем ему было отказано. Отказ мотивирован указанием в свидетельстве о государственной регистрации права на жилое строение ограничения – без права проживания. Дело инициировано заявлением Сибилева А.П. об оспаривании решения администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области об отказе в регистрации по месту жительства, возложении на орган местного самоуправления обязанности зарегистрировать заявителя по месту его жительства. В судебном заседании заявитель требования поддержал. Представитель заинтересованного лица администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Аблясова С.Ф. против удовлетворения заявленных требований не возражала. Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным заявителем доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Представителем заинтересованного лица не представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие правомерность отказа в регистрации заявителя по месту его жительства. Согласно ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свободе выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации подразумевает право каждого, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, на свободу выбора местожительства в пределах этого государства, которое провозглашено Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.12) и признается Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.2 Протокола №4). Реализацией механизма фиксации свободно избранного человеком места жительства является институт регистрационного учета, который закрепляет обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера (Постановления от 24.11.1995 №14-П, от 04.04.1996 №9-П, от 15.01.1998 №2-П, от 02.02.1998 №4-П, от 02.06.2011 №11-П, определения от 13.07.2000 №185-О, от 06.10.2008 №619-О-П, от 13.10.2009 №1309-О-О и др.). Вместе с тем место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью не только в целях административного учета во избежание осложнения деятельности органов публичной власти, которые должны располагать достоверной информацией о том, где фактически проживает гражданин, а не где он формально зарегистрирован в силу невозможности регистрации по фактическому месту проживания, но и в целях использования такого правового средства, как регистрация, в качестве юридического факта, встроенного в механизмы правового регулирования в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. Кроме того, поскольку право на свободу выбора места жительства не исключает выбор постоянного места жительства, находящегося за пределами населенных пунктов, и поскольку понятия «место пребывания» и «место жительства» определены в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вне привязки к населенному пункту, регистрация граждан, при том что она носит обязательный характер, должна осуществляться независимо от местонахождения соответствующего жилого строения (при условии, что оно пригодно для постоянного проживания) (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 №13-П). Регистрационный учет осуществляется территориальными органами ФМС России через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами (Приказ ФМС РФ от 20.09.2007 №208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»). Для регистрации по месту жительства Сибилев А.П. предоставил документ, являющийся основанием для вселения (п.17 указанного Приказа) – свидетельство о государственной регистрации права серии *** <Номер> на жилое строение, расположенное по адресу: садоводческое товарищество <Адрес> Объект права указан в соответствии с абз.2 ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» как жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, который в той части, в какой данным положением закона исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, признаны не соответствующими ч.1 ст.27 и ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 №13-П). Из положений ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация носит фиксирующий, удостоверяющий характер уже возникших правоотношений в силу закона либо договора на момент регистрации и не порождает новых. Следовательно, свидетельство о государственной регистрации права, выданное на имя Сибилева А.П., отображает установленное законом ограничение в регистрации права проживания, действовавшее на момент выдачи указанного свидетельства – **.**.2009 и до признания положения абз.2 ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ не соответствующим Конституции РФ, а потому не может являться основанием для отказа заявителю в регистрации по месту фактического проживания. Суд признает наличие оснований для признания незаконным решения администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области об отказе в регистрации по месту жительства. Руководствуясь ст.194-199,246 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: заявление Сибилева А.П. об оспаривании решения администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области об отказе в регистрации по месту жительства – признать обоснованным. Признать незаконным решение администрации Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области об отказе в регистрации Сибилева А.П. по месту жительства по адресу: садоводческое товарищество <Адрес>. Обязать администрацию Терновского сельского поселения Яковлевского района Белгородской области произвести регистрацию Сибилева А.П. по месту жительства по адресу: садоводческое товарищество <Адрес> Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области. Судья На дату опубликования решение не вступило в законную силу.