дело № 2-703/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Строитель 01 ноября 2011 года Яковлевский районный суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Самыгиной С.Л. при секретаре судебного заседания Ковалевич О.С., с участием истца Чернюка А.Н., представителя ответчика УПФ РФ в Яковлевском районе Белгородской области по доверенности от 23.03.2011 Жумаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернюка А.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, у с т а н о в и л: Чернюк А.Н. осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей с **.**.1978. В период с **.**.1979 по **.**.1981 он проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР. При обращении в УПФР в Яковлевском районе за назначением досрочной трудовой пенсии заявителю было отказано по причине отсутствия необходимого 25-летнего стажа, в том числе ввиду не включения периода его службы в составе Вооруженных Сил СССР. Дело инициировано иском Чернюка А.Н. (далее – заявитель), который с учетом изменения предмета иска просил о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей; об обязании ответчика назначить ее со дня обращения в суд – с **.**.2011, включив в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с **.**.1979 по **.**.1981. В судебном заседании заявитель поддержал исковые требования. Представитель ответчика УПФР в Яковлевском районе Жумаева С.А. иск не признала, считала заявленные требования неубедительными. Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Заявителем представлены достаточные и убедительные доказательства, подтверждающие наличие законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, срок службы в составе Вооруженных Сил СССР с **.**.1979 по **.**.1981. В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27 Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства РФ. Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство РФ во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29.10.2002 №781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В п.12 указанных Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены все критерии, позволяющие засчитывать работу в выслугу лет в должностях, указанных в п.2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п.2 раздела «Наименование учреждений» Списка. За периоды, начиная с 1 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: - на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; - у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в п.1 раздела «Наименование должностей» и в п.1 раздела «Наименование учреждений и организаций» Списка. Наличие у Чернюка А.Н. на 01.01.2001 стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, не оспаривается. Кроме того, в период, когда заявитель служил в составе Вооруженных Сил СССР с 02.11.1979 по 29.04.1981, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18, ст.19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 №8-П и Определение от 05.11.2002 №320-О указал на то, что у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принимая во внимание, что Чернюк А.Н. на момент обращения в территориальный орган ПФР было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения пенсии, что отвечает требованиям п.4 указанного выше Положения, период службы заявителя в составе Вооруженных Сил СССР с **.**.1979 по **.**.1981 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. При разрешении требования заявителя о назначении трудовой пенсии с момента первоначального обращения в пенсионный орган – с **.**.2011 – суд исходит из положений ст.19 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ, в силу которых трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсии. Довод представителя ответчика Жумаевой С.А. о том, что 19.08.2011 заявитель обратился только по вопросу о предоставлении разъяснений о наличии либо отсутствии специального стажа работы, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости ранее установленного возраста, а не с заявлением о назначении пенсии, не убедителен. Как усматривается из содержания письма УПФ РФ в Яковлевском районе от 30.08.2011 (л.д.9-11), заявителю дан ответ о невозможности включения в специальный стаж периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, что фактически является отказом пенсионного органа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Поскольку судом установлено, что у заявителя на день обращения (19.08.2011) уже имелся необходимый 25-летний стаж работы, но он не имел возможности представить необходимые документы, подтверждающие это право, в установленный трехмесячный срок по независящим от нее причинам (обстоятельства, дающие право на пенсию, установлены только в ходе судебного разбирательства в суде), то исковое требование о назначении трудовой пенсии с момента первоначального обращения в УПФР за указанной пенсией подлежит признанию обоснованным. Таким образом, в целях соблюдения принципа правовой справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, как правовом и социальном государстве, надлежит признать за заявителем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей; обязать ответчика назначить ее со дня обращения в пенсионный орган – с 19.08.2011, включив в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с **.**.1979 по **.**.1981. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования Чернюка А.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии – признать обоснованными в полном объеме. Признать за Чернюком А.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет с момента обращения в пенсионный орган – с 19.08.2011. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области назначить Чернюку А.Н. трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период службы в составе Вооруженных Сил СССР с **.**.1979 по **.**.1981. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области. Судья