2-368 по иску Черняевой М.С. к Территориальному Управлению Росимущества в Белгородской области о восстанов­лении срока для принятия наследства, признании права соб­ственности на земельный пай



№ 2-368/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Строитель

28 мая 2012 года

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Ефанова Е.М.,

при секретаре судебного заседания Быковой С.В.,

с участием истца Черняевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняевой М. С. к Территориальному Управлению Росимущества в Белгородской области о восстанов­лении срока для принятия наследства, признании права соб­ственности на земельный пай,

УСТАНОВИЛ:

Черняева М. С. (до заключения брака – <данные> (л.д.9)) является дочерью <ФИО>, согласно свидетельству о рождении <номер> (л.д.8).

<ФИО> умерла <дата>, что подтверждается свидетельством о смерти <номер> (л.д.7).

После смерти <ФИО> осталось наследственное имущество в виде земель­ного пая площадью <данные> га в границах СПК «Заря» (бывшего колхоза «Заря коммунизма») Яковлевского района Белгородской области.

Завещания ею оставлено не было.

С заявлением о принятии наследства Черняева М.С. к нотариусу не обращалась, поскольку не знала о наличии в собственности матери земельного пая.

Дело инициировано иском Черняевой М.С. от <дата>, которая просит восстановить ей срок для принятия наследства после смерти матери, а также признать за ней право собствен­ности на земельный пай.

В судебном заседании Черняева М.С. исковые тре­бования поддержала в полном объеме, дополнений не представила.

Представитель ответчика – Территориального УправленияРосимущества в Белгородской области в судебное засе­дание не явился, в заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в их отсутствие, не возражает против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица – администрации Смородинского сельского поселения в судебное заседание не явился, глава администрации в письменном заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, претензий по иску Черняевой М.С. не имеют.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным истцом до­каза­тельствам, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовле­творе­нию по следующим основаниям.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч.1 ст.1154 ГК РФ). Непринятие наследства может рассматриваться как предположение об отказе наследника от осуществления своего права на наследование. Закон разрешает наслед­нику при определенных условиях опровергнуть такую презумпцию и приобрести наследство в силу при­надлежащего ему права на наследство. Для этой цели установлен институт приня­тия наследства после истечения установленного срока.

Для осуществления такого права закон предусматривает, чтосуд может по заявлению наследника восстановить срок, установленный для принятия наследства (ст.1154 ГК РФ),если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший этот срок, уста­новленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев по­сле того, как причины пропуска этого срока отпали(ч.1 ст.1155 ГК РФ).

Истица Черняева М.С. о существовании наследства матери в виде земельного пая узнала в феврале 2012 года, как пояснила сама истица в ходе судебного разбирательства. Не верить истцу у суда отсутствуют основания. Ответчиком данные утверждения истца не опровергнуты.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин про­пуска срока, соблюдении шестимесячного срока для обращения в суд с иском, как обязатель­ных усло­вий для восстановления срока для принятия наследства.

Частью 4 статьи 35 Конституции РФ гарантируется право наследования.

Земельные участки наследуются на общих основаниях (ст.1181 ГК РФ).

В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по за­кону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.

В силу с п.2 ч.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на при­надлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с заве­щанием или законом.

Других наследников, кроме истицы, в настоящее время не имеется. Согласно ответу нотариуса от <дата> за исх. <номер> (л.д.15) после смерти <ФИО> наследственное дело не заводилось.

Свидетели <ФИО>4 и <ФИО>5 подтвердили, что Черняева М.С. являлась единственной наследницей <ФИО>, ухаживала за ней до дня её смерти и произвела её захоронение.

Принадлежность наследодателю земельного пая подтверждается свидетельством на право собственности на землю <номер> (л.д.10).

Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, не вызывают у суда сомнения в их достоверности и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые Черняева М.С. ссылается, как на основания своих требований.

С учетом изложенных обстоятельств суд признает наличие правовых оснований для удо­влетворения требований заявителя в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черняевой М. С. к Территориальному Управлению Росимущества в Белгородской области о восстанов­лении срока для принятия наследства, признании права соб­ственности на земельный пай признать обоснованными.

Восстановить Черняевой М. С., <дата> года рождения, срок для принятия наследства <ФИО>, умершей <дата>.

Признать за Черняевой М. С., <дата> года рождения, право собственности на земельную долю в размере <данные> га сельскохозяйственных угодий, в том числе <данные> га пашни, расположенную в границах СПК «Заря» Яковлевского района Белгородской об­ласти.

Решение может быть обжалованов апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белго­родского об­ластного суда путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в оконча­тельной форме.

<данные>

<данные>

Судья Ефанов Е.М.