Дело №2-310/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20сентября 2010 года пос. Ягодное
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Засядько Е.А., при секретаре – Воротило Т.Р., с участием старшего помощника прокурора Ягоднинского района – Боевой Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ягоднинского района Магаданской области к Администрации муниципального образования «Поселок Дебин» и Собранию представителей муниципального образования «Поселок Дебин» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» в срок до 01 декабря 2010 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным, а также о признании бездействия Собрания представителей муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об обязании Администрацию муниципального образования «Поселок Дебин» в срок до 01 декабря 2010 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В обоснование заявления указал, что органами местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» не в полной мере соблюдаются требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Поселок Дебин», в судебном заседании отсутствовала, согласно письменному заявлению ходатайствовала о рассмотрении заявления прокурора без ее участия. Согласно письменному отзыву Глава Администрации муниципального образования «Поселок Дебин» (далее глава администрации МО п.Дебин) пояснила, что согласно № 4 «Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 г. № 1340 номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливается создавшим их органом. Согласно «Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МО «поселок Дебин», утвержденного главой МО «поселок Дебин» и согласованного ВрИО начальника ГУ по делам ГО и ЧС Магаданской области А.Г.Е., утвержден перечень автотранспорта, который будет задействован для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей; создание местного резерва строительных материалов (лес строительный, пиломатериалы, цемент, песок, щебень, рубероид и т.д.) не представляется возможным ввиду отсутствия у администрации складов. Кроме того в IV квартале 2010 года будут приобретены 2 электромегафона, средства индивидуальной защиты.
Представитель ответчика – председатель Собрания представителей муниципального образования «Поселок Дебин» (далее собрание представителей МО п.Дебин), в судебном заседании отсутствовала, согласно телефонограммы просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с выездом в командировку, с требованиями прокурора согласна, поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве Главой администрации МО п.Дебин.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и свободы неопределенного круга лиц. Судом установлено, что прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с указанным заявлением в пределах своей компетенции, установленной ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 8, 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и
территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной
готовности к использованию систем оповещения населения об опасности,
объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях
гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Частью 1 ст.24 того же закона определено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996г.(далее Порядка), резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Таким образом, Правительством РФ определен обязательный перечень, подлежащий включению в резерв материальных ресурсов, который не может быть изменен органом местного самоуправления, но может быть дополнен при наличии соответствующего финансирования.
Согласно п.4 приведенного Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Согласно ч.1 ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Поскольку в силу ст.4 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления и в том числе силы и средства органов местного самоуправления, то на представительные органы муниципального образования также возложена обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов.
В соответствии с п.п.2,8-9 ч.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Соответственно утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении и контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.
В соответствии с п.23 ст.9 Устава МО п.Дебин организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории МО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относится к вопросам местного значения МО п.Дебин.
Согласно постановлению главы администрации МО п.Дебин № 74/1-п от 01.10.2009г. «О создании резерва материальных ресурсов МО «Поселок Дебин» для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утверждено Положение о номенклатуре и объеме резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций МО п.Дебин л.д.62-66). Согласно данному положению, резерв материальных ресурсов состоит из продовольственных товаров, табачных изделий и аптечек первой необходимости. Таким образом, ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты, в номенклатуре резерва не имеется.
Решением Собрания представителей МО п.Дебин от 06.08.2010г. № 24 «О внесении изменений в Решение Собрания представителей № 16 от 25.06.2010г. «О бюджете МО «Поселок Дебин» на 2010 год» установлен размер резервного фонда на финансирование предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, гражданскую оборону - 28,1 тыс. рублей л.д.67).
Доводы, изложенные главой администрации МО п.Дебин в своем письменном отзыве на заявление прокурора фактически лишь подтверждают обстоятельства, приведенные прокурором в обоснование своих доводов и не могут служить основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законном вышеприведенных обязанностей.
Таким образом, оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиками в нарушение действующего законодательства не создан резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и соответственно требования прокурора о признании незаконным бездействии органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия ответчиков, то подлежат удовлетворению и требования прокурора о понуждении ответчиков устранить допущенные нарушения, а именно: создать в срок до 01 декабря 2010 года местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п.2 Порядка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Ягоднинского района Магаданской области к Администрации муниципального образования «Поселок Дебин» и Собранию представителей муниципального образования «Поселок Дебин» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Дебин» в срок до 01 декабря 2010 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Признать незаконным бездействие Собрания представителей муниципального образования «Поселок Дебин» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч.10 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать Администрацию муниципального образования «Поселок Дебин» в срок до 01 декабря 2010 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996г.
По истечении установленного в решении срока исполнения решения ответчики обязаны сообщить в суд и прокуратуру Ягоднинского района Магаданской области об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия.
Председательствующий судья подпись Е.А. Засядько