Дело № 2-168/2010 . Решение вступило в законную силу. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Ягодное 12 июля 2010 года Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Ечина А.А., при секретаре Гладциновой Е.Н., с участием прокурора - помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Губаева П.Е., истца Лазаренко В.М., представителя истца Плотниковой Т.В. - Диулиной З.В., по доверенности, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Ганжи Н.Д., представителя ответчика - администрации МО «Поселок Ягодное» Сотниченко А.И., действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Ягоднинского района Магаданской области Сухоставского В.А. в интересах Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Куликовой А.М. и Лазаренко В.М. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», выразившегося в не предоставлении благоустроенных жилых помещений жителям <адрес> в <адрес>, признании за истцами права на получение другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначногопо общей площади ранее занимаемому жилому помещению в аварийном доме, обязании администрации МО «Поселок Ягодное», в лице главы муниципального образования, предоставить Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Лазаренко В.М., Куликовой А.М. другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям в аварийном доме, о рассмотрении вопроса о немедленном исполнении решения суда в части предоставления жилых помещений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ягоднинского района обратился в Ягоднинский районный суд (в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ) в интересах Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Габдрахманова Х.Н. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», выразившегося в непредставлении указанным гражданам благоустроенных жилых помещений, как жителям аварийного <адрес> в <адрес>, признании за истцами права на получение другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначногопо общей площади ранее занимаемому жилому помещению в аварийном доме, обязании администрации муниципального образования «Поселок Ягодное» предоставить им другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки, проведенной по заявлению Решетниковой Н.М. в деятельности администрации МО «Посёлок Ягодное» выявлены грубые нарушения жилищного законодательства. Так, в соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В силу пункта 8 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Подпунктом 8 пункта 2.3. Положения «О порядке и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда гражданам при выселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, на территории МО «Поселок Ягодное»», утвержденного решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что в компетенцию администрации МО «Посёлок Ягодное» входят вопросы по принятию в муниципальную собственность в установленном порядке от граждан приватизированных жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3.7 Положения (в редакции решения Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ №) предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Выкупная цена жилого помещения сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При определении выкупной цены жилого помещения в неё включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причинённые собственнику жилого помещения его изъятием. Проверкой установлено, что постановлением главы МО «Посёлок Ягодное» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта межведомственной комиссии» жилой <адрес> признан аварийным и нуждающемся в расселении. В соответствии с актом мероприятий по надзору, проведенных 26.12.2008 начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе выявлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, свидетельствующих о непригодности для проживания в жилом <адрес>. В период с июля 2007 года до настоящего времени указанный дом не расселен, жилые помещения, признанные непригодными для проживания, не приняты в муниципальную собственность, благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ жильцам квартир №№1, 2, 5 и 8 не предоставлены, что грубо нарушает их жилищные права. Между тем, в настоящее время техническое состояние указанного дома резко ухудшилось, что создаёт угрозу для жизни и здоровья, проживающих в нём граждан. Данное заявление подано в интересах граждан в связи с тем, что бездействием администрации МО «Посёлок Ягодное» нарушаются права на жилище Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Габдрахманова Х.Н. Кроме того, указанная ситуация, как полагает прокурор, нарушает права граждан на здоровье и безопасные условия проживания, может привести к нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий, нарушению прав граждан на нормальные условия жизнедеятельности вследствие бездействия администрации МО «Посёлок Ягодное», которая не принимают достаточных мер по переселению жителей аварийного дома. Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 определено что под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие фактора среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Условия быта относятся к социальным факторам среды обитания человека. Согласно ст. 8 названного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, здоровья граждан, негативное воздействие факторов среды обитания на человека и на состояние здоровья будущего поколения. Согласно п. 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 Гражданского кодекса РФ), Прокурор просил удовлетворить заявленные исковые требования и решить вопрос об обращении решения, согласно ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. По инициативе суда при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Кузнецов С.В., а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Ганжа Н.Д. В ходе судебного разбирательства по делу прокурором были увеличены исковые требования, он просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», выразившегося в непредставлении, кроме указанных граждан, благоустроенных жилых помещений, как жителям аварийного <адрес> в <адрес>, также жителям этого дома Лазаренко В.М.и Куликовой А.М., обязать администрацию муниципального образования «Поселок Ягодное» предоставить Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Габдрахманову Х.Н., Лазаренко В.М.и Куликовой А.М. другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям. Определением суда от 28.05.2010 года указанные требования прокурора приняты к производству суда. Истец Решетникова Н.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Истцы Куликова А.М., Пономаренко Е.К, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились по неизвестной причине, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Третье лицо, Кузнецов С.В., извещенный о дате судебного заседания, просил рассмотреть дело без его участия. При согласии сторон судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов и заинтересованного лица. В судебном заседании участвующий в деле прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить. Кроме того, суду пояснил, что на администрацию возложены обязанности по принятию в муниципальную собственность в установленном порядке от граждан приватизированных жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанного аварийным и подлежащим сносу. При этом решение о признании дома аварийным было принято ещё до предъявления иска в суд. Следовательно, администрации было известно о состоянии данного дома, но администрация этим вопросом не занималась, и жильцов дома своевременно не переселила. В настоящее время не возможно установить, можно ли проживать в этом доме. Работа по предоставлению жилых помещений жильцам аварийного дома не проводилась. Решетникова и другие жильцы, - собственники квартир, обращались в администрацию поселка Ягодное с просьбой предоставить им другое жильё взамен непригодного к проживанию. Но ответчик пояснял, что не может принять у них жильё в свою собственность. Однако собственники жилья имеют право на получение жилья равноценного тому, в котором они проживали. Решетниковой равноценное жилье взамен непригодного к проживанию администрацией не предлагалось, а предлагалось жильё меньшей площади, в связи с чем истица была вынуждена отказаться от него. Хотя Габдрахманов отказался от иска, но он проживал непосредственно над разрушенной стеной, и его жизни длительное время угрожала опасность. Администрация не приняла своевременно меры по предоставлению ему жилья. И если бы не обращение в суд, решение о предоставлении Габрахманову жилья принято не было бы, поскольку только сегодня ему предоставлено жилье, и то только на основании пояснений представителя ответчика. Документально данный факт не подтверждён, так как постановление администрации о предоставлении Габдрахманову данного жилья в материалах дела отсутствует. Утверждения представителя администрации том, что акт о непригодности дома к проживанию незаконный, не может являться оправданием бездействия администрации, поскольку он был предоставлен самой администрацией, которой было известно об аварийном состоянии данного дома. Но, не смотря на это, администрация ограничилась включением указанного дома в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Поселок Ягодное» на 2008 - 2012 годы. Полагал, что надлежащие меры по своевременному переселению граждан из аварийного жилья, администрацией приняты не были. Из-за бездействия администрации, до сих пор нарушаются конституционное право граждан на жилище, в связи с чем, просил суд удовлетворить требования в полном объеме. Истец Лазаренко В.М., представитель истца Плотниковой Т.В. - Диулина З.В., третье лицо Ганжа Н.Д. в настоящем судебном заседании, а истец Решетникова Н.М. в предыдущем судебном заседании с требованиями прокурора согласились, поддержали их, по основаниям, указанным прокурором, на данных требованиях настаивали и просили их удовлетворить. Кроме того, истец Решетникова Н.М. в предыдущем судебном заседании суду поясняла, что она обращалась в администрацию МО «Поселок Ягодное» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения. Ей было предложено общежитие по <адрес> квартира по <адрес>. От данных предложений она отказалась, поскольку в общежитии жить невозможно, а квартира по <адрес>, намного меньше по жилой площади, чем занимаемая ею в настоящее время квартира. От предложенной выкупной цены 297 тыс.руб. она также отказалась, поскольку за такую сумму хорошую квартиру не приобрести. Истец Габдрахманов Х.Н. в судебном заседании отказался от иска, мотивируя его тем, что администрацией МО «Поселок Ягодное» решен вопрос о предоставлении ему по его просьбе однокомнатной благоустроенной квартиры, поскольку оплачивать коммунальные услуги и жилое помещение, состоящее из двух комнат, не имеет возможности. Определением от 12 июля 2010 года данный отказ от иска Габдрахмановым Х.Н. принят судом. Представитель ответчика Сотниченко А.И. с требованиями, указанными в иске, не согласился в полном объеме, при этом суду пояснил, что при рассмотрении дела необходимо разделить собственников и нанимателей, проживающих в <адрес>, так как это разные категории, и расселяться они должны различным образом. Согласно акту от 23 июля 2007 об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания, на момент признания дома аварийным и непригодным для проживания, он не находился в таком состоянии, как сейчас. Согласно Жилищному кодексу РФ ст. 30 ч. 4 «собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме». Решетниковой Н.М. с сыном Кузнецовым С.В., в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, было предложено переселиться на временное проживание (до полного разрешения жилищной проблемы) в маневренный фонд в общежитие по <адрес>, на что был получен отказ. В апреле 2010 года Решетниковой Н.М. была предложена квартира по <адрес>, общей площадью 41,7 кв. м, то есть на 3 кв. м меньше, чем та, в которой она проживает. От этой квартиры она тоже отказалась, акт имеется в материалах дела, в связи с тем, что им с сыном необходима квартира с изолированными комнатами, или две однокомнатные квартиры. Решетниковой Н.М., была предложена выкупная цена за ее собственность, согласно стоимости вторичного жилья за 1 кв. м в 2010 года в размере 297048 рублей, от которой она также отказалась. Габдрахманов Х.Н. не является собственником данного жилого помещения, он является нанимателем, единственным из всех жильцов, и администрация считает, что ему возможно предоставить жилое помещение по договору социального найма. Все остальные жители дома по <адрес> являются собственниками жилых помещений. При этом истец Куликова А.М. проживает по другому адресу и имеет еще одно жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. Истцы к ответчику с заявлениями о реприватизации не обращались, как и не обращались с иными заявлениями, в том числе и о предоставлении им жилых помещений по договору социального найма. На учете, как нуждающиеся в получении жилых помещений, не состоят. Комиссией в 2007 году установлено, что данной дом неблагополучный. Спустя 3 месяца администрация включила этот дом в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Администрацией были приняты все меры по улучшению жилищных условий граждан. Проводился ремонт водоснабжения и канализации. С зимы 2010 года Ягоднинская управляющая компания не оказывает услуги по ремонту жилищного фонда, поэтому в настоящее время договариваться не с кем. В данном доме практически живут собственники квартир. Однако, на собрание собственников жилья, истцы не собираются и вопросы, касающиеся их жилья, не решают. С 2007 года по настоящее время истцы с какими-либо заявлениями в администрацию не обращались, за исключением Решетниковой. Всё, что администрация должна была делать в силу своих полномочий, администрацией выполнялось надлежащим образом. Действительно, на основании акта о непригодности данного дома к проживанию, администрация должна была принять меры по переселению граждан, но данный акт некорректный, а в заключении содержатся непонятные дописки о том, что дом подлежит сносу и является непригодным для проживания. Тогда как непригодным для проживания может быть признано отдельное жилое помещение, а не многоквартирный дом. В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Порядок подготовки сноса дома и изъятия земельного участка установлены Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ (статьи 63-64) и статьей 32 Жилищного кодекса РФ. О предоставлении собственникам другого жилья, взамен изымаемого жилого помещения, указано в ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса и возможно только по соглашению сторон. Соглашение сторон могло быть достигнуто непосредственно с собственниками. Вместе с тем, в акте обследования жилья от 2007 года речь идет о непригодности к проживанию отдельных жилых помещений, а не в целом дома. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года суд, не вправе обязать администрацию обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе: - ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; - признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; - осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; - иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 160-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494). Аналогичная норма содержалась в Положении в его предыдущей редакции, за исключением того, что в случае признания дома аварийным не предусматривалась возможность его реконструкции. В соответствии со ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Статьями 49 и 51 ЖК РФ определены категории граждан и основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно указанным нормам по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, а также иным гражданам, которые: 1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Согласно ст.58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Статьей 32 Жилищного кодекса РФ регулируются отношения по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом, в соответствии с п.10 указанной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Кроме того, данная статья предусматривает изъятие у собственника жилого помещения путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Как следует из пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения) (подпункт «и» п.20 Постановления). Положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам при выселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания на территории муниципального образования «Поселок Ягодное» (утверждено решением Собрания представителей от 11.03.2008 №167, с изм. внесенными решением Собрания представителей №32 от 19.06.2009) предусмотрено заключение с гражданами договоров социального найма на предоставление другого жилого помещения в связи с выселением из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, а также принятие в муниципальную собственность в установленном порядке от граждан приватизированных жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, в случае изъятия жилого помещения у собственника путем выкупа, в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд. Решением Собрания представителей МО «Поселок Ягодное» №49 от 26.12.2006 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Поселок Ягодное» в размере 9 кв.метров на одного человека. Норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена 7 кв.метров жилой площади на одного члена семьи. Согласно Адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Поселок Ягодное» на 2008-2012 годы, утвержденной главой муниципального образования 08 августа 2007 года, в числе других жителей 15-ти многоквартирных домов, подлежат переселению граждане, проживающие в <адрес> в <адрес> (т.1 л.д.113-123). Постановлением главы МО «Поселок Ягодное» от 23.07.2007 указанный дом признан находящимся в аварийном состоянии и нуждающимся в расселении (т.1 л.д.14). Основанием для указанного решения послужил акт межведомственной комиссии от 23.07.2007 об отнесении данного жилого дома к категории непригодного для проживания. В ходе визуального осмотра установлено, что нарушен нормальный режим эксплуатации жилого помещения и здания в целом. Плохая вентиляция, конденсационная сырость внутри помещения, неисправность кровли, недостаточная теплоизолирующая способность наружных стен, неисправность сантехнического оборудования, разрушение цоколя вокруг здания. Как следует из акта, к первоочередным мероприятиям следует отнести проведение капитального ремонта жилого дома (т.1 л.д.15-16). Согласно копии заключения межведомственной комиссии МО «Поселок Ягодное» от ДД.ММ.ГГГГ (оригинал отсутствует) <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания. При этом в заключении имеется дописка: «Подлежит сносу» (т.1 л.д.18). Данное заключение в судебном заседании оспаривалось сторонами, поскольку согласно ему дом не является аварийным, а является непригодным для проживания, с допиской «подлежит сносу». Как следует из акта по результатам проведения мероприятий по надзору от 26.12.2008, составленному начальником территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе, при проверке квартир №1 и №2 в <адрес> в <адрес>, где проживают семьи Решетниковой Н.М. и Плотниковой Т.В. выявлены нарушения ст.23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.9.2., абз.1 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», ответственность за которые предусмотрена ст.6.4. Кодекса об административных правонарушениях. Лицом, на которое возлагается ответственность за нарушения указано муниципальное образование «Поселок Ягодное» (т.1 л.д.19). Вместе с тем, кроме акта, других документов по результатам мероприятия по надзору (предписания, постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц) суду стороной истца не представлено. Кроме того, в указанном акте имеются сведения, свидетельствующие о непригодности для проживания в квартирах 1 и 2, а не во всем жилом доме, как на это указывает прокурор. Согласно заключению межведомственной комиссии по результатам обследования помещений жилого многоквартирного <адрес> в <адрес> от 09 июля 2010 года, проведенного с привлечением ООО «ПромстройНИИпроект», комиссия пришла к выводу, что фундамент, продольные несущие стены, за исключением наружной разрушенной стены в кв.№4 (в квартире никто не проживает), имеют дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Данный многоквартирный жилой дом подлежит капитальному ремонту. Согласно Положению о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденному Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 552 (утратило силу в связи с принятием указанного выше Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47) межведомственная комиссия после изучения документов и по результатам обследования жилого дома (жилых помещений) принимает одно из следующих решений: а) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания; б) о пригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания после проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (с приведением соответствующих технико-экономических обоснований); в) о непригодности жилого дома (жилого помещения) для проживания с указанием дефектов, которые не могут быть устранены технически или устранение которых экономически нецелесообразно, и критериев непригодности (пункт 8). При этом непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения): а) находящиеся в ветхом состоянии; б) находящиеся в аварийном состоянии; в) в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (пункт 2). Оценивая в совокупности постановление главы МО «Поселок Ягодное» от 23.07.2007 о признании дома находящимся в аварийном состоянии и нуждающимся в расселении, акт межведомственной комиссии от 23.07.2007 об отнесении данного жилого дома к категории непригодного для проживания, заключения межведомственной комиссии МО «Поселок Ягодное» от 28.06.2007 о признании дома находящимся в аварийном состоянии и нуждающимся в расселении, акт по результатам проведения мероприятий по надзору от 26.12.2008, заключение межведомственной комиссии от 09 июля 2010 года, суд приходит к выводу, что <адрес> в <адрес> находится в аварийном состоянии, а жилые помещения в нем для проживания не пригодны. Вместе с тем, как следует из приведенных актов, дому № по <адрес> в <адрес> необходимо проведение капитального ремонта. В связи с чем обязанность ответчика в проведении процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен дом, а также изъятия жилых помещений у собственников в этом доме, в соответствии со ст.32 ЖК РФ, не возникла. Прокурором заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», выразившегося в не предоставлении благоустроенных жилых помещений жителям <адрес> в <адрес>, равнозначныхпо общей площади ранее занимаемым жилым помещениям в аварийном доме. Однако, для разрешения данного требования необходимо в первую очередь установить, имеют ли истцы право на получение другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначногопо общей площади ранее занимаемому жилому помещению в аварийном доме. Как установлено судом, ни один из истцов в администрацию муниципального образования с заявлениями о постановке на учет для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как это предписывает ст.52 ЖК РФ, не обращался. Кроме того, Решетникова Н.М. и ее сын Кузнецов С.В., собственники <адрес>, с заявлением, в соответствии со ст. 9.1 Закона РФ от 04.07.91 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", по принятию в муниципальную собственность приватизированного жилого помещения также не обращались. Как следует из Списка граждан, проживающих в аварийных домах, переселение семей Решетниковой, Плотниковой, Пономаренко и Габдрахманова предполагается в достраивающийся 29-квартирный дом по.ул.Строителей в <адрес> (т.1 л.д.21). Согласно материалам дела в <адрес>, квартира, где проживает Габдрахманов, относится к муниципальному жилищному фонду, квартира, где проживает Решетникова Н.М. и ее сын Кузнецов С.В., передана им в собственность (приватизирована), другие жилые помещения находятся в собственности истцов на основании договоров купли-продажи. Вместе с тем, согласно акту МО «Поселок Ягодное» от 22 апреля 2010 года Решетникова Н.М. отказалась от предложенной ей 2-комнатной квартиры, площадью 41,7 кв.м., в муниципальном жилищном фонде. Рекомендовано предложить Решетниковой Н.М. выкупную цену в размере 297 048 руб.(т.1 л.д.20). Факт отказа от выкупной цены, а также от предоставления 2-комнатной квартиры Решетникова Н.М. подтвердила в судебном заседании, объяснив его тем, что выкупная цена небольшая, а по общей площади, предлагаемая ей квартира, намного меньше той, где она проживает. При этом, как установлено судом, предложенное ей жилое помещение в муниципальном жилищном фонде, благоустроено, применительно к условиям <адрес>, отвечает установленным требованиям и находится в границах <адрес>, а по общей площади меньше занимаемого ею на 3 кв.метра, то есть соответствует нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования. Вместе с тем, какими-либо нормативными актами предоставление собственникам именно равнозначных по площади жилых помещений, ранее занимаемым ими, при выселении в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, не предусмотрено. Доводы прокурора в этой части, со ссылками на ст.86-88 Жилищного кодекса РФ и главу 3 Положения, утвержденного решением Собрания представителей от 11.03.2008 №167 (с изменениями, внесенными решением Собрания представителей №32 от 19.06.2009) не могут быть приняты и применены судом, поскольку они действуют в отношении выселяемых граждан, проживающих в жилых помещениях на основании договора социального найма. С учетом изложенного выше суд приходит к выводу, что у истцов отсутствует право на предоставление им жилых помещений по договору социального найма, равнозначным по площади ранее занимаемым, в связи с признанием аварийным <адрес> в <адрес>. При таких обстоятельствах суд считает, что у администрации МО «Поселок Ягодное» обязанности по предоставлению истцам, являющихся собственниками жилья, жилых помещений на основании договора социального найма не имеется. В связи с отсутствием обязанности у ответчика по предоставлению истцам жилых помещений на основании договора социального найма, оснований для признания незаконным его бездействия, как того требует прокурор, суд не находит. Поскольку суд пришел к выводу об отказе в заявленных требованиях прокурора, то вопрос о немедленном исполнении решения суда, в части предоставления жилых помещений истцам, рассмотрению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований и.о.прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», в интересах Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Куликовой А.М. и Лазаренко В.М., о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Поселок Ягодное», выразившегося в не предоставлении благоустроенных жилых помещений жителям <адрес> в <адрес> Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Куликовой А.М. и Лазаренко В.М., признании за истцами права на получение другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначногопо общей площади ранее занимаемому жилому помещению в аварийном доме, обязании администрации МО «Поселок Ягодное» в лице главы муниципального образования, предоставить Решетниковой Н.М., Плотниковой Т.В., Пономаренко Е.К., Лазаренко В.М., Куликовой А.М. другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям в аварийном доме, рассмотрении вопроса о немедленном исполнении решения суда в части предоставления жилых помещений, - отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий судья А.А.Ечин