Дело № 2-175/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Ягодное 16 июля 2010 года Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Кречетова А.А., с участием: представителя ответчика по доверенности - Циклаури А.В., при секретаре Воротило Т.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басова Василия Юрьевича к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на постановку на учет в качестве участника подпрограммы «Жилище», в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся, обязании администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» включить его в очередь на получение жилищной субсидии в связи с закрытием с. Таскан Магаданской области, У С Т А Н О В И Л : Басов В.Ю. обратился в суд с указанным иском. В обоснование иска указал, что до 2000 года он являлся жителем села Таскан Ягоднинского района Магаданской области. В 2006 году село Таскан было признано закрывающимся, он в это время уже проживал и был зарегистрирован в ***(адрес)*** Магаданской области. Он обратился в администрацию Ягоднинского района с просьбой о постановке его в очередь на получение жилищной субсидии в связи с признанием села Таскан закрывающимся, однако администрация отказала ему, мотивируя свой отказ в письме тем, что на момент закрытия с. Таскан он в нем уже не проживал. Считает отказ администрации, в постановке его в очередь на получение жилищной субсидии незаконным, так как он вынужденно выехал из с. Таскан в 2000 году, в связи с отсутствием возможности трудоустроиться. В п. ***(адрес)*** он своего жилья не имеет, проживает в снимаемой им комнате, зарегистрировался в данном поселке в связи с тем, что регистрация необходима при трудоустройстве. Истец в настоящем судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседании извещен надлежащим образом. Согласно поступившей в адрес суда от истца телефонограмме, последний просил рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивает. Судом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося истца. Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении требований искового заявления просила отказать в полном объеме, пояснив, что истец не обращался в администрацию с заявлениями надлежащей формы о включении его как в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в соответствии с положением «О регистрации и учете граждан имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879), так и с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации №153 от 21 марта 2006 года), не предоставлял в администрацию никаких документов, приложение которых необходимо к указанным заявлениям. ***(дата)*** года истец обращался в администрацию с заявлением о предоставлении ему документов для постановки в очередь на получение жилищного сертификата, на данное заявление истцу был дан ответ, который ни в коем случае нельзя рассматривать как отказ во включении истца в указанные им очереди. В связи с отсутствием обращения истца с заявлениями о включении его в какие - либо очереди, к которым были приложены пакеты необходимым документов, администрация не рассматривала, вопрос о включении или об отказе во включении истца в состав участников подпрограммы «Жилище» или в постановке в очередь граждан, имеющих право на социальные выплаты. Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение). Данное Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Согласно Положению регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат. Для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, предоставляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта российской федерации следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению №1; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом им жилом помещении и т.д. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Пунктом 2 указанных правил предусмотрено, что участие в подпрограмме является добровольным. Подпунктом «з» пункта 5 указанных правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Пунктом 19 данных Правил установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, к которому прилагают документы, указанные в подпунктах «а - е» данного пункта Правил. В соответствии с подпунктом «е» данного пункта Правил граждане, указанные в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, желающие принять участие в подпрограмме, должны подать в орган местного самоуправления совместно с заявлением (рапортом), кроме перечисленных в данном подпункте документов выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Как следует из анализа приведенных выше Положения и Правил, участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы могут только граждане, зарегистрированные в соответствии с Положением в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат. Для регистрации и постановки на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, гражданин должен предоставить в регистрирующий орган кроме указанного в Положении пакета необходимых документов, так же и заявление по форме согласно приложению №1 к Положению. Согласно п. 36 Правил, органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил. Как следует из искового заявления, истец претендует на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в связи с признанием с. Таскан закрывающимся и его расселением, при этом, как следует из исследованных судом доказательств, пояснений представителя ответчика в судебном заседании, истец с заявлением о признании его гражданином, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Положением и приложенным к данному заявлению пакетом документов к ответчику не обращался, в качестве указанного гражданина не зарегистрирован, и ответчик, соответственно, не рассматривал вопрос о включении или об отказе во включении истца в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Отсутствуют у ответчика и заявления истца с соответствующим пакетом документов о включении его в качестве участника подпрограммы «Жилище» в соответствии с Правилами. Заявление, поданное истцом в адрес ответчика ***(дата)*** содержит в себе просьбу о предоставлении истцу документов, но не является основанием для признании его гражданином, имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Положением или для включения истца в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, не дает права на оформление на имя истца и выдачу ему государственного сертификата. В определении суда о принятии дела к производству и досудебной подготовке по делу от 31 мая 2010 года истцу разъяснялись положения ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которыми каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе досудебной подготовки по делу, а так же при назначении судебного заседании по делу истцу предлагалось предоставить в адрес суда документы, подтверждающие факт его обращения с заявлением надлежащего образца к ответчику о постановке его на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов, однако истцом указанных документов суду предоставлено не было, в связи с чем суд приходит к выводу о недоказанности истцом факта надлежащего обращения к ответчику для включения его в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием надлежащего обращения истца с заявлением для реализации своего права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, право истца на включение в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с признанием с. Таскан закрывающимся и на последующее включение его в состав участников подпрограммы «Жилище» для получения государственного жилищного сертификата, никем не нарушено, предмет спора в данном случае отсутствует, а исковое заявление истцом подано преждевременно, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать. Истцу, для реализации своего права на включение в подпрограмму «Жилище», сначала необходимо встать на учет в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, для чего ему необходимо обратиться к ответчику с заявлением установленной формы, согласно приложению №1 к Положению и предоставить ответчику документы, перечень которых указан в данном Положении. И только после включения истца в указанные списки, он имеет право подать заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Жилище» согласно Правилам. Письмо главы администрации, направленное в адрес истца не является решением администрации об отказе во включении истца в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья и не препятствует обращению истца к ответчику с заявлением надлежащей формы о включении в указанные списки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Басова Василия Юрьевича к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на постановку на учет в качестве участника подпрограммы «Жилище» в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся, обязании администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» включить его в очередь на получение жилищной субсидии в связи с закрытием с. Таскан Магаданской области - отказать в полном объеме. Настоящее решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в 10-дневный срок с момента вынесения. Председательствующий: А.А. Кречетов