Решение по заявлению прокурора к органам местного самоуправления о неисполнении обязанности по созданию резерва



Дело №2-340/2010                                         

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2010 года                                                                                             пос. Ягодное

Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего - судьи Ечина А.А., при секретаре - Солдатове И.И.,

с участием прокурора - помощника прокурора Ягоднинского района Воробьева И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» и собранию представителей муниципального образования «Поселок Оротукан» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» в срок до 01 апреля 2011 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

У С Т А Н О В И Л:

Исполняющий обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, незаконным, а также о признании бездействия собрания представителей муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об обязании администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» в срок до 01 декабря 2010 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В обоснование заявления со ссылками на п.8 и 23 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003, п.2 ст.12 Закона Магаданской области «О защите населения и территорий Магаданской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №73-ОЗ от 03.06.1999 (в ред.от 06.12.2007), п.2 ст.11, ст.7 и 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 и 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1340 от 10.11.1996, указал, что органами местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» не в полной мере соблюдаются требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления. Однако органом местного самоуправления МО «Поселок Оротукан» до настоящего времени не создан местный резерв материальных ресурсов, а именно: транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты. Кроме того, номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций органом местного самоуправления не установлены. При этом создан резерв материальных ресурсов, который состоит только из продовольственных товаров, табачных изделий, вещевого имущества, товаров первой необходимости (посуда, моющие средства), аптечек первой помощи.             

В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Просил данные требования удовлетворить и с учетом доводов администрации МО «Поселок Оротукан» установить срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2011 года.

        Представители администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» и собрания представителей муниципального образования «Поселок Оротукан» в судебном заседании отсутствовали, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены. При этом, администрация МО «Поселок Оротукан» просила суд о рассмотрении дела без участия их представителя, а собрание представителей МО «Поселок Оротукан» не явилось в судебное заседание по неизвестной причине, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало.

        Судом определено провести судебное разбирательство в отсутствие представителей органов местного самоуправления МО «Поселок Оротукан».         

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и свободы неопределенного круга лиц. Судом установлено, что прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с указанным заявлением в пределах своей компетенции, установленной ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 8, 23 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях
гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Частью 1 ст. 24 названного Федерального закона определено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Таким образом, Правительством РФ определен обязательный перечень, подлежащий включению в резерв материальных ресурсов, который не может быть изменен органом местного самоуправления, но может быть дополнен при наличии соответствующего финансирования.

Согласно п. 4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Поскольку в силу ст. 4 ФЗ № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления и, в том числе, силы и средства органов местного самоуправления, то на представительные органы муниципального образования также возложена обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов.

       В соответствии с п.п.2,8-9 ч.10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 года утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении и контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления

Таким образом, обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.

В соответствии с п.23 ст. 9 Устава МО « Поселок Оротукан» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории МО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относится к вопросам местного значения МО « Поселок Оротукан».

        Согласно постановлению главыадминистрации МО « Поселок Оротукан» № 31 от 03.06.2008 года «О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории п. Оротукан» утверждено Положение (с Приложениями) о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории п. Оротукан. Согласно данному положению, резерв материальных ресурсов состоит из продовольственных товаров, табачных изделий и аптечек первой необходимости. Таким образом, ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты, в номенклатуре резерва не предусмотрено.

Доводы, изложенные главой администрации МО п.Оротукан в письме на имя прокурора Ягоднинского района от 13.08.2010 №543 фактически лишь подтверждают обстоятельства, приведенные прокурором в обоснование своих доводов, и не могут служить основанием для освобождения от исполнения возложенных на органы местного самоуправления поселения установленных законом вышеприведенных обязанностей.

Таким образом, оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что органами местного самоуправления поселения в нарушение     действующего     законодательства не создан резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и соответственно требования прокурора о признании незаконным бездействии органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия ответчиков, то подлежат удовлетворению и требования прокурора о понуждении ответчиков устранить допущенные нарушения, а именно: создать в срок до 01 апреля 2011 года местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п.2 Порядка.

         Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Заявление исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» и собранию представителей муниципального образования «Поселок Оротукан» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «Поселок Оротукан» в срок до 01 апреля 2011 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, - удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Признать незаконным бездействие собрания представителей муниципального образования «Поселок Оротукан» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

         Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Оротукан» в срок до 01 апреля 2011 года создать местный резерв материальных ресурсов в виде транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд, принявший решение, и прокурору Ягоднинского района Магаданской области не позднее чем в течение месяца.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия.

Председательствующий судья                                                                                  Ечин А.А.