Дело №2-339/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2010 года пос. Ягодное рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации муниципального образования «ПС» и собранию представителей муниципального образования «ПС» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «ПС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года создать местный резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, незаконным, а также о признании бездействия собрания представителей муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; об обязании администрации муниципального образования «ПС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года создать местный резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В обоснование заявления со ссылками на п.8 и 23 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003, п.2 ст.12 Закона Магаданской области «О защите населения и территорий Магаданской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №73-ОЗ от 03.06.1999 (в ред.от 06.12.2007), п.2 ст.11, ст.7 и 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.2 и 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1340 от 10.11.1996, указал, что органами местного самоуправления муниципального образования «ПС» не в полной мере соблюдаются требования законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления. Однако органом местного самоуправления МО «ПС» до настоящего времени не создан местный резерв материальных ресурсов, а именно: медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты. Кроме того, номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций органом местного самоуправления не установлены. В судебном заседании участвующий в деле прокурор требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Просил данные требования удовлетворить и с учетом пояснений представителя ответчика о необходимости соблюдения процедуры утверждения бюджета на 2011 год установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ Законный представитель администрации муниципального образования «ПС» в судебном заседании признал требования прокурора, однако при этом пояснил, что исполнить требования прокурора до ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным, поскольку это требует финансовых вложений. В настоящее время будет проводиться работа по утверждению бюджета на 2011 год и необходимые средства на создание резерва будут заложены в бюджет. Поскольку эта процедура достаточно длительная просит установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснил, что в части обеспечения резерва администрацией в качестве средств связи на случай чрезвычайных ситуаций закуплены два громкоговорителя. Представитель собрания представителей муниципального образования «ПС» в судебном заседании отсутствовал, согласно телефонограммы с доводами прокурора согласился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст.ст.167, 257 ГПК РФ судом определено провести судебное разбирательство в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав пояснения прокурор и законного представителя Администрации МО «ПС»а, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и свободы неопределенного круга лиц. Судом установлено, что прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в суд с указанным заявлением в пределах своей компетенции, установленной ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В соответствии с пунктами 8, 23 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Пунктом 2 ст.11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления относится создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и другие полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Частью 1 ст.24 названного Федерального закона определено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с п.2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Таким образом, Правительством РФ определен обязательный перечень, подлежащий включению в резерв материальных ресурсов, который не может быть изменен органом местного самоуправления, но может быть дополнен при наличии соответствующего финансирования. Согласно п.4 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Поскольку в силу ст.4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления и, в том числе, силы и средства органов местного самоуправления, то на представительные органы муниципального образования также возложена обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов. В соответствии с п.п.2,8-9 ч.10 ст. 35 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Таким образом, утверждение местного бюджета, отчета о его исполнении и контроль за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, а обязанность по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов возложена как на представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления. В соответствии с п.23 ст. 9 Устава МО «ПС» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории МО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относится к вопросам местного значения МО «ПС». Согласно распоряжению главы администрации МО «ПС» № 108 от 09.07.2008 года «О создании резерва материальных ресурсов» создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ПС. Согласно данному распоряжению резерв материальных ресурсов состоит из продовольственных товаров, шансового инструмента и спец. одежды. Таким образом, ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты в номенклатуре резерва не предусмотрено. Согласно письму главы администрации МО ПС сумма денежных средств, заложенных в бюджет МО « ПС» на создание, пополнение и содержание резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций составляет № рублей. В 2010 году из них было израсходовано № рублей. Таким образом, оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что органами местного самоуправления поселения в нарушение действующего законодательства не создан резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и соответственно требования прокурора о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат удовлетворению. Поскольку суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия ответчиков, то подлежат удовлетворению и требования прокурора о понуждении ответчиков устранить допущенные нарушения, а именно: создать местный резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива и средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п.2 Порядка. Определяя срок для исполнения решения суд приходит к выводу, что для его исполнения в силу установленного законом порядка утверждения бюджета требуется значительное врем, однако ходатайство представителя администрации о предоставлении срока на исполнение решения до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая важность формирования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не может быть удовлетворено. При этом суд, признает, что срок исполнения решения, предложенный прокурором в судебном заседании - до ДД.ММ.ГГГГ, является достаточным для фактического исполнения принятого судом решения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Ягоднинского района Магаданской области к администрации муниципального образования «ПС» и собранию представителей муниципального образования «ДД.ММ.ГГГГ» о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, незаконным; обязании органов местного самоуправления муниципального образования «ПС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать местный резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, - УДОВЛЕТВОРИТЬ. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности по созданию местного резерва материальных ресурсов, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996 года, в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Признать незаконным бездействие собрания представителей муниципального образования «ПС» по неисполнению обязанности, предусмотренной п.п. 2, 8-9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по созданию местного резерва материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязать администрацию муниципального образования «ПС» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать местный резерв материальных ресурсов в виде медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд, принявший решение, и прокурору Ягоднинского района Магаданской области не позднее чем в течение месяца. На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий судья подпись Е.А.Засядько