Дело № 2-379/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ягодное 19 января 2011 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Кречетова А.А.,
с участием: истицы Ш.Н.Ф., представителя истицы С.В.И.,
представителя ответчика А.Н.И., действующего на основании доверенности,
при секретаре Алексеенко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Н.Ф. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании ответчика поставить ее на указанный учет с момента подачи ею заявления об этом, то есть с ***дата***
УСТАНОВИЛ:
Ш.Н.Ф. обратилась в Ягоднинский районный суд с указанными исковыми требованиями.
В обоснование иска указала, что с 70-х годов она постоянно проживала по адресу: Ягоднинский район Магаданской области, с. Эльген, ***адрес***. В связи с закрытием с. Эльген она неоднократно обращалась с соответствующим заявлением и пакетом документов о включении в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. ***дата*** главой администрации МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» было принято решение об отказе ей во включении в состав указанной подпрограммы в связи с тем, что она не проживала в с.Эльген на момент закрытия указанного населенного пункта. С данным решением она не согласна и считает себя имеющей право претендовать на включение в состав указанной подпрограммы, поскольку преимущественно проживала в с. Эльген в 2006 году и имеет в данном селе в собственности квартиру. Просила признать за ней право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», как жителя с.Эльген и обязать ответчика включить ее в списки участников указанной подпрограммы, как лицо, имеющее место постоянного (преимущественного) проживания в с. Эльген на ***дата***.
В судебном заседании истица изменила исковые требования и просила признать за ней право на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязать ответчика поставить ее на указанный учет с момента подачи ею заявления об этом, то есть с ***дата***. Пояснила, что она с рождения проживала в указанном селе и имеет в данном селе в собственности квартиру. С 2002 года с. Эльген начало закрываться- разморозили канализацию, отопление и водоснабжение, однако она продолжала оплачивать коммунальные услуги за свою квартиру. Работы в с. Эльген так же не было и трудоустроится она не могла. В октябре 2004 года она, в связи с отсутствием условия для проживания в зимний период, вынужденно выехала в ***адрес*** к своей дочери, но регулярно, вплоть до 2009 года возвращалась летом в с. Эльген, содержала квартиру и домашнее хозяйство. Так как ей для трудоустройства необходима была регистрации, она в 2004 году снялась с регистрации в с. Эльген и зарегистрировалась в квартире своего знакомого в ***адрес***. ***дата*** она обратилась в администрацию МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (далее по тексту Администрация) с заявлением о выдаче ей документов для постановки на учет как имеющей право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», а так же «оставила» в Администрации заявление и имеющийся у нее пакет документов на включение в списки граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». ***дата*** она получила от главы Администрации ответ на свое заявление, в котором было сказано, что она утратила право на получение жилищного сертификата и который она поняла как отказ на свое обращение на включение в списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, в связи с чем она и обратилась в суд.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме, пояснив так же, что истица выехала из с. Эльген вынужденно, в связи с «системным кризисом в селе Эльген» и отсутствием условий для проживания. Администрацией не было ей предоставлено никакого другого жилья и истица вынуждена была искать себе место жительства и проживала сначала у дочери в ***адрес***, а затем по договору поднайма в п. сенокосный. Считает, что истица имеет право на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и просил, удовлетворив требования искового заявления, обязать ответчика поставить истицу на указанный учет с момента подачи ею заявления об этом, то есть с ***дата***.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 было утверждено Положение «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Пунктом 9 данного Положения предусмотрен пакет документов, который граждане должны подавать для поставки на учет. Истица не предоставила в Администрацию необходимый пакет документов, в связи с чем и не была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат.03 декабря 2009 года истица обращалась в Администрацию с заявлением о выдаче ей документов для постановки в очередь на получение жилищного сертификата и ей было отказано в выдаче данных документов в связи с тем, что она не проживает в с. Эльген. Ответчиком, кроме того оспаривается и наличие права истицы на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся, так как истица выехала из данного села еще до его закрытия в 2004 году.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, с изменениями (далее Закон), установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года.
Согласно ст.1 Закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года, с изменениями и дополнениями, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Данное Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно п.п. 2 и 3 раздела 1 указанного Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Пунктом 1 ст.1 Закона Магаданской области «О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 539-ОЗ от 30 декабря 2004 года, с изменениями и дополнениями, органам местного самоуправления, в том числе и муниципальному образованию «Ягоднинский район», переданы полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно постановлению губернатора Магаданской области № 26-п от 22 февраля 2006 года «О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися», с изменениями и дополнениями, село Эльген Ягоднинского района признано закрывающимся.
В силу п. 2.3 указанного Постановления, при формировании списков, указанных в пункте 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, и пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, необходимо учитывать, что жилищные субсидии предоставляются указанным гражданам при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего Постановления независимо от стажа работы и времени прибытия в названные населенные пункты в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона.
Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2006 года № 1258-р следует, что Правительством РФ принято предложение администрации Магаданской области о закрытии с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области с предоставлением жилищных субсидий гражданам, проживающим в селе и желающим выехать за пределы Магаданской области.
Ранее, согласно Закону Магаданской области «О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы» № 373-ОЗ от 07 июля 2003 года с.Эльген Ягоднинского района Магаданской области было признано неперспективным населенным пунктом, с приведением экономически обоснованных доводов этого.
Согласно ст. 1 закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Согласно ст.2 того же закона под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии сч. 10 ст.32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Истица претендует на постановку на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, истица не обращалась к ответчику с необходимым пакетом документов для включения ее в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат и, соответственно, ответчиком не рассматривался вопрос о наличии или отсутствии у истицы права на включение в списки, в связи с чем в настоящем судебном заседании отсутствует предмет спора.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, а так же из письма ответчика ***номер***-Ш от ***дата*** в адрес истицы, указывающего, что истица потеряла право на получение жилищного сертификата как житель расселяемого населенного пункта, ответчиком оспаривается наличие у истицы права на включение в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с признанием с. Эльген закрывающимся, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии спора по данному вопросу между истцом и ответчиком, подлежащим разрешению судом.
Согласно выписки из финансово-лицевого счета, копии договора купли-продажи от ***дата***, истица является собственником квартиры ***адрес*** с. Эльген.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривался факт отсутствия с 2003-2004 годов в квартире истицы в с. Эльген надлежащих условий для проживания: отопления, водоснабжения.
Согласно распоряжению и.о. Главы Ягоднинского муниципального района ***номер***р от ***дата*** дом ***адрес*** с. Эльген признан непригодным для проживания.
Ответчиком доказательств того, что в связи с признанием дома, в котором расположена квартира истицы, непригодным для проживания, был произведен выкуп квартиры истицы, либо истица утратила право на данное жилое помещение по каким-либо иным основаниям, суду не представлено. Субсидий на приобретение жилья в связи с расселением с. Эльген либо еще по каким-либо основаниям истица ранее не получала.
Таким образом, суд считает установленным факт того, что при признании дома, в котором расположена квартира истицы, непригодным для проживания, администрацией Ягоднинского района в установленном законом порядке выкупа жилья у истицы произведено не было.
В связи с изложенным, суд находит убедительными доводы истицы и ее представителя о том, что она была вынуждена выехать из ***адрес*** в связи с отсутствием в населенном пункте работы, социальных и жилищных условий для постоянного проживания.
Данный факт подтверждается и положениями Закона Магаданской области «О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы» № 373-ОЗ от 07 июля 2003 года, в соответствии с которым с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области было признано неперспективным населенным пунктом, с приведением экономически обоснованных доводов этого. Причем как следует из Программы, она была принята, в том числе и для содействия в переселении граждан в центральные районы страны и в населенные пункты Магаданской области.
Согласно указанной Программе, ещё в 2003 году было установлено, что удельный вес занятого трудоспособного населения с. Эльген составляет всего ***номер***, градообразующие предприятия в с. Эльген отсутствуют, в с. Эльген имеется ***номер*** рабочих мест. При численности проживающего населения ***номер*** человек, из которых ***номер*** человек являлись пенсионерами и инвалидами, работающими числились ***номер*** человек, то есть все имеющиеся рабочие места в с. Эльген были заполнены.
Вынужденное проживание истицы в с. Эльген по месту регистрации (без условий для проживания и работы) повлекло бы умаление основных, предусмотренных Конституцией РФ, прав на труд, достойную жизнь, ущемление ее человеческого достоинства.
Кроме того, факт непроживания истицы в принадлежащей ей квартире в с. Эльген не освобождает ответчика от обязанности при признании жилого дома непригодным для проживания производить расселение жилых домов в с. Эльген в соответствии с действующим законодательством, с предоставлением жильцам расселяемого дома иных жилых помещений и выкупом у собственников их квартир.
Таким образом, оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Ш.Н.Ф. о признании за ней права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Рассматривая требование об обязании ответчика поставить истицу на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся с момента подачи заявления об этом, то есть с ***дата***, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 9, 10 Положения, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 1; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
Заявление регистрируется в книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, согласно приложению N 2 (далее именуется - книга регистрации и учета), к заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как утверждала в судебном заседании истица, ею ***дата*** были поданы в Администрацию заявление о выдаче документов, а так же заявление о постановке на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья и необходимый пакет документов.
Представителем ответчика в судебном заседании оспаривался факт подачи истицей ответчику ***дата*** заявления о постановке на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья и необходимого пакета документов, а истицей не предоставлено ни одного доказательства того, что ею были поданы ответчику указанные документы. Судом так же установлен лишь факт обращения ***дата*** истицы к ответчику с заявлением о выдаче документов, доказательств подачи истицей ответчику заявления о включении в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат суду не представлено.
Кроме того, как следует из исследованного в судебном заседании заявления истицы в адрес ответчика от ***дата***, истица просит предоставить ей выписку из финансово-лицевого счета, справку о составе семьи и занимаемом жилом помещении, выписку из домовой книги, справку о факте пребывания в районах крайнего Севера до ***дата*** «для постановки на учет в очередь жилищного сертификата». То есть, согласно данного заявления, ***дата*** истица просила ответчика предоставить ей документы, указанные в п. 9 Положения и необходимые для подачи заявления для постановки на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, что само по себе исключает одновременную подачу ответчику истребуемых в заявлении истицы и отсутствующих у нее документов и заявление с приложенным пакетом документов, включающих в себя и истребуемые ею у ответчика документы.
Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности стороной истца факта надлежащего обращения истицы ***дата*** к ответчику по вопросу постановки ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и, в связи с этим, полагает необходимым отказать в удовлетворении требования истицы об обязании ответчика поставить истицу на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся с момента подачи заявления об этом, то есть с ***дата***.
При этом, отказ в удовлетворении данного требования не лишает истицу возможности реализовать свое право постановки на указанный учет путем надлежащего обращения к ответчику в порядке, предусмотренном приведенным выше Положением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ш.Н.Ф. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ней права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании ответчика поставить ее на указанный учет с момента подачи ею заявления об этом, то есть с ***дата*** УДОВЛЕТВОРИТЬ частично.
Признать за Ш.Н.Ф. право на постановку на учет в администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
В удовлетворении искового требования Ш.Н.Ф. об обязании администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» поставить ее на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи признанием с. Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся с момента подачи ею заявления об этом, то есть с ***дата*** отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме - 25 января 2011 года.
Председательствующий судья: А.А. Кречетов