Дело № 2-367/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ягодное 14 января 2011 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Кречетова А.А.,
с участием: истца Ч.Н.В. представителя истца Мариной М.И.
представителя ответчика Агаркова Н.И., действующего на основании доверенности,
при секретаре Алексеенко Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч.Н.В. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании ответчика поставить его на указанный учет с момента подачи им заявления об этом, то есть с 30 июня 2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
Ч.Н.В. обратился в Ягоднинский районный суд с иском к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на получение жилищной субсидии в качестве жителя закрывающегося села таскан Ягоднинского района Магаданской области и обязании ответчика установить его очередность в списках граждан, имеющих право на первоочередное получение жилищной субсидии.
Требования искового заявления мотивировал тем, что он проживал в с. Таскан Ягоднинского района с 1992 года по адресу: ***адрес*** до настоящего времени имеет регистрацию по данному адресу. В 1999 году в связи с невозможностью дальнейшего проживания в с. Таскан - отсутствие электричества, водоснабжения и отопления - он был вынужден выехать из с. Таскан и проживать в с. Мяунджа Сусуманского района, где он трудоустроился и проживает до настоящего времени. Начиная с 2007 года он начал обращаться к ответчику с заявлениями о включении его в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 года, однако в постановке на учет ему было отказано, как фактически не проживающему в селе Таскан с 1999 года. С данным отказом он не согласен, считая, что выехал из с. Таскан вынужденно.
В судебном заседании истец уточнил, что просит суд признать за ним право на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании ответчика поставить его на указанный учет с момента подачи им заявления об этом, то есть с 30 июня 2010 года. В обоснование своих требований пояснил, что в селе Таскан Ягоднинского района он проживал с 1978 года, в качестве нанимателя ***адрес*** - с 1992 года. В 1999 году в доме, нанимателем которого он являлся пропали условия для проживания - не стало отопления и водоснабжения - в связи с разморозкой, так же, уволившись из совхоза в 1998 году, он смог найти в с. Таскан работу по специальности. В связи с данными обстоятельствами он был вынужден выехать из села таскан в ***адрес***, где смог найти работу и трудоустроится, проживал в квартире сожительницы, с которой познакомился там же. В 2000 году он вернулся в с. Таскан, планируя решить вопросы относительно восстановления отопления и водоснабжения в доме, нанимателем которого он являлся, однако к этому моменту дом, где он зарегистрирован был уже практически полностью разрушен и непригоден для проживания - в доме были выбиты стекла, жителями села из дома были похищены и использованы для печного отопления ставни, двери и косяки дверей. В связи с этим он не смог остаться проживать в с. Таскан и выехал в 2000 году в ***адрес*** работал по трудовым договорам и проживал в снимаемых квартирах, в 2003 году он опять вернулся в ***адрес*** где проживал, снимая квартиру до момента разморозки данного поселка в указанном же году, после чего переехал в ***адрес***, где трудоустроился и проживал в предоставленном служебном жилье, а в 2006 году он переехал в ***адрес***, где работает и проживает во временно предоставляемом ему администрацией жилье до настоящего времени. Своего жилья он не имеет до настоящего времени, не имеет жилья и по договору социального найма за исключением непригодного для проживания и разрушенного дома в с. Таскан.
Представитель истца в судебном заседании полностью поддержала исковые требовании по основаниям, изложенным истцом.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился в полном объеме и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что в соответствии со ст. 3 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» №125-Фз от 25.10.2002 года постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденным Постановлением Правительства РФ №879 от 10.12.2002 года, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Согласно постановлению губернатора Магаданской области №26-п от 22.02.2006 года «О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися», жилищные субсидии предоставляются гражданам с. Таскан при условии их постоянного или преимущественного проживания в населенном пункте на дату вступления в силу настоящего постановления.
Истец не проживет в с. Таскан с 1999 года, жилой дом по адресу регистрации истца в с. Таскан разрушен. Факт наличия у истца регистрации в с. Таскан не может отражать постоянного или преимущественного проживания истца в данном населенном пункте.
Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству стороны истца в качестве свидетеля Г. показала, что она проживала в с. Таскан до 2001 года и хорошо знакома с истцом, он проживал в с. Таскан в доме, который ему предоставлял в найм совхоз. В январе 1999 года дом, в котором проживал истец Черников в с. Таскан был разморожен, соответственно отсутствовало отопление и водоснабжение в его доме и Черников проживал в этом доме примерно до августа 1999 года, а затем уехал из села Таскан. В 2000 и 2001 году Ч.Н.В. приезжал в с.Таскан, однако дом, в котором он имеет регистрацию был разрушен жителями села - вынуты ставни, двери - и Ч.Н.В. вновь уехал из села и, как ей известно, до настоящего времени «скитается», не имея своего жилья.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, с изменениями (далее Закон), установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года.
Согласно ст.1 Закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Для граждан, выезжающих из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время прибытия в указанные районы и местности не учитываются.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10 декабря 2002 года, с изменениями и дополнениями, утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. (далее Положение).
Данное Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно п.п. 2 и 3 раздела 1 указанного Положения, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Указанные полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» законами Магаданской области «О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 539-ОЗ от 30 декабря 2004 года (с изменениями и дополнениями) и "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"№1220-ОЗ от 28.12.2009 (с изм. и доп.).
Согласно постановлению губернатора Магаданской области № 26-п от 22 февраля 2006 года «О признании некоторых населенных пунктов Магаданской области закрывающимися», с изменениями и дополнениями, село Эльген Ягоднинского района признано закрывающимся.
В силу п. 2.3 указанного Постановления, при формировании списков, указанных в пункте 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, и пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, необходимо учитывать, что жилищные субсидии предоставляются указанным гражданам при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанных населенных пунктах на дату вступления в силу настоящего Постановления независимо от стажа работы и времени прибытия в названные населенные пункты в соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона.
Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2006 года № 1258-р следует, что Правительством РФ принято предложение администрации Магаданской области о закрытии с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области с предоставлением жилищных субсидий гражданам, проживающим в селе и желающим выехать за пределы Магаданской области.
Ранее, согласно Закону Магаданской области «О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы» № 373-ОЗ от 07 июля 2003 года с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области было признано неперспективным населенным пунктом, с приведением экономически обоснованных доводов этого.
Исходя из пояснений истца, а также исследованных в судебном заседании заявления Ч.Н.В.. от 30 июня 2010 года, о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения, суд приходит к выводу, что истец претендует на постановку на учет в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Как следует из протокола заседания комиссии по содействию переселению граждан от ***дата***, комиссия решила ходатайствовать перед главой администрации Ягоднинского района об отказе Ч.Н.В. в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как не проживающему в селе Таскан с 1999 года.
Согласно распоряжению главы МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» ***номер***-р от ***дата*** Ч.Н.В. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья как фактически не проживающему в с.Таскан с 1999 года.
Согласно выписки из финансово-лицевого счета ***номер***, выданной администрацией Ягоднинского района ***дата***, копии паспорта истца, истец с ***дата*** по настоящее время зарегистрирован по адресу: с. Таскан, ***адрес***
Указанный факт так же подтверждается копией выписки из финансово-лицевого счета ***номер*** от ***дата***, при этом, в данной выписке указано, что дом, нанимателем которого является истец, находится в ведении муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области». При этом суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о том, что данная запись в указанной выписке ошибочна, так как указанная выписка выдана и заверена подписью и печатью главы Эльгенской территориальной администрации, являвшегося территориальным подразделением администрации ответчика и оснований недоверять данным сведениям у суда не имеется.
Данная выписка из финансово-лицевого счета так же содержит надпись о том, что «дом по ***адрес*** находится в разобр. состоянии, отсутств. крыша и стены», что подтверждает доводы истца о том, что в настоящее время дом, выделенный ему в наем в с. Таскан не пригоден для проживания.
Как пояснил в судебном заседании истец, его выезд с места жительства в 1999 году из с. Таскан был обусловлен отсутствием условий для проживания: отсутствие в доме отопления, водоснабжения в связи с разморозкой, отсутствие в селе работы по специальности. В 2000 году, когда он вернулся в с. Таскан его дом уже был непригоден для проживания. Указанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании и свидетель Г.
Согласно ст. 71 ЖК РФ, временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.
В соответствии со ст. 60 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохранялось жилое помещение в течение шести месяцев. Положения части первой статьи 60, допускающие лишение гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи) права пользования жилым помещением в случае временного отсутствия, признаны не соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П). В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В настоящем судебном заседании установлено, что ни Эльгенская территориальная администрация, ни администрация района не обращалась в судебном прядке о признании истца утратившим право на жилое помещение в с. Таскан и расторжении с ним договора найма дома в указанном селе. То обстоятельство, что, со слов истца, дом по ***адрес*** разрушен, не свидетельствует, по мнению суда, что истец утратил право на проживание в указанном доме и, соответственно, права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся, поскольку ответчиком не оспаривался тот факт, что другое жилое помещение взамен утраченного истцу не предоставлялось, более того, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, сведений о том, что указанный дом признавался непригодным для проживания у ответчика не имеется.
Проживание истца в с. Таскан по месту регистрации повлекло бы умаление основных, предусмотренных Конституцией РФ, прав на труд, достойную жизнь, ущемление его человеческого достоинства.
Субсидий на приобретение жилья в связи с расселением с. Таскан либо еще по каким-либо основаниям истец ранее не получал и иных жилых помещении не имеет.
Тот факт, что истец в 2005 году снимал в поднайм жилое помещение и имел регистрацию в ***адрес*** не свидетельствует о том, что истец утратил право на проживание по месту регистрации в с. Таскан, так как регистрация в ***адрес*** была временной, как указано в адресной справке, предоставленной представителем ответчика, в период с ***дата*** по ***дата***, договор поднайма квартиры в ***адрес*** ***дата*** истцом заключался так же на определенный срок - 12 месяцев.
Оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства суд признает установленным, что истец, являясь нанимателем жилого помещения в с.Таскан, в 1999 году вынужденно выехал из данного села в связи с отсутствием условий для проживания по месту регистрации и до настоящего времени не утратил права на проживание в доме по месту регистрации и, соответственно, права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Таким образом, исковые требования Ч.Н.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ч.Н.В. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании за ним права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании ответчика поставить его на указанный учет с момента подачи им заявления об этом, то есть с 30 июня 2010 года, УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать за Ч.Н.В. право на постановку на учет в администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.
Обязать администрацию муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в десятидневный срок после вступления настоящего решения в законную силу поставить Ч.Н.В. на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи признанием с. Таскан Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся с момента подачи ею заявления об этом, то есть с 30 июня 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме - 20 января 2011 года.
Председательствующий судья: А.А. Кречетов