Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Ягодное 20 января 2011 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Засядько Е.А., при секретаре Булкиной М.В., с участием прокурора Воробьева И.А., законного представителя ответчика Власюк Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ягоднинского района Магаданской области к МУ «АМОПБ» об обязании создать пожарно-техническую комиссию по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров на территории муниципального образования «ПБ», определить места (участки местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения с привлечением специалистов территориального отдела «ОЛ» Департамента лесного хозяйства Магаданской области и представителями ОГПН по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области, разработать и выполнить план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности, ликвидировать несанкционированные свалки горючих отходов на территории населенного пункта ПБ на участках прилегающих к домам № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, а также принять меры по установке на территории населенного пункта <адрес> звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ягоднинского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «ПБ» об обязании ответчика совершить определенные действия: создать защитные противопожарные минерализированные полосы вдоль всей границы МО «ПБ» до ДД.ММ.ГГГГ; ликвидировать на территории населенного пункта ПБ а также на участках, прилегающих к жилым домам №,43 по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> несанкционированные свалки горючих отходов до ДД.ММ.ГГГГ; принять меры по установке на территории населенного пункта ПБ звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара до ДД.ММ.ГГГГ; установить у каждого жилого строения емкости (бочки) для запаса воды в целях пожаротушения до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявления указал, что в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ягоднинского района совместно с отделением Государственного пожарного надзора по <адрес> УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области установлено, что администрацией МО «Поселок Бурхала» в нарушение пункта 21 ( Правил ППБ - 01-03) на территории населенного пункта ПБ, а также на участках, прилегающих к жилым домам по <адрес>, № <адрес> не устранены свалки горючих отходов; п. 112 Правил пожарной безопасности, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.03 № 313 (ППБ-01-03) не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, т. е. отсутствуют защитные противопожарные минерализованные полосы вдоль всей границы муниципального образования «ПБ» (минерализованная полоса - противопожарная преграда, шириной не менее 1,4 метра, с полным удалением порубочных остатков; п.114 (Правил ППБ - 01-03) на территории населенного пункта Бурхала отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения. Звуковая сигнализация имеется лишь в здании администрации. Согласно п.9 ч.1 ст.9 Устава МО «ПБ» одним из вопросов местного значения МО «ПБ» является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах ПБ
В своей деятельности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрация МО «ПБ» должна руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования и другими законодательными и нормативными актами.
Бездействие администрации МО «ПБ», выражающееся в нарушении правил пожарной безопасности нарушает конституционное право граждан на жизнь в условиях, отвечающих требованиям безопасности, а также создает угрозу жизни и здоровью людей. Статья 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов являются граждане муниципального образования «ПБ».
Просит обязать администрацию МО «ПБ» создать защитные противопожарные минерализированные полосы вдоль всей границы МО «ПБ» до ДД.ММ.ГГГГ; ликвидировать на территории населенного пункта ПБ а также на участках, прилегающих к жилым домам № №,№ по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> несанкционированные свалки горючих отходов до ДД.ММ.ГГГГ; принять меры по установке на территории населенного пункта ПБ звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара до ДД.ММ.ГГГГ; установить у каждого жилого строения емкости (бочки) для запаса воды в целях пожаротушения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор дополнил исковые требования и просил создать пожарно-техническую комиссию по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров на территории муниципального образования «ПБ», определить места (участки местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения с привлечением специалистов территориального отдела «ОЛ» Департамента лесного хозяйства Магаданской области и представителями ОГПН по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области, разработать и выполнить план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности, которые были приняты судом к рассмотрению по существу.
В настоящем судебном заседании прокурор отказался от исковых требований об обязании ответчика совершить определенные действия: создать защитные противопожарные минерализированные полосы вдоль всей границы МО «ПБ» до ДД.ММ.ГГГГ, а также от исковых требований об обязании установить у каждого жилого строения емкости (бочки) для запаса воды в целях пожаротушения до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям указанным в первоначальном иске и дополнительном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда производство по делу в части требований об обязании ответчика совершить определенные действия: создать защитные противопожарные минерализированные полосы вдоль всей границы МО «ПБ», а также установить у каждого жилого строения емкости (бочки) для запаса воды в целях пожаротушения прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований.
Законный представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась при этом пояснила, что создать комиссию в настоящее время затруднительно, так как в ее состав предполагается включить руководителей некоторых предприятий, расположенных в ПБ, но они в настоящее время находятся в отпусках и их возвращение предполагается к началу апреля. В части требований об определении мест в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при пожарах на здания и сооружения, а также о разработке плана мероприятий, исключающих возможность переброса огня при пожарах на здания и сооружения на данных участках местности, пояснила, что данную работу должна произвести как раз та комиссия, которую просит создать прокурор, а соответственно выполнить данные требования можно будет только после непосредственного создания этой комиссии, то есть уже после апреля 2011 года. В части обязательного привлечения специалистов лесхоза и пожарной охраны полагала, что это не является обязательным. В части требований о ликвидации несанкционированных свалок горючих отходов на территории населенного пункта ПБ на участках прилегающих к домам № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, пояснила, что убрать эти свалки будет возможно только после схода снега, то есть в мае. Учитывая финансовые возможности администрации МО, принять меры по установке на территории населенного пункта <адрес> звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара будет возможно тоже примерно к началу лета. Просила суд, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, учитывать реальные сроки и возможности администрации МО.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения в области пожарной безопасности отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (раздел 2 «Населенные пункты», п.112) установлено, что для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
Как следует из ст.2 Устава муниципального образования «ПБ», оно наделено статусом городского поселения законом Магаданской области от 28.12.2004 №511-ОЗ.
Согласно п.9 ст. 9 Устава к вопросам местного значения МО «ПБ» отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее Положение).
В соответствии с п.3 указанного Положение единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).
Согласно п.6 того Же Положения на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
В соответствии с п.7 Положения координационными органами единой системы являются:
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).
Согласно п.8 Положения образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335).
Компетенция комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также порядок принятия решений определяются в положениях о них или в решениях об их образовании. (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 N 335)
Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями.
В соответствии с п.9 Положения основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:
а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;
в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.
Иные задачи могут быть возложены на соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно письму Отделения Государственного Пожарного Надзора по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «ПБ» на территории населенного пункта Бурхала, а также на участках, прилегающих к жилым домам по <адрес>, № <адрес> не устранены свалки горючих отходов (п.21 правил ППБ-01-03); не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, т. е. отсутствуют защитные противопожарные минерализованные полосы вдоль всей границы муниципального образования «Поселок Бурхала».
В судебном заседании 22 декабря 2010 года судом опрошена специалист ПНП, начальник территориального отдела «ОЛ» департамента лесного хозяйства администрации Магаданской области, которая пояснила, что муниципальное образование «ПБ» имеет большие границы, чем непосредственно населенный пункт ПБ и организация минерализованных полос вдоль всей границы муниципального образования во избежание переброса огня на здания и сооружения не требуется в виду удаленности границ МО от зданий и сооружений, расположенных в населенном пункте. При этом специалист пояснила, что по ее мнению в поселке имеются здания и сооружения, примыкающие к лесным массивам, где имеется опасность переброса огня, но данные места надо определить с участием специалистов администрации МО, которые должны определить эти места и меры по предотвращению переброса огня. Специалист предоставила суду схему ПБ, где, по ее мнению, имеется опасность переброса огня на здания и сооружения.
Оценивая в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, принимая во внимание пояснения сторон, суд считает установленным, что на уровне муниципального образования «ПБ» до настоящего времени не создана пожарно-техническая комиссия по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров, которая должна быть создана с учетом мнения ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что определить места (участки местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, должна определить пожарно-техническая комиссия по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров, которая в то же время и должна разработать план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности, то суд считает необходимым удовлетворить указанные требования прокурора установив срок для их исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Приходя к выводу об удовлетворении указанных требований суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части требований о привлечении специалистов территориального отдела «ОЛ» Департамента лесного хозяйства Магаданской области и представителями ОГПН по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области для решения вопроса об определении мест (участков местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения,, поскольку данные обязанности прямо в законе или иных нормативно-правовых актах не предусмотрены.
Также суд считает преждевременным заявленное прокурором требование об обязании ответчика выполнить мероприятия, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности прокурору, поскольку как установлено в судебном заседании план таких мероприятий на сегодняшний день ответчиком не разработан.
Также судом установлено, что в ПБ имеются несанкционированные свалки горючих отходов на участках, прилегающих к домам № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес>, которые подлежат ликвидации после таяния снежного покрова. Учитывая, что в среднем сход снега в Ягоднинском районе происходит в период апреля-мая, то для исполнения данного требования следует установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ответчиком в судебном заседании признано, что на день рассмотрения дела в суде в ПБ отсутствует звуковая сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Принимая во внимание пояснения ответчика о том, что для выполнения данного требования необходимо приобретение соответствующего оборудования, а соответственно решение финансового обеспечения для этих целей, а также учитывая, что в целом опасность возникновения лесных пожаров в среднем приходится на летний период, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора в указанной части требований, установив срок для исполнения данного требования до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ягоднинского района Магаданской области к МУ «АМОПБ» об обязании создать пожарно-техническую комиссию по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров на территории муниципального образования «ПБ», определить места (участки местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения с привлечением специалистов территориального отдела «ОЛ» Департамента лесного хозяйства Магаданской области и представителями ОГПН по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области, разработать и выполнить план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности, ликвидировать несанкционированные свалки горючих отходов на территории населенного пункта ПБ на участках прилегающих к домам № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, а также принять меры по установке на территории населенного пункта ПБ звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара УДОВЛЕТВОРИТЬ частично.
Обязать АМОПБ
в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
создать пожарно-техническую комиссию по предупреждению, выявлению и ликвидации пожаров на территории муниципального образования «ПБ»,
в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
определить места (участки местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения,
разработать план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности,
ликвидировать несанкционированные свалки горючих отходов на территории населенного пункта ПБ на участках прилегающих к домам № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>,
принять меры по установке на территории населенного пункта ПБ звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.
В части требований о привлечении специалистов территориального отдела «ОЛ» Департамента лесного хозяйства Магаданской области и представителями ОГПН по Ягоднинскому району УГПН ГУ МЧС России по Магаданской области для решения вопроса об определении мест (участков местности) в границах МО «ПБ», на которых может возникнуть опасность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения, а также в части требований выполнить разработанный план мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения на данных участках местности прокурору ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения - 25 января 2011 года.
Председательствующий судья подпись Е.А.Засядько