Дело № 2-138/2011 Решение вступило в законную силу 31 мая 2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ягодное 22 апреля 2011 года Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Засыпкина С.В., с участием истца Сычева Н.П., представителя ответчика - администрации муниципального образования "Я.М.Р." А.Н.И., действующего на основании доверенности, при секретаре Писаренко Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ягодное в помещении Ягоднинского районного суда гражданское дело по иску Сычева Николая Павловича к администрации муниципального образования "Я.М.Р." о признании права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием п. Спорное .... закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать ему государственный жилищный сертификат, У С Т А Н О В И Л: Сычев Н.П. обратился в Ягоднинский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «"Я.М.Р." о признании права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием п. Спорное .... закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать ему государственный жилищный сертификат. В обоснование иска указал, что он с 1978 года проживал в п. Спорное .... по адресу ..... С 1984 года он проживал в данном поселке по адресу ..... В 2002 году он зарегистрировался в .... по адресу ....-Б ...., но фактически проживал в п. Спорное до 2007 года. На основании изложенного, со ссылками на Федеральный Закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», полагал, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата в связи с признанием п. Спорное .... закрывающимся населенным пунктом, как фактически проживающий в данном населенном пункте на момент его закрытия, то есть до 2007 года. В 2011 году он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет граждан, желающих получить государственный жилищный сертификат, однако в постановке на учет ему было отказано по мотиву его не проживания в п. Спорное. Просил суд признать за ним право на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием п. Спорное закрывающимся и обязать ответчика выдать ему данный сертификат. В судебном заседании истец Сычев Н.П. на удовлетворении иска настаивал по основаниям, указанным в иске, уточнил, что с 2002 по 2007 год его семья проживала в п. Дебин. Он сам был вынужден сняться с регистрации в п. Спорное и зарегистрироваться в п. Дебин, поскольку в противном случае, без регистрации в п. Дебин, ему не выдавали необходимые документы для лечения дочери. В п. Спорное он жил в жилом помещении, расположенном на территории ремонтного завода, при этом работал сторожем, то есть охранял и саму территорию, и находящуюся на ней технику. При этом официально данные трудовые отношения он не оформлял и работал без внесения записи в трудовую книжку. Представитель ответчика А.Н.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и просил суд в их удовлетворении отказать, мотивируя своё мнение тем, что истец Сычев Н.П. в п. Спорное не проживает с 12 сентября 2002 года, а проживает с указанного времени в п. Дебин ..... Поскольку, как на момент признания п. Спорное неперспективным поселком, так и на момент признания п. Спорное закрывающимся Сычев Н.П. в нем не проживал, полагал, что права на постановку на учет для получения жилищных субсидий у того не имеется. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон), жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 3 Закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Положениями указанных Правил установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы. Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям Правил и изъявившие такое желание. Законом Магаданской области № 373-ОЗ от 07 июля 2003 года утверждена «Областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы» (далее Программа). В Программе указан перечень населенных пунктов Магаданской области, которые могут быть отнесены к неперспективным, в том числе и поселок Спорное .... Из распоряжения Правительства РФ № 1448-р от 15 ноября 2004 года, с изменениями и дополнениями, следует, что Правительством РФ принято предложение администрации Магаданской области о закрытии п. Спорное ..... Администрации Магаданской области рекомендовано обеспечить в 2005 году расселение граждан, проживающих в п. Спорное ...., в том числе путем предоставления жилых помещений на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Поселок Спорное .... согласно постановлению Губернатора Магаданской области № 209 от 24 ноября 2004 года «О признании поселков закрывающимися» в соответствии с Законом Магаданской области № 373-ОЗ от 07 июля 2003 года «О программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы», признан закрывающимся. При этом в п. 2.3 Постановления Губернатора Магаданской области № 209 указано, что при формировании списков, указанных в пункте 18 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, и пункте 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, необходимо учитывать, что жителям п. Спорное жилищные субсидии предоставляются при условии их постоянного или преимущественного проживания в указанном населенном пункте на дату вступления в силу настоящего Постановления, независимо от стажа работы и времени прибытия в названный населенный пункт. Как следует из п. 3 Порядка реализации Программы содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области «О порядке реализации программы содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы» № 183 от 18 августа 2003 года, и последующими изменениями и дополнениями, право на получение средств в рамках Программы имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства по состоянию на 01 января 2003 года в населенных пунктах, расселение которых предусмотрено указанной Программой. Пункт 8 Порядка предусматривает, что жилищная субсидия предоставляется гражданам, не имеющим жилья в других населенных пунктах области (не подлежащих расселению) или в других регионах Российской Федерации. Как следует из п. 2 Положения о порядке получения средств гражданами, выезжающими из неперспективных поселков Ягоднинского района за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Главы Ягоднинского района Магаданской области № 542 от 09 сентября 2003 года «Об утверждении Положения о порядке получения средств гражданами, выезжающими из неперспективных населенных пунктов Ягоднинского района на 2003-2007 год за счет средств областного бюджета», (далее Положение), право на получение средств имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства по состоянию на 01 января 2003 года и фактически проживающие в населенных пунктах Эльген, Таскан, Штурмовой, им. Горького, В.Ат-Урях, Спорное, согласно проведенной территориальными администрациями переписи населения. Как установлено судом, истец Сычев Н.П. претендует на получение государственного жилищного сертификата в связи с признанием п. Спорное закрывающимся и его расселением, утверждая при этом, что он до 2007 года имел постоянное место проживания в п.Спорное. Как следует из копии паспорта Сычева Н.П. с 12 сентября 2002 года он зарегистрирован в п. Дебин .... области по адресу ....Б ..... (л.д.28-32). С 12 сентября 2002 года по адресу ....-Б .... зарегистрирована и его супруга С.И.А. (л.д.33-36). Согласно справки главы администрации .... № 971-С от 26 января 2011 года, Сычев Н.П. с 21 июля 1978 года по 13 апреля 1984 года был зарегистрирован в п. Спорное .... по адресу ...., с 26 ноября 1986 года по 01 октября 2002 года по адресу ..... 01 октября 2002 года Сычев Н.П. снят с регистрационного учета по запросу, в связи с переменой места жительства в п. Дебин. (л.д. 12). Из справки МО "П.Д." а также выписок из поквартирной карточки регистрации следует, что Сычев Н.П. с 12 сентября 2002 года по настоящее время совместно с женой и двумя детьми зарегистрирован в п. Дебин по адресу ....-Б .....(л.д.58, 59, 60). Согласно трудовой книжки на имя Сычева Н.П. с 1986 года он работал в Спорнинском авторемонтном заводе, слесарем-ремонтником, водителем до 1987 года, откуда был уволен переводом в ЯРПТ. В 2009 году принят на работу водителем санитарного автомобиля фельдшерского акушерского пункта п. Дебин (л.д.10). Из протоколов опроса комиссии ГУ УПФ РФ в .... следует, что Сычев Н.П. с 1990 по 1995 годы работал в п. Спорное в кооперативе «Оригинал» (л.д. 55, 56). Письмом главы администрации .... № 972-С от 17 января 2011 года Сычеву Н.П. разъяснено, что его заявление о выдаче ему жилищного сертификата рассмотрено и ему рекомендовано первоначально встать на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с указанием перечня документов, необходимых для предоставления. (л.д. 13). 01 февраля 2011 года истец Сычев Н.П. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием п. Спорное закрывающимся. (л.д.48, 49). Из протокола заседания комиссии по содействию переселению граждан от 10 февраля 2011 года следует, что комиссией принято решение ходатайствовать перед главой администрации .... об отказе Сычеву Н.П. в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как не проживающему в п. Спорное. (л.д. 61-62). Распоряжением главы администрации .... № 35-р от 10 февраля 2011 года Сычеву Н.П. отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, как не проживающему в п. Спорное. (л.д. 63). Письмом главы администрации .... № 347 от 15 февраля 2011 года Сычев Н.П. извещен, что ему отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, как не проживающему в п. Спорное. (л.д. 14). Из анализа приведенного выше законодательства суд приходит к выводу, что граждане, желающие воспользоваться правом на получение ГЖС, вправе обратиться в администрацию по месту их жительства. Соответственно с заявлением о включении в списки граждан-получателей ГЖС в связи с выездом из закрывающегося населенного пункта, в администрацию по месту нахождения закрывающегося населенного пункта могут обратиться граждане, фактически проживающие и выезжающие из этого населенного пункта. Согласно ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Согласно ст. 2 этого же Закона, под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В подтверждение своих доводов о проживании в п. Спорное вплоть до 2007 года истцом суду предоставлены заявления граждан И.Е.В. (л.д.18), И.А.А. (л.д.21), М.В.В. (л.д. 38), из которых следует, что Сычев Н.П. в период с 2002 по 2007 год проживал в жилом помещении, расположенном на территории бывшего Спорнинского авторемонтного завода, принадлежащем ООО "У." где Сычев Н.П. по устному соглашению охранял территорию. Суд не может принять данные письменные заявления И.Е.В., И.А.А. и М.В.В. как доказательства постоянного или преимущественного проживания Сычева Н.П. в указанный период времени в п. Спорное. Сам истец в судебном заседании пояснил, что, он проживал в указанном помещении на время выполнения работы по охране территории бывшего Спорнинского авторемонтного завода, на которой находилась техника, которую он и охранял. При этом указанная работа, как и место временного проживания на время выполнения этой работы, не являлась для Сычева Н.П. официальной и постоянной, поскольку не была внесена в его трудовую книжку. Суду истцом не представлено доказательств того, что занимаемое им помещение на территории бывшего Спорнинского авторемонтного завода, приспособленное для временного проживания в нем, имело официальный статус жилого помещения, в котором он имел постоянную или временную регистрацию, либо он проживал там на иных законных основаниях. В то же время, суд учитывает, что в указываемый истцом промежуток времени истец имел регистрацию в п. Дебин .... и проживал по месту своей регистрации с членами своей семьи. Следовательно, принимая во внимание содержание ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» у суда нет оснований для признания временного проживания Сычева Н.П. в указанном помещении на территории бывшего Спорнинского авторемонтного завода местом постоянного или преимущественного проживания Сычева Н.П. в период с 2002 по 2007 годы. При этом суд не принимает во внимание утверждения истца о своем вынужденном снятии с регистрации в п. Спорное в 2002 году, поскольку приведенные им доводы не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Оценивая в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что Сычев Н.П. 12 сентября 2002 года вследствие своего осознанного волеизъявления самостоятельно изменил место своего проживания с п. Спорное на п. Дебин ...., для чего снялся с регистрационного учета в п. Спорное и зарегистрировался по новому месту жительства в п. Дебин совместно с членами своей семьи, где и проживает в настоящее время. При этом, Сычев Н.П. осознанно сменил место жительства в тот период, когда п. Спорное не только не было признано закрывающимся населенным пунктом, но еще даже не было признано неперспективным населенным пунктом. Исследовав в судебном заседании все доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец Сычев Н.П. ни на момент признания п. Спорное неперспективным населенным пунктом, ни на момент его признания закрывающимся поселком, постоянно или преимущественно в п. Спорное не проживал, а, кроме того, имел для проживания другое постоянное жилье в поселке Дебин, не подлежащем расселению. Таким образом, по мнению суда, истиц Сычев Н.П. не мог и не может в настоящее время претендовать на получение социальных выплат из федерального или областного бюджета ни на основании Закона МО № 373-ОЗ, как житель неперспективного п. Спорное, ни на основании Постановления Губернатора МО № 209, как житель закрывающегося п. Спорное, а, следовательно, удовлетворении в данной части заявленных исковых требований истцу Сычеву Н.П. необходимо отказать. Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у истца Сычева Н.П. права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по муниципальному образованию «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» как жителя, закрывающегося поселка Спорное ...., суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований истицы об обязании ответчика выдать ему указанный государственный жилищный сертификат. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении искового заявления Сычева Николая Павловича к администрации муниципального образования "Я.М.Р." о признании права на постановку на учет для получения государственного жилищного сертификата в связи с признанием .... закрывающимся населенным пунктом и обязании выдать ему государственный жилищный сертификат - ОТКАЗАТЬ в полном объеме. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд. Председательствующий: С.В.Засыпкин