Дело № 2-232/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 мая 2011 года пос.Ягодное Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего судьи Токшаровой Н.И., с участием представителя ответчика - администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Циклаури А.В., действовавшей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица МО «Поселок Дебин» Крылова В.Ю., действующего на основании доверенности, при секретаре Алексеенко Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поисковому заявлению О. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года, обязании установить очередность в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года,- У С Т А Н О В И Л: О. обратилась в Ягоднинский районный суд с иском к заявлением к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постаноку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона № 125-ФЗ от 25 декабря 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года, обязании установить очередность в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона № 125-ФЗ от 25 декабря 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года. В обосновании заявления указала, что 31 июля 1998 года ее муж В. обратился в Дебинскую поселковую администрацию с заявлением о постановке его семьи на учет для получения жилищной субсидии, в связи с выездом из районов Крайнего Севера. Вместе с заявлением им были предоставлены все требуемые для этого документы. После смерти мужа 16.07.1999 года она написала заявление о сохранении за ней первоначальной очереди, так как она, как и ее муж, также имела право состоять в очереди и ее оставили в очереди по дате подачи первоначального заявления мужа. До января 2003 года, то есть до момента образования Синегорьевской территориальной администрации, ее очередность соответствовала дате подачи ею заявления - 17 июня 1998 года, впоследствии указанная очередность были изменена в одностороннем порядке на 25 апреля 2002 года. В ноябре 2010 года она обратилась к ответчику, где ей пояснили, что последний требуемый документ, необходимый для постановки на учет в качестве получателя жилищной субсидии, предоставлен ею именно 25 апреля 2002 года. Полагает, что указанные действия ответчика нарушают ее жилищные права, поскольку в соответствии с п. 20 ст. 2 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были постановлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления). В настоящем судебном заседании истица отсутствовала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно письменного заявления просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, указанным в иске. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся истица и представителя заинтересованного лица. Представитель ответчика - администрации МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», (далее администрация МО) в судебном заседании не оспаривала факт того, что первоначально с заявлением о постановке на учет в качестве граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, муж истицы - В. обращался в Дебинскую поселковую администрацию 31 июля 1998 года и на учет вместе с ним также была поставлена истица. Также не оспаривала то обстоятельство, что О., по ее заявлению, после смерти ее мужа, оставили в очереди по дате первоначального обращения с 31.07.1998 года. Однако, в дальнейшем, вся документация по данному вопросу была передана в ведение администрации Ягоднинского района и была установлена единая очередность. При передаче документов списков, утвержденных Главой Дебинской поселковой администрации, в которые была включена О. не было, имелось лишь заявление от 31 июля 1999 года. Кроме того, как следует из учетного дела в отношении О., последний требуемый документ ею был сдан только 25 апреля 2002 года, в связи, с чем она была постановлена в очередь в соответствии с требованиями законодательства, с 25 апреля 2002 года. Просила суд в удовлетворении искового заявления О. отказать. Представитель заинтересованного лица - МО «Поселок Дебин» в судебном заседании поддержал мнение представителя ответчика по тем же основаниям и просил в удовлетворении иска отказать. Выслушав мнение представителей ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как следует из п.п. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 1 Федерального Закона РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 131-ФЗ от 25 июля 1998 года, действующего в 1998 году, установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Статьей 10 указанного Закона установлено, что очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьей 1 Порядка реализации Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ( далее Порядок) утвержденного постановлением Губернатора Магаданской области № 185 от 17 августа 1998 года, действующего в период возникновения рассматриваемых правоотношений, также предусмотрено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации, граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Статьей 2 Порядка установлено, что учет граждан, желающих и имеющих право на получение жилищной субсидии, ведется мэрией города Магадана и администрациями районов по месту жительства. Статьей 3 Порядка определено, что в общей очереди учитываются проживающие в области граждане, имеющие право на получение жилищной субсидии, в порядке поступления их заявлений, а также создается очередь первоочередников, куда входят, в том числе и неработающие пенсионеры. В статье 6 Порядка определен перечень документов, которые необходимо предоставить гражданам вместе с заявлением, а также указано, что данный перечень документов может быть дополнен органами местного самоуправления, осуществляющими учет граждан. При этом в указанной статье порядка отсутствуют указания о необходимости предоставления справок о бронировании жилья в ЦРС либо о наличии жилья в районе проживания. Постановлением главы Ягоднинского района № 343 от 09 сентября 1998 года утвержден Порядок реализации Федерального закона РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на территории Ягоднинского района, (далее Порядок реализации на территории Ягоднинского района), а также утвержден состав комиссии по учету и распределению жилищных субсидий. Согласно п. 1 указанного Порядка реализации на территории Ягоднинского района, правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, не имеющие жилья в других регионах РФ, граждане имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, а также граждане, выехавшие за пределы области не ранее 01 января 1992 года. Указанным же Порядком реализации на территории Ягоднинского района установлено, что учет граждан, желающих и имеющих право на получение жилищных субсидий, ведется сельскими, поселковыми администрациями по месту жительства граждан, на основании личного заявления гражданина с приложением необходимых документов. В общей очереди учитываются проживающие в районе граждане, имеющие право на получение жилищной субсидии, в порядке поступления их заявлений. Пунктом 7 Порядка реализации на территории Ягоднинского района предусмотрен перечень документов, которые необходимо предоставлять вместе с заявлением, в том числе, справки БТИ об имеющемся жилье в районе и справку с места работы для всех трудоспособных членом семьи о небронировании ими жилья в ЦРС в период с 1983 года по настоящее время. С 01 января 2003 года рассматриваемые правоотношения регулировались Федеральным Законом РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года, статьей 3 которого было также установлено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением губернатора Магаданской области от 23.10.2003 N 222, в связи с вступлением в силу Федерального Закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и приведением областного законодательства в соответствие с федеральным законодательством, отменено Постановление губернатора области от 17.08.1998 N 185 "О Порядке реализации Федерального Закона Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на территории Магаданской области". В п.20 раздела 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положения), утвержденного постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с изменениями и дополнениями, (далее Постановление Правительства), установлено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение жилищных субсидий, им предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Пунктами 21-23 раздела 2 Положения предусмотрены основания, по которым граждане могут быть сняты с учета очередников, в том числе в случае смерти (п.з), а также предусмотрены сроки и порядок их снятия. При этом, пунктом 2 вышеуказанного Постановления Правительства было предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствие с Положением, утвержденным настоящим Постановлением. Пунктом 4 Положения о порядке реализации администрацией Магаданской области и органами местного самоуправления Магаданской области полномочий по исполнению Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на территории Магаданской области, утвержденногоПостановлением губернатораМагаданской области № 205-па от 22 июня 2006 года, установлено, что органы местного самоуправления формируют списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан с учетом положений ст. 2 Федерального закона. В соответствии со ст.1 Закона Магаданской области от 30.12.2004 N 539-ОЗ (ред. от 24.11.2008) "О передаче органам местного самоуправления Магаданской области отдельных государственных полномочий по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (действовавшего в период спорных правоотношений) органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия Магаданской области по предоставлению жилищных субсидий - социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе и полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - социальных выплат для приобретения жилья (жилищная субсидия). Государственные полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют мэрия города Магадана и администрации районных муниципальных образований области (далее - органы местного самоуправления). Указанный Закон вступил в силу с 01 января 2005 года. В соответствии со ст.1 Закона Магаданской области от 28.12.2009 N 1220-ОЗ (в ред. от 04.05.2010) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями Магаданской области по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления, в том числе и муниципальное образование "Ягоднинский район". Согласно заявлению О. на имя и.о. главы Дебинской поселковой администрации от 31.07.1999 года, О. просила поставить ее в очередь на получение жилищной субсидии вместо ее мужа В., умершего 16.07.1999 года. Согласно Списка жителей поселка Дебин, стоящих в очереди на получение жилищных субсидий (общий), утвержденного главой Дебинской поселковой администрации по состоянию на 01.01.2002 года, О. состоит в очереди под № 72, дата постановки на учет указана 31.07.1998 года (л.д.32-35). То обстоятельство, что муж истицы - В. состоял в очереди на получение жилищной субсидии в категории «пенсионеры» с 31.07.1998 года вместе с членом своей семьи - О. представителями ответчика и заинтересованного лица не оспаривалось, а также подтверждается исследованными материалами дела. При этом суд полагает, что поскольку законом не предусмотрено предоставление жилищной субсидии отдельно на каждого члена семьи, то заявление на постановку на учет для получение жилищной субсидии было подано 31.07.1998 года мужем истицы В., а О. была поставлена на указанный учет, как член его семьи, при этом самостоятельно имела право в указанный период на постановку ее на учет для получения жилищной субсидии в категории «пенсионеры», что представителями ответчика и заинтересованного лица также не оспаривалось. Таким образом, судом установлено, что О. 31 июля 1999 года обратилась в Дебинскую поселковую администрацию, уполномоченную в указанный период вести учет граждан, желающих и имеющих право на получение жилищных субсидий, с заявлением о включении ее в списки на получение жилищной субсидии и была включена в эти списки с даты подачи заявления ее мужем, то есть с 31.07.1998 года. Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались. В исследованном в судебном заседании учетном деле О., имеется выписки из финансово-лицевого счета О. от 25.04.2002 года и именно с этой даты, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, истица и была поставлена на учет граждан для получения жилищной субсидии. Согласно выписке из распоряжения главы МО «Поселок Дебин» № 149 р от 28.11.2006 года, О. поставлена на учет на получение жилищной субсидии с 25.04.2002 года в категории «пенсионеры». Таким образом, судом установлено, что повторно в очередь граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, О. была поставлена с даты предоставления ею выписки из финансово-лицевого счета от 25.04.2002 года, при этом решения об исключении О. из списков граждан на получение жилищной субсидии с 31.07.1998 года не принималось. Кроме этого, с 2005 года полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий переданы администрациям районных муниципальных образований, то есть муниципальному образованию Ягоднинский муниципальный район, в связи с чем, распоряжение главы МО «Поселок Дебин» от 28.11.2006 года о постановке О. в очередь с 25.04.2002 года вынесено лицом, не имеющим на это полномочий. Также суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что истица была поставлена в очередь с даты предоставления ею последнего необходимого документа, то есть с 25.04.2002 года, поскольку они противоречат требованиям п. 20 раздела 2 Положения и, соответственно, являются необоснованными. Таким образом, учитывая, что судом установлено, что истица была поставлена на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, с 31 июля 1998 года, и не исключалась на законных основаниях из списка указанных граждан, то суд приходит к выводу к выводу о необходимости удовлетворений требований истицы в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковое заявление О. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании права на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года, обязании установить очередность в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года - УДОВЛЕТВОРИТЬ. Признать за О. право на постановку на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ с даты подачи заявления - с 31 июля 1998 года. Обязать администрацию муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» в срок до 25 июня 2011 года установить очередность О. в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в рамках реализации Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» № 125-ФЗ, с даты подачи заявления, то есть с 31 июля 1998 года. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Судья (подпись) Н.И.Токшарова