Дело №2-67/11 03 марта 2011 года пос.Ягодное Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе: председательствующего - судьи Токшаровой Н.И., с участием помощника прокурораТенькинского районаМагаданской области Пляскина А.А., представителей ответчика ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» Гончарова Г.Б., Чечель Л.В. Нечаевой И.Д., Мариной М.И., действующих на основании доверенностей, при секретаре Момот С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области к государственному учреждению здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин», Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, Администрации Магаданской области о признании незаконными действий ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по сбору, хранению и удалению чрезвычайно опасных отходов, выразившихся в отсутствии изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, удалению чрезвычайно опасных отходов без термического обезвреживания, по сбросу сточных вод в общепоселковую систему канализации без полной очистки и обеззараживания на локальных сооружениях, обязании ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» приобрести специальную установку по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и уничтожать указанные отходы в соответствии с п.8.7. СанПиН 2.1.7.728-99 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; установить локальные очистные сооружения для полной биологической очистки и обеззараживания сточных вод учреждения и производить указанную очистку и обеззараживание в соответствии с п.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность; обязать администрацию Магаданской области и Департамент здравоохранения администрации Магаданской области осуществить финансирование расходов ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по приобретению специальной установки по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и установки локальных очистных сооружений,- У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился в Ягоднинский районный суд с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к государственному учреждению здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин», Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, Администрации Магаданской области о признании незаконными действий государственного учреждения здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по сбору, хранению и удалению чрезвычайно опасных отходов в нарушение СанПиН 2.1.7.728-99 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений, а именно отсутствия изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, удалению чрезвычайно опасных отходов без термического обезвреживания, а также по сбросу сточных вод в общепоселковую систему канализации без полной очистки и обеззараживания на локальных учреждениях в нарушение СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, обязании ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» организовать деятельность по удалению образующихся чрезвычайно опасных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99, обязании ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» организовать деятельность по очистке и обеззараживанию сточных вод в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.32630-10, обязании администрации Магаданской области и Департамента здравоохранения Магаданской области осуществить финансирование расходов ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин», связанных с осуществлением деятельности по удалению образующихся чрезвычайно опасных отходов, по очистке и обеззараживанию сточных вод. В обоснование заявления указано, что ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» (далее МОПТД) оказывает в условиях противотуберкулезного диспансера специализированную противотуберкулезную помощь населению Магаданской области. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Санитарные правила и нормы СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» предназначены для всех отходов ЛПУ, организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения. На основании классификации отходов, отходы фтизиатрических больниц являются чрезвычайно опасными и отнесены к классу В. В соответствии с п.8.8 указанных СанПин обезвреживание отходов класса Б и В может осуществляться децентрализованным или централизованными способами. Отходы, образующиеся в результате деятельности МОПТД относятся к чрезвычайно опасным отходам Класса В, которые необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию термическими способами. Отходы класса В допускается хранить не более 1 суток в естественных условиях, более суток - при температуре не более 5 С. Вывоз отходов класса В должен производиться ежедневно при отсутствии на территориях ЛПУ установки по обезвреживанию отходов. В ходе проверки установлено, что на территории МОПТД, как и на территории области, отсутствуют установки по термическому обезвреживанию чрезвычайно опасных отходов. Согласно п.5.2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» очистка и обеззараживание сточных вод от ЛПУ должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских и других очистных сооружений сточные воды ЛПУ должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Сброс сточных вод в МОПТД осуществляется в общепоселковую систему канализации без предварительной очистки и обеззараживания. Локальных очистных сооружений, необходимых для очистки и обеззараживания сточных вод в соответствии с санитарными нормами и правилами, у МОПТД нет. Указанные нарушения, по мнению прокурора, способны негативно сказаться на окружающей среде, экологической обстановке пос.Дебин, создают реальную угрозу распространения опасного заболевания на территории как данного населенного пункта, так и прибрежной территории реки Дебин. Согласно ст.120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества, при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении государственного учреждения, субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Согласно п.4.1 Устава МОПТД имущественная база учреждения формируется за счет государственного имущества Магаданской области. В п. 4.2 Устава указано, что одним из источников формирования имущества Учреждения является имущество, являющееся собственностью Магаданской области и закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления Комитетом по управлению государственным имуществом по Магаданской области. В соответствии с п.1.3 Устава учредителем МОПТД является Департамент здравоохранения администрации Магаданской области. Пунктом 1.10 Положения о Департаменте здравоохранения Магаданской области, последний наделяется полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета на очередной финансовый год по разделу «здравоохранение». В связи с изложенным прокурором заявлены вышеуказанные требования. В судебном заседании 01.02.2011 года определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Департамент финансов администрации Магаданской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца - Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области. В настоящем судебном заседании прокурор заявил отказ от исковых требований к Департаменту финансов администрации Магаданской области, который принят судом и дело в части заявленных требований к Департаменту финансов администрации Магаданской области прекращено, о чем вынесено определение суда. Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований к государственному учреждению здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин», администрации Магаданской области и Департаменту здравоохранения администрации Магаданской настаивал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, при этом уточнил, что срок для исполнения судебного решения необходимо установить до 31.12.2012 года. Представители ответчика ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 пос.Дебин» в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласились частично, пояснив при этом, что действительно в результате деятельности ГУЗ МОПТД образуются чрезвычайно опасные отходы класса В, при этом указанные отходы не обезвреживаются термическим способом в соответствии с требованиями СанПиН, поскольку в ГУЗ МОПТД отсутствует такая установка, отходы сжигаются на котельной ООО «Дебинская теплосеть» по устной договоренности. Сточные воды также сбрасываются в общепоселковую систему канализации без предварительной очистки и обеззараживания, поскольку в пос.Дебин отсутствует общепоселковое очистное сооружение и в ГУЗ МОПТД также нет локального очистного сооружения, при этом в учреждении все использованные жидкие отходы, сбрасывающиеся в канализационный сток, обрабатываются хлорным раствором. Также пояснили суду, что приобретение установки по термическому обезвреживанию отходов и локального очистного сооружения для учреждения финансово невозможно, поскольку ГУЗ МОПТД финансируется только за счет областного бюджета Департаментом здравоохранения администрации Магаданской области. Других источников финансирования в учреждении нет. В Департамент здравоохранения направлялись заявки на приобретение установки для обеззараживания и утилизации медицинских отходов, однако до настоящего времени заявка так и не выполнена. В части отсутствия в ГУЗ МОПТД изолированного помещения для сбора отходов, пояснили, что в настоящее время такое помещение в учреждении имеется, которое соответствует всем требованиям СанПиН. Полагали, что при выделении необходимых денежных средств, установка по термическому обезвреживанию отходов и локальное очистное сооружение будут ими приобретены. Представитель ответчика - Администрации Магаданской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного заявления, просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, с исковыми требованиями не согласились в полном объеме. В своих письменных возражениях администрация Магаданской области указала, что с исковыми требованиями прокурора не согласны в полном объеме по тем основаниям, что ответчиком ГУЗ МОПТД не доказан факт недостаточности своих собственных средств для приобретения специальной установки по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и локального очистного сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод. Полагали, что, учитывая, что Закон Магаданской области «Об областном бюджете на 2011 год» утвержден, а дополнительные источники поступлений в бюджет отсутствуют, просили суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Магаданской области, как заявленные к ненадлежащему ответчику. В своих дополнениях к возражениям также указали, что действующим СанПиН 2.1.7.728-99 2.1.7 допускается отсутствие в медицинском учреждении установки по обезвреживанию отходов, а термическое обезвреживание отходов ЛПУ возможно осуществлять по договору, заключенному с ЛПУ или иной организацией, имеющей такую установку. Также указали, что водоснабжение населения МО «Поселок Дебин» осуществляется путем забора воды на водонапорной станции, которая расположена выше по течению реки Колыма на расстоянии около 1-1,5 км, а сброс осуществляется ниже по течению реки Колыма на расстоянии около 3-4 км от поселения, при этом качество питьевой воды соответствует требованиям СанПиН. Представитель ответчика - Департамента здравоохранения администрации Магаданской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал, причины не явки в судебное заседание суду не известны. Представитель третьего лица - Департамент природных ресурсов администрации Магаданской области в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного заявления просил рассмотреть дело в отсутствии своего представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей сторон. Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста - начальник ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области в Ягоднинском районе - главный государственный санитарный врач по Ягоднинском району Сэкан Н.Н. пояснила, что в результате деятельности ГУЗ МОПТД образуются чрезвычайно опасные отходы класса В, при этом, в нарушение требований СанПиН, в учреждении указанные отходы термическим способом не обезвреживаются, установка по обезвреживанию указанных отходов в ЛПУ установить возможно. Также пояснила, что сброс сточных вод ГУЗ МОПТД осуществляется в общепоселковую систему канализации без предварительной очистки и обеззараживания, локальное очистное сооружение в учреждении отсутствует, в пос.Дебин также отсутствует общепоселковое очистное сооружение. Кроме этого пояснила, что при проведении 15.12.2010 года проверки в ГУЗ МОПТД в нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п.7.8 СанПиН 2.1.7.728-99, отсутствовало изолированное помещение для сбора отходов класса В, временное хранение отходов осуществлялось в помещениях, не предназначенных для этих целей. Выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с частями 1 и 2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. В соответствии с ч.1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в числе других, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии с ч.1 ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с ч.ч.1 и 3 ст.39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии п.1.2 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.01.1999 N 2) (ред. от 16.03.2009)) СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7.(далее СанПиН 2.1.7.728-99) настоящие Правила предназначены для всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.1.7.728-99, указанные Правила и нормы определяют правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов лечебно-профилактических учреждений. Под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи. В соответствии с разделом 3 СанПиН 2.1.7.728-99 лечебно-профилактическое учреждение вне зависимости от его профиля и конечной мощности в результате своей деятельности образует различные по фракционному составу и степени опасности отходы. Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на пять классов опасности: Класс А. Неопасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Б. Опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс В. Чрезвычайно опасные отходы лечебно-профилактических учреждений. Класс Г. Отходы лечебно-профилактических учреждений, по составу близкие к промышленным. Класс Д. Радиоактивные отходы лечебно-профилактических учреждений. В соответствии с классификацией отходов ЛПУ, отходы класса В (чрезвычайно опасные), относятся к отходам фтизиатрических (противотуберкулезных) больниц. В соответствии с разделом 5 СанПиН 2.1.7.728-99 исходя из различной степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности к отходам каждого из классов предъявляются различные требования. Сбор отходов класса В осуществляется в одноразовую упаковку. Транспортирование всех видов отходов класса В вне пределов медицинского подразделения осуществляется только в одноразовой упаковке после ее герметизации. В установленных местах загерметезированные одноразовые емкости (баки, пакеты) помещаются в (меж)корпусные контейнеры, предназначенные для сбора отходов класса В. В соответствии с п.7.8 СанПиН 2.1.7.728-99 контейнеры для сбора отходов класса В располагаются только в изолированном помещении медицинского корпуса. К помещениям корпуса, в которых располагаются контейнеры с отходами класса В, предъявляются специальные требования. В соответствии с п.п.8.7, 8.8 СанПиН 2.1.7.728-99 отходы классов Б, В необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами. Обезвреживание отходов классов Б и В может осуществляться децентрализованным или централизованным способами. Размещение установок по термическому обезвреживанию отходов ЛПУ на территории лечебного учреждения (децентрализованный способ) рассматривается и согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора. При централизованном способе отходы ЛПУ обезвреживаются в печах крупных мусоросжигательных заводов. Месторасположение, условия эксплуатации, уровни воздействия на окружающую среду данных заводов регламентируются соответствующими нормативными документами. При отсутствии установки по обезвреживанию эпидемиологически безопасные патолого-анатомические и органические операционные отходы (органы, ткани и т.п.) захораниваются на кладбищах в специально отведенных могилах. Другие отходы класса Б (материалы и инструменты, выделения пациентов, отходы из микробиологических лабораторий и вивариев) после дезинфекции, вывозятся на полигоны твердых бытовых отходов. В соответствии п.1.2, п.1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее СанПиН 2.1.3.2630-10) санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами. Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц. В соответствии с п.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 очистка и обеззараживание сточных вод от лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) должна осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии общегородских или других очистных сооружений сточные воды ЛПУ должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях. Согласно п.п.3.1, 8.1 Устава ГУЗ МОПТД целью деятельности Учреждения является оказание специализированной противотуберкулезной помощи населению Магаданской области. ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 пос.Дебин выдана лицензия на осуществление медицинской деятельность № ФС-49-01-000097 от 28.08.2002 года. Тот факт, что учредителем ГУЗ МОПТД является Департамент здравоохранения администрации Магаданской области, а собственником имущества ГУЗ МОПТД - администрация Магаданской области, сторонами не оспаривался, подтверждается материалами дела и признается судом установленным. То обстоятельство, что в результате деятельности ГУЗ МОПТД образуются чрезвычайно опасные отходы здравоохранения класса В, а также тот факт, что ГУЗ МОПТД занимается сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, сторонами не оспаривалось, подтверждается показаниями допрошенного в судебном заседании специалиста, в связи с чем указанные обстоятельства признаются судом также установленными. Таким образом, судом установлено, что в ГУЗ МОПТД чрезвычайно опасные отходы класса В, в нарушение требований вышеуказанных требований СанПиН, не уничтожаются на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами. Доводы ответчика, что указанные отходы по устной договоренности сжигаются на котельной ООО «Дебинская теплосеть» судом приняты быть не могу, поскольку, в силу действующих норм СанПиН, отходы ЛПУ могут обезвреживаться в печах крупных мусоросжигательных заводов, между тем котельная, не предназначена для сжигания мусора, тем более чрезвычайно опасных отходов, в связи с чем действия ответчика являются грубым нарушением действующего законодательства и нормативно-правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Судом также установлено, что в пос.Дебин и непосредственно в ГУЗ МОПТД отсутствует вообще какое-либо очистное сооружение, тем более гарантирующее эффективную очистку и обеззараживание сточных вод, при этом доводы представителей ответчика, что перед тем, как отработанные сточные воды поступают в канализацию подвергаются хлорированию, судом приняты быть не могут, поскольку указанный способ не предусмотрен действующими нормами СанПиН, а кроме того, по мнению допрошенного в судебном заседании специалиста, указанные действия ответчика не достаточны для того, чтобы очистить и обезвредить указанные отходы. Доводы администрации Магаданской области о том, что действующим СанПиН 2.1.7.728-99 2.1.7 допускается факт отсутствия в медицинском учреждении установки по обезвреживанию отходов судом приняты быть не могут, поскольку, согласно норм вышеуказанных СанПиН, обезвреживание отходов класса В возможно централизованном способом (в печах крупных мусоросжигательных заводов), однако, как установлено судом в судебном заседании, отходы ГУЗ МОПТД централизованным способом не обезвреживаются, договор с каким-либо специализированным мусоросжигательным заводом ГУЗ МОПТД не заключало, в районе деятельности МУЗ МОПТД мусоросжигательные заводы отсутствуют, в связи с чем указанные отходы должны обезвреживаться децентрализованным способом и другой альтернативы по уничтожению чрезвычайно опасных отходов класса В нормативно-правовыми актами не предусмотрено. То обстоятельство, что в ГУЗ МОПТД отсутствует согласованная с ЦГСЭН инструкция, устанавливающая правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, по мнению суда, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела. Доводы администрации Магаданской области о том, что водоснабжение населения МО «Поселок Дебин» осуществляется путем забора воды на водонапорной станции, которая расположена выше по течению реки Колыма, а сброс осуществляется ниже по течению реки, также судом приняты быть не могут, поскольку указанные обстоятельства не могут по мнению суда являться основанием для освобождения ГУЗ МОПТД от обязанности обезвреживания сточных вод, прямо предусмотренной нормами СанПин. Требования прокурора о признании незаконными действий ГУЗ МОПТД в части отсутствия в учреждении изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, ответчиком не оспаривались, при этом представитель ГУЗ МОПТД пояснил, что в настоящее время указанное помещение ими оборудовано. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости признания действий ГУЗ МОПТД по сбору, хранению и удалению чрезвычайно опасных отходов в отсутствии изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, удалению чрезвычайно опасных отходов без термического обезвреживания, по сбросу сточных вод в общепоселковую систему канализации без полной очистки и обеззараживания на локальных сооружениях незаконными. Учитывая, что на момент рассмотрения дела в судебном заседании ГУЗ МОПТД уже оборудовал изолированное помещение для сбора чрезвычайно опасных отходов, суд также приходит к выводу о необходимости обязать ГУЗ МОПТД: Доводы ГУЗ МОПТД об отсутствии финансовых средств на указанные цели не могут быть приняты судом, поскольку утилизация чрезвычайно опасных отходов является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не может зависеть от финансовых возможностей учреждения, тем более, когда неисполнение обязанностей, прямо предусмотренных законом и нормативно-правовыми актами, создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая, что приобретение специальной установки по обезвреживанию отходов и установка локальных очистных сооружений предполагает большие финансовые затраты, планирование бюджетных средств, составление проектно--сметной документации, то суд считает необходимым удовлетворить указанные требования прокурора, установив срок для их исполнения до 31 декабря 2012 года. Суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании Департамента здравоохранения администрации Магаданской области и администрации Магаданской области осуществить финансирование расходов ГУЗ МОПТД по приобретению специальной установки по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и установки локальных очистных сооружений по следующим основаниям. Согласно Устава ГУЗ МОПТД учреждение находится в ведомственном подчинении органа исполнительной власти Магаданской области в сфере здравоохранения, который осуществляет функции учредителя (п.1.3); имущественная база Учреждения формируется за счет государственного имущества Магаданской области, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления КУГИ Магаданской области (п.4.1); источниками формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются (п.4.2): имущество, являющееся государственной собственностью Магаданской области и закрепленное за учреждением на праве оперативного управления КУГИ Магаданской области; финансовые средства, поступающие из бюджета Магаданской области на содержание учреждения; финансовые средства из бюджета Магаданской области и внебюджетных источников на финансирование целевых программ; добровольные имущественные взносы и пожертвования юридических лиц и граждан, гранты; другие источники, не запрещенные действующим законодательством. Администрация Магаданской области, как предусмотрено ст.74 Устава Магаданской области ( Закон Магаданской области от 28.12.2001 N 218-ОЗ "Устав Магаданской области"), является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Магаданской области. В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения администрации Магаданской области, утвержденного Постановлением администрации Магаданской области от 03.03.2005 N 46-паДепартамент является органом исполнительной власти области в сфере здравоохранения, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области здравоохранения, лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности, а также в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других органов исполнительной власти Магаданской области (п 1.2). В систему Департамента входят государственные учреждения и государственные предприятия здравоохранения (п.1.8)., Департамент является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных Законом Магаданской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год по разделу "Здравоохранение"(1.10). В соответствии с п.2.2. Департамент осуществляет следующие функции: - выступает учредителем государственных учреждений и государственных предприятий здравоохранения, Координирует деятельность указанных предприятий и учреждений. В частности согласно п.2.2.7. в вопросах организации структуры отрасли здравоохранения, экономической и финансовой деятельности здравоохранения области Департамент: - разрабатывает и утверждает объемные и финансовые нормативы деятельности подведомственных государственных учреждений. - разрабатывает проект сводного консолидированного бюджета подведомственных государственных учреждений на очередной финансовый год, - утверждает лимиты бюджетных обязательств и сметы расходов по подведомственным государственным учреждениям, осуществляет их финансирование, экономический анализ их деятельности; - выполняет функции государственного заказчика при закупке товаров, выполнении работ и оказании услуг для нужд подведомственных государственных учреждений; - осуществляет централизованное финансирование следующих расходов: целевое финансирование мероприятий в рамках областных целевых программ; формирование, обновление и пополнение областного резервного фонда лекарственных и дезинфицирующих средств и изделий медицинского назначения по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; оплата расходов по переработке, хранению и отпуску медикаментов, получаемых по федеральным целевым программам; - осуществляет контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины и законности совершаемых операций в подведомственных государственных учреждениях области. Оценивая в совокупности указанные доказательства, суд приходит к выводу, что финансирование ГУЗ МОПТД осуществляется из различных источников, в том числе и за счет бюджетных средств, распорядителем которых в пределах предусмотренных Законом Магаданской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год, выступает Департамент здравоохранения администрации Магаданской области. При этом, данный источник финансирования ГУЗ МОПТД не является для него единственным и обязательным. Кроме того, по своему содержанию требования прокурора, заявленные к Департаменту здравоохранения и администрации области, направлены на определение способа исполнения решения суда, в связи с чем требования об обязании именно администрации области и Департамента здравоохранения осуществить финансирование ГУЗ МОПТД на вышеуказанные цели, учитывая, что бюджетом области на 2011 год данные расходы не предусмотрены, заявлены преждевременно и являются вмешательством в их финансовую и хозяйственную деятельность. Судом не могут быть приняты во внимание доводы прокурора о том, что в соответствии со ст.120 ГК РФ бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества и при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении государственного учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества, поскольку в силу указанной статьи привлечение субсидиарного должника возможно только в случае недостаточности денежных средств самого учреждения, которое в свою очередь может финансироваться не только за счет собственника. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области к государственному учреждению здравоохранения «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин», Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, Администрации Магаданской области о признании незаконными действий ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по сбору, хранению и удалению чрезвычайно опасных отходов, выразившихся в отсутствии изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, удалению чрезвычайно опасных отходов без термического обезвреживания, по сбросу сточных вод в общепоселковую систему канализации без полной очистки и обеззараживания на локальных сооружениях, обязании ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» приобрести специальную установку по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и уничтожать указанные отходы в соответствии с п.8.7. СанПиН 2.1.7.728-99 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; установить локальные очистные сооружения для полной биологической очистки и обеззараживания сточных вод учреждения и производить указанную очистку и обеззараживание в соответствии с п.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность; обязать администрацию Магаданской области и Департамент здравоохранения администрации Магаданской области осуществить финансирование расходов ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по приобретению специальной установки по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и установки локальных очистных сооружений удовлетворить частично. Признать действия ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по сбору, хранению и удалению чрезвычайно опасных отходов, выразившихся в отсутствии изолированного помещения для сбора чрезвычайно опасных отходов, удалению чрезвычайно опасных отходов без термического обезвреживания, по сбросу сточных вод в общепоселковую систему канализации без полной очистки и обеззараживания на локальных сооружениях незаконными. Обязать ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» приобрести специальную установку по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и уничтожать указанные отходы в соответствии с п.8.7. СанПиН 2.1.7.728-99 Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; установить локальные очистные сооружения для полной биологической очистки и обеззараживания сточных вод учреждения и производить указанную очистку и обеззараживание в соответствии с п.5.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, установив срок исполнения до 31 декабря 2012 года. В удовлетворении требований и.о. прокурора Ягоднинского района Магаданской области к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, Администрации Магаданской области об обязании осуществить финансирование расходов ГУЗ «Магаданский областной противотуберкулезный диспансер № 2 п. Дебин» по приобретению специальной установки по обезвреживанию отходов класса В термическими методами и установки локальных очистных сооружений отказать. Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения - 09 марта 2011 года. Судья Н.И.Токшарова