решение по иску прокурора о признании решения противоречащим федеральному законодательству



Дело № 2-278/11                                                   

                                      

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Ягодное                                                                                                     29 июня 2011 года            Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе:председательствующего судьи Токшаровой Н.И., при секретаре Момот С.Ю., с участием заявителя - помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Воробьева И.А.,представителя муниципального образования (Главы) «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» Циклаури А.В., действующей по доверенности,

председателя Ягоднинского районного Собрания представителей Олейник Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области о признании пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.8 Приложения № 1 к решению Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия решения,-

У С Т А Н О В И Л:

          Исполняющий обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области обратился с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим решение Ягоднинского районного Собрания представителей № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» с момента принятия решения.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что Решением Ягоднинского районного Собрания представителей № 226 от 03.02.2011 года утверждено Положение о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области». Статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления регулируется ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 5.1 ст. 40 указанного Федерального закона установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Закон Магаданской области № 1061-03 от 24.11.2008 года «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» определяет перечень гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Согласно ст.2, ч.2 ст.3 указанного Закона Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии депутатам, членам выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Таким образом, названными нормами указанных Федеральных законов установлено, что гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности, могут быть установлены только Уставом муниципального образования.

             Вместе с тем, для внесения изменений в Устав муниципального образования федеральным законодательством предусмотрена усложненная процедура муниципального нормотворчества. Однако, муниципальным образованием принят муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий дополнительные привилегии лицам, замещающим муниципальные должности, в нарушение норм федерального законодательства. С учетом изложенного решение Ягоднинского районного Собрания представителей № 226 от 03.02.2011 года издано с превышением полномочий.

В судебном заседании прокурор основания, которые указаны в заявлении об оспаривании решения Ягоднинского районного Собрания представителей № 226 от 03.02.2011 года не поддержал, просил суд признать пункты 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.8 Приложения № 1 к решению Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области»противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия указанного решения, по следующим основаниям.

Оспариваемым Положением лицу, замещающему выборную муниципальную должность, предусмотрены, в том числе следующие гарантии:

- страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности (п.2.3);

- лицам, замещавшим муниципальные должности, производится выплата единовременного пособия в размере однократного денежного вознаграждения ( с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера) в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (п.2.4);

- лицам, замещающим муниципальные должности, производится выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (п.2.5);

- гарантии, предусмотренные п.2.4 и 2.5 предоставляются лицу, замещавшему соответствующую муниципальную должность не менее половины определенного Уставом МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» срока полномочий (п.2.6);

- единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей, обоих супругов) выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности в том же порядке и размере, который установлен для муниципальных служащих МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (п.2.8).

Пункт 2.4, 2.5, 2.6 Положения противоречат требованиям федерального законодательства, в связи с тем, что п. 5.1 ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что гарантии осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, то есть субъекту РФ и муниципальному образованию предоставлено право устанавливать гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, только на период осуществления ими своих полномочий, но не по их окончании, что также согласуется со ст.172 ТК РФ.

Пункт 2.3 оспариваемого Положения, предусматривающий обязательное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, противоречит федеральному законодательству по тем основаниям, что статьей 27 ГК РФ устанавливается два вида страхования: добровольное и обязательное. При этом в силу главы 48 ГК РФ, обязательное государственное страхование возникает в силу закона, осуществляется за счет бюджетных средств, а страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы. Добровольное же страхование осуществляется исключительно по собственному усмотрению сторон, которые на основе соглашения самостоятельно определяют условия договора страхования. В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Осуществление обязательного страхования может быть установлено только федеральными законами. Регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу гражданина отнесено к гражданским правоотношениям и является предметом ведения Российской Федерации.

Гарантия лицу, замещающему выборную муниципальную должность, согласно п.2.8 оспариваемого Положения, противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что в силу ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Статьей 1089 ГК РФ установлен размер понесенного вреда в случае смерти кормильца, в частности, указано, что лицами, имеющими право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам ст. 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты. Увеличение размера возмещения может быть осуществлено законом или договором. Под Законом в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ понимается федеральный закон. Таким образом, по мнению прокурора, регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, также отнесено к гражданским правоотношениям и является предметом ведения Российской Федерации, поэтому гарантии осуществления лиц, замещающих выборные муниципальные должности установлены с нарушением федерального законодательства.

            Заинтересованные лица - председатель Ягоднинского районного Собрания представителей и представитель Главы МО и МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» с требованиями прокурора не согласились в полном объеме и просили в их удовлетворении отказать, при этом пояснили, что оспариваемые прокурором гарантии установлены Уставом МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», а в Положении о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования лишь изложен порядок их применения. Указанные гарантии, установленные Уставом МО, приняты на основании Закона Магаданской области № 1061-ОЗ, который, в свою очередь, соответствует федеральному законодательству. Право предоставлять гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с избранием их на выборные должности в органы местного самоуправления, предусмотрено законом Магаданской области, то есть субъекта, и ст. 172 ТК РФ. На основании изложенного полагали, что оспариваемые пункты Положения приняты в соответствии с действующим федеральным законодательством. Кроме этого пояснили что, что проект оспариваемого Положения в феврале 2011 года направлялся в прокуратуру Ягоднинского района для согласования на предмет содержания коррупциогенных факторов, при этом прокуратура Ягоднинского района пришла к выводу о том, что решение Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года может быть принято в представленной редакции.

             Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

            В соответствии со ст.ст. 34 и 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган местного самоуправления входит в структуру органов местного самоуправления и обладает исключительной компетенцией по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

            Согласно ст.ст. 21, 24 и 25 Устава муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» (далее МО) представительным органом данного муниципального образования является Ягоднинское районное Собрание представителей, которое обладает исключительной компетенцией по принятию Устава МО и внесению в него изменений и дополнений, а так же правом по принятию нормативных и правовых актов в форме решений.

              Согласно преамбуле указанного Устава, Устав района является нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления района.

            Указанный Устав принят решением представительного органа муниципального образования № 193 от 25.06.2005 года, зарегистрирован в установленном порядке и опубликован в газете «Северная правда».

             Решением Собрания представителей муниципального образования № 136 от 16.06.2009 года в указанный Устав внесены изменения, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке, обнародованы и вступили в действие с 26.06.2009 года. Данным решением Устав МО дополнен ст.13.1, которой установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», выборного должностного лица местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».

             

             Решением Собрания представителей муниципального образования № 226 от 03.02.2011 года утверждено Положение о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», которое в установленном порядке обнародовано и вступило в действие с 18.02.2011 года.

             Указанным Положением (Приложение № 1 к Решению № 226) установлен порядок предоставления гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», при этом в Положении воспроизведены в полном объеме все те гарантии, которые установлены ст.13.1 Устава МО.

                

Суд полагает, что, в связи с тем, что статьей 13.1 Устава МО установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», выборного должностного лица местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», учитывая, что указанный Устав имеет большую юридическую силу по отношению к Решению № 226 от 03.02.2011 года, то воспроизведение в оспариваемом Положении гарантий, установленных Уставом, не свидетельствует, по мнению суда, о не законности оспариваемого Решения.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемый прокурором нормативный акт принят в пределах полномочий собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район», при издании данного нормативного акта соблюдены требования к его форме, порядок принятия и введения в действие нормативного акта не нарушен. Вместе с тем, при проверке содержания акта на предмет его соответствия федеральному закону судом установлено следующее:

В силу ст.253 ГПК РФ при рассмотрении заявления об оспаривании нормативных правовых актов предметом судебной проверки является соответствие оспариваемого акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

              Судом установлено, что Положением о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» предусмотрен порядок предоставления таких гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», выборного должностного лица местного самоуправления МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области», как:

п.2.3 - страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период осуществления полномочий или после прекращения их осуществления, но наступивших в связи с исполнением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности;

п.2.4 - лицам, замещавшим муниципальные должности, производится выплата единовременного пособия в размере однократного денежного вознаграждения ( с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера) в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36, пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере однократного ежемесячного денежного вознаграждения лица, замещающего муниципальную должность, установленного на момент окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий, с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера. Выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий производится в течение одного календарного месяца с момента окончания срока полномочий, либо досрочного прекращения полномочий;

п.2.5 - лицам, замещающим муниципальные должности, производится выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения до устройства на новое место работы, в случае окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий ( за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 ст. 36 пунктами 1, 4, 5 и 8 ч. 10 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» а так же случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Федерального закона) в размере ежемесячного вознаграждения ( с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера) (и далее по тексту порядок указанной применения гарантии);

п.2.6 - гарантии, предусмотренные п.2.4 и 2.5 предоставляются лицу, замещавшему соответствующую муниципальную должность не менее половины определенного Уставом МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» срока полномочий;

п.2..8 - единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей, обоих супругов) выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности в том же порядке и размере, который установлен для муниципальных служащих МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».

           В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

           Как следует из ст. 72 ч. 1 п. «н» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

           В соответствии со ст. 40 ч. 5.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в ред. ФЗ от 04.11.2007г. № 253-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местно самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствиис федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

          Федеральным законодательством гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не установлены.

           В то же время частью 2 пунктами «е», «ж» и «з» статьи 3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27.07.2009 N 1170-ОЗ) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрена возможность включения в Устав муниципального образования, помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, иных гарантий, в том числе вышеперечисленных, которые оспариваются прокурором (п.п.2.3, 2.4, 2.5).

       Между тем, установление указанных гарантий Уставом МО, предусмотренных законодательством субъекта в приведенной части, на что в судебном заседании ссылались представители заинтересованных лиц, само по себе не свидетельствует о соответствии оспариваемого Положения в указанной части (п.п.2.3, 2.4, 2.5) федеральному законодательству в силу следующих обстоятельств.

       Так, вопросы обязательного страхования в Российской Федерации регулируются гражданским законодательством (глава 48 ГК РФ) и принятыми в соответствии с ним законами.

       В силу ст. 71 п. «о» Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

       Согласно ст. 3 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские правоотношения.

       По общему правилу ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком) (п. 1). Согласно п. 3 той же статьи ГК РФ законом могут быть предусмотрены случаи обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставляемых из соответствующего бюджета (обязательное государственное страхование).

         Суд полагает, что под Законом, указанным в п. 3 ст. 927 ГК РФ, во взаимосвязи с ч. 2 ст. 3 того же Кодекса следует понимать федеральные законы, а не законы иного (в данном случае - субъекта Российской Федерации), уровня.

         Статья 969 п. 1 ГК РФ предусматривает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий, которое осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

       Таким образом, из смысла приведенных норм законов следует, что установление обязательного страхования жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Урегулирование вопросов обязательного страхования, в том числе в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, действующим федеральным законодательством не предусмотрено и не отнесено к ведению органов местного самоуправления. Федеральным законодательством (ГК РФ и другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами, содержащими вопросы страхования).

         Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества предусмотрено для государственных служащих определенных категорий, однако к этой категории выборные должностные лица муниципального образования, для которых оспариваемым Положением определен порядок предоставления гарантий в сфере обязательного страхования, не относятся.     

         Учитывая вышеизложенное, предусмотренные Положением гарантии в области обязательного страхования выборным должностным лицам муниципального образования противоречат действующему федеральным законодательством, в связи с чем требования прокурора в указанной части подлежат удовлетворению.

         Полагая заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 2.4 и 2.5 оспариваемого Положения (гарантии в области социально-трудовых отношений) подлежащим удовлетворению, суд исходит из следующего.

          В соответствии с требованиями ст. 72 ч. 1 п. «н» и «к» Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

         По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

        Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

         В силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

         Поскольку предоставление гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления федеральным законодательством не урегулировано, то на основании п. 5.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ такие гарантии устанавливаются уставом муниципального образования на основании закона субъекта Российской Федерации.

         31.10.2008г. Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», вступивший в законную силу с 26.03.2008г., ст. 3 пунктом 2 подпунктами «ж» и «з» которого предусмотрено, что перечисленным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляются гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, установлена возможность включения в устав муниципального образования, среди прочих, оспариваемых прокурором вышеперечисленных гарантий, содержащихся в пунктах 2.4 и 2.5 Положения (выплата единовременного пособия, выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения либо доплата до этого вознаграждения).

            Между тем, статьей 8 вступившего 26.03.2011г. в силу Закона Магаданской области от 11.03.2011г. № 1373-ОЗ «О внесении изменений в отдельные Законы Магаданской области» подпункт «з» пункта 2 статьи 3 Закона Магаданской области № 1061-ОЗ (выплата в течение одного года назначенного денежного вознаграждения либо доплата до этого денежного вознаграждения) признан утратившим силу, в связи с чем по данному основанию аналогичный пункт 2.5 Положения с 26.03.2011г. вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу - Законом Магаданской области № 1061-ОЗ.

         Кроме этого, суд полагает о наличии и других оснований для признания пункта 2.5, а также основания дл признания пункта 2.4 Положения противоречащими действующему федеральному законодательству и недействующими.

       Указанная выше социально-трудовая гарантия введена за пределами полномочий органа местного самоуправления в сфере трудовых и иных сходных с ним отношений.

       Замещение гражданами выборных должностей в муниципальном образовании является реализацией их трудовых прав и охватывается сферой трудового законодательства (ст. 16 ТК РФ).

        Федеральным законом вопросы социальных и трудовых гарантий лицам, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления, не урегулированы. Соответственно, предоставление таких гарантий названным лицам должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.

         Так, в силу ст. 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц на период выполнения ими своих полномочий, а не по окончании срока полномочий.

       Как следует из пунктов 2.4 и 2.5 Положения, гарантии выборным должностным лицам муниципального образования установлены не на период выполнения ими своих полномочий, а по окончании срока этих полномочий, в связи с чем оспариваемое Положение в указанной части, исходя из требований ст. 7 ч. 4 ФЗ № 131-ФЗ, а также из требований ст. 5 ТК РФ, суд находит противоречащим федеральному законодательству и подлежащей в соответствии со ст. 253 ч. 2 ГПК РФ признанию недействующим, а заявление прокурора в этой части - подлежащим удовлетворению.

       При этом суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что оспариваемые пункты 2.4 и 2.5 предоставляют необоснованное преимущество выборному должностному лицу местного самоуправления, поскольку это запрещено статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

        Кроме этого, согласно ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают, в том числе, в результате избрания на должность.

        В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантиями являются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

        Статьей 165 того же Кодекса установлено, что, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления определяется ст. 172 ТК РФ.

          Перечисленные нормы Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление работникам гарантий и компенсаций непосредственно в период исполнения ими трудовых полномочий, в то время как оплата ежемесячного вознаграждения и выплата единовременного пособия по истечении срока полномочий по замещаемой выборной должности выходит за рамки трудового периода и фактически касается условий расторжения трудовых отношений, что противоречит требованиям ст. 172 ТК РФ.

             В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 2.4 и 2.5 Положения, то п.2.6 Положения, соответственно, поскольку он разъясняет порядок применения оспариваемых пунктов 2.4 и 2.5, также должен быть признан недействующим.

            Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что проект оспариваемого Положения в феврале 2011 года направлялся в прокуратуру Ягоднинского района для согласования и прокуратура Ягоднинского района пришла к выводу о том, что решение Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года может быть принято в представленной редакции, судом приняты быть не могут, поскольку, по мнению суда, указанные доводы не имеют правового значения при рассмотрении настоящего гражданского дела.

           Вместе с тем, суд полагает, что требование прокурора о признании п.2.8 Положения противоречащим федеральному закону удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

Абзац 4 части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации относит к полномочиям федеральных органов государственной власти установление обеспечиваемого государством минимального уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам, предоставляемый государством.

В соответствии с ч.2 ст.6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при установлении Трудовым кодексом РФ обеспечиваемого государством минимального уровня трудовых гарантий, органам государственной власти субъекта дано право повышать уровень трудовых гарантий и устанавливать дополнительные гарантии работникам, при этом установление указанных гарантий не должно противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 165 ТК РФ к случаям, при наступлении которых предоставляются гарантии и компенсации, отнесено исполнение государственных или общественных обязанностей.

Порядок предоставления гарантий выборным лицам местного самоуправления установлен ст. 172 ТК РФ, согласно которой гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

В соответствии с ч.2 п.«к» ст.3 Закона Магаданской области от 24.11.2008г. № 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 11.03.2011г. № 1373-ОЗ) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрена возможность включения в Устав муниципального образования, такой гарантии, как единовременная материальная помощь в случае гибели (смерти) членов семьи (мужа, жены, детей, родителей обоих супругов) в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами.

Суд полагает, что такая гарантия установлена законодательным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 и статьи 172 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей регулирование порядка предоставления гарантий выборным должностным лицам, в связи с чем оспариваемый п.2.8 Положения не противоречит федеральному законодательству, законодательству субъекта РФ, и в удовлетворении требований прокурора в указанной части надлежит отказать.

Доводы прокурора о том, что указанная гарантия, предусмотренная п.2.8 оспариваемого Положения, противоречит федеральному законодательству, в связи с тем, что регулирование вопросов возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, также отнесено к гражданским правоотношениям и является предметом ведения Российской Федерации, судом приняты быть не могут, поскольку в оспариваемом пункте Положения регулируется не вопрос причинения вреда жизни и здоровью выборного должностного лица МО, а регулируется вопрос предоставления компенсации, в связи со смертью члена семьи выборного должностного лица, который не отнесен к гражданским правоотношениям, а является социально-трудовой гарантией указанных лиц.

           Разрешая вопрос о том, с какого времени оспариваемые прокурором и признанные судом противоречащими федеральному законодательству пункты Положения должны быть признаны недействующими, суд исходит из следующего.

           Прокурор просит признать оспариваемые пункты Положения с момента принятия Решения Ягоднинским Собранием представителей, утвердившим указанное Положение, то есть с 03.02.2011 года.

             В соответствии со ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

           По делу установлено, что оспариваемое Положение (Приложение № 1), принятое Решением Ягоднинского районного Собрания представителей № 226 от 03.02.2011 года в части предоставления оспариваемых прокурором гарантий не применялся, в связи с чем суд полагает необходимым признать недействующими признанных по настоящему делу противоречащими федеральному законодательству пунктов Положения с момента их принятия, как об этом просит прокурор, то есть с 03.02.2011 года.

            Прокурор при подаче заявления государственную пошлину не оплачивал. С представительного органа местного самоуправления государственная пошлина взысканию не подлежит в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. № 374-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление исполняющего обязанности прокурора Ягоднинского района Магаданской области о признании пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 и 2.8 Приложения № 1 к решению Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия решения- удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента их принятия, то есть 03.02.2011 года, пунктов 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Приложения №1 к решению Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области».

           В удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.8 Приложения №1 к решению Ягоднинского районного Собрания представителей МО «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» № 226 от 03.02.2011 года «Об утверждении Положения о предоставлении гарантий выборным должностным лицам муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» - отказать.

Сообщение о решении суда после его вступлении в законную силу подлежит опубликованию в районной газете «Северная Правда».

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения - 04 июля 2011 года.

Председательствующий судья (подпись)                                 Н.И.Токшарова